Тема 2. Организация как объект управления. Классификация организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Организация как объект управления. Классификация организаций



В результате изучения данной темы Вы сможете:

- раскрыть основные принципы организаций;

- выделить основные разновидности и общие черты организаций как объектов управления;

- проанализировать жизненный цикл организации;

- охарактеризовать элементы внутренней и внешней среды организации.

Ключевые слова: организация, формальная организация, неформальная организация, внешняя среда, внутренняя среда, персонал, цель, технология, организационная культура, организационная структура, жизненный цикл организации.

Рекомендованная литература: 1,9,17,19,22,30,31

Методические рекомендации к изучению темы.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно, управляемо или спонтанно координируется для достижения определенной цели.

Обобщенная классификация организаций представлена на рис. 2.1.

 

 

 

Рис. 2.1. Классификация организаций

 

Факторы влияния на организацию - движущие силы, которые влияют на производственно-хозяйственную деятельность организации и обеспечивают определенный уровень полученных результатов.

Внешняя среда - это совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывают влияние на ее деятельность в текущем периоде и на перспективу.

Организация полностью зависит от среды, поскольку получает от нее ресурсы и удаляет туда отходы. В силу этого среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой организации.

Выделяют:

1) микроокружения (деловое окружение), с элементами которого организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты);

2) макроокружения (фоновое окружение), на элементы которого организация влиять не в состоянии (политика государства, состояние рынка и т.п.), а может только приспосабливаться.

Внутренняя среда организации - это совокупность факторов, которые являются объектом контроля, регулирования руководством. Именно они формируют прибыльность предприятия и имеют на него непосредственное влияние. Выделяют основные элементы (составляющие) внутреннего окружения (рис. 2.2.).

 

 

Рис. 2.2. Основные элементы внутренней среды организации

Структура организации, характер ее деятельности испытывают определенные циклические изменения.

Различают следующие этапы жизненного цикла организации:

Этап 1 - Создание организации («зарождения»): регистрация, первоначальное инвестирование деятельности.

Этап 2 - Рост («молодость»)

- «Детство» - рост численности персонала, специализация на производстве определенного товара или услуги; закрепление на отдельных сегментах рынка, обеспечение безубыточной деятельности. Управление организацией имеет централизованный характер;

- «Юность» - дальнейший рост численности персонала, управленческие решения принимаются несколькими руководителями, увеличение количества конторских служащих и обслуживающего персонала, узкий круг специалистов - профессионалов; жесткий бюджет и информационная система; организация деятельности проводится с помощью ограниченного количества нормативов и инструкций, наблюдается расширение целевых сегментов рынка, обеспечение высоких темпов роста прибыли, инвестирование развития на принципах самофинансирования.

Этап 3 - «Зрелость» - организация увеличивается по размерам, происходит расширение сегментов сбыта, ориентация на региональную диверсификацию, рост доходов на оптимальном уровне; в организации развивается бюрократия, разделение труда носит экстенсивный характер, формализуется политика и распределение полномочий. В управлении персоналом широко используются правила и должностные инструкции. На производстве и в маркетинге заняты специалисты профессионалы. Децентрализация до уровня руководителей подразделений, что может привести к уменьшению гибкости и инновационной активности.

Этап 4 - Организационный спад («старение») падение доходности и финансовой устойчивости компании. Сохранение позиций или частичное уменьшение объемов производства. Свертывание деятельности.

Иногда прослеживается Этап 5 - Возрождение: проведение реинжиниринга с радикальной перестройкой бизнес-процессов в организации. Привлечение значительных объемов инвестиций для внедрения инновационных проектов. Обновления форм, видов и направлений деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Сущность организаций.

2. Виды организаций.

3. Факторы влияния на организацию.

4. Основные элементы внутренней среды организации

5. Элементы внешней среды.

6. Этапы жизненного цикла организации.

Тесты для проверки знаний.

1 Факторы внешней среды организации разделяют на факторы…

1) прогрессивного и регрессивного влияния;

2) макроэкономические и микроэкономические;

3) прямого и непрямого действия;

4) пропорционального и непропорционального действия.

1 Организация – это…

1) аппарат управления;

2) люди, осуществляющие управления;

3) люди, выполняющие определенные задания;

4) группа людей, деятельность которой спонтанно, специально или управляемо координируется на достижение определенной цели.

2 В зависимости от цели и способа образования организации подразделяются на:

1) формальные и неформальные;

2) малые, средние, крупные;

3) простые и сложные;

4) механистические и органистические.

3 Цель организации – это:

1) мотивация позитивного психологического климата в организации;

2) конкретное, конечное состояние или ожидаемый результат деятельности людей, работающих вместе;

3) промежуточный результат деятельности организации.

4 К факторам внешней среды организации относятся:

1) менталитет населения государства;

2) работники отдела кадров организации;

3) профсоюзная организация на предприятии;

4) инфляционные процессы в государстве;

5) технологические процессы в организации.

5 К факторам внешней микросреды организации относятся:

1) международные события;

2) конкуренты;

3) экономисты организации;

4) поставщики;

5) политики государства.

6 Внутренняя среда организации состоит из элементов:

1) цели;

2) организационная структура;

3) персонал;

4) потребитель;

5) поставщик;

6) конкурент.

8 По характеру адаптации к изменению организации подразделяются на:

1) формальные и неформальные;

2) малые, средние, крупные;

3) простые и сложные;

4) механистические и органистические.

9 На этапе жизненного цикла организации «детство» происходит…

1) увеличение организации по размерам, расширение сегментов сбыта, ориентация на региональную диверсификацию, рост доходов на оптимальном уровне; формализация политики и распределение полномочий;

2) рост численности персонала, специализация на производстве определенного товара или услуги; закрепление на отдельных сегментах рынка, обеспечение безубыточной деятельности;

3) дальнейший рост численности персонала, увеличение количества конторских служащих и обслуживающего персонала, формировании жесткого бюджета и информационной системы; расширение целевых сегментов рынка, обеспечение высоких темпов роста прибыли, инвестирование развития на принципах самофинансирования;

4) падение доходности и финансовой устойчивости компании, сохранение позиций или частичное уменьшение объемов производства.

10 На этапе жизненного цикла организации «зрелость» происходит…

1) увеличение организации по размерам, расширение сегментов сбыта, ориентация на региональную диверсификацию, рост доходов на оптимальном уровне; формализация политики и распределение полномочий;

2) рост численности персонала, специализация на производстве определенного товара или услуги; закрепление на отдельных сегментах рынка, обеспечение безубыточной деятельности;

3) дальнейший рост численности персонала, увеличение количества конторских служащих и обслуживающего персонала, формировании жесткого бюджета и информационной системы; расширение целевых сегментов рынка, обеспечение высоких темпов роста прибыли, инвестирование развития на принципах самофинансирования;

4) падение доходности и финансовой устойчивости компании, сохранение позиций или частичное уменьшение объемов производства.

 

Тема 3. Планирование в организации

В результате изучения данной темы Вы сможете:

- раскрыть экономическую сущность планирования в организации как функции менеджмента;

- охарактеризовать основные составляющие элементы бизнес-планов.

Ключевые слова: планирование, план, стратегическое планирование, оперативное планирование, тактическое планирование, текущее планирование, бизнес-план.

Рекомендованная литература: 1,8,13,16,22,30,31

Методические рекомендации к изучению темы.

Планирование - процесс, который определяет постановку целей и способы их реализации (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Основные характеристики планирования в организации

№ п/п Признаки Характеристика
1 Предмет планирования - планирование целей; - планирование средств; - планирование процессов.
2 Сроки планирования - долгосрочное планирование (более 5 лет); - среднесрочное планирование (1-5 лет); - краткосрочное планирование (до 1 года).
3 Масштабы планирования -общее планирование предприятия, организации; - планирование по отраслям деятельности; - планирование проектов.
4 Принципы планирования экономическая целесообразность; координация; непрерывность; научность; директивность; контроль; рекомендационность: гибкость; практичность; интеграция.
5 Цели планирования -сознательная организация хозяйственной деятельности; -согласование ежедневных действий по перспективному развитию организации; -контроль фактических параметров работы организации.

 

Объекты планирования:

· разработка целей и стратегии фирмы;

· распределение ресурсов и резервов;

· разработка стандартов и нормативов;

· производственная, финансовая, инновационная и другие деятельности.

Субъекты планирования:

а) менеджеры;

б) плановые отделы и организации.

Под стратегическим планированием понимают набор действий и решений, приводящих к разработке конкретных целей и стратегий, соответствующей системы плановых документов (стратегических планов, проектов и программ), предназначенных для того, чтобы помочь предприятию существовать в долгосрочной перспективе. Инструментами стратегического планирования являются долгосрочные прогнозы различного типа (в т.ч. сценарии), стратегические планы, проекты и программы развития объекта управления.

Тактическое планирование представляет собой организованную последовательность действий, разработанных с целью выполнения стратегического плана. Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром выполнения стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

Бизнес-план - документ, содержащий систему мер или программу действий, связанных временем и местом реализации, согласованных с целями и ресурсами и направленных на получение прибыли на основе реализации предпринимательского проекта.

Бизнес-план состоит из следующих разделов.

Раздел 1. Введение (общая характеристика будущей деятельности).

Раздел 2. Характеристика товаров (услуг).

Раздел 3. Рынки сбыта товаров (услуг).

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта.

Раздел 5. План маркетинга.

Раздел 6. План производства.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Раздел 9. Оценка риска и страхование.

Раздел 10. Финансовый план.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

Вопросы для самоконтроля.

1. Сущность планирования.

2. Основные характеристики планирования в организации.

3. Объекты и субъекты планирования.

4. Виды планирования.

5. Элементы бизнес-плана.

6. Особенности бизнес-планирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.042 с.)