Эмпирическое исследование влияния арт-терапии на преодоление внутриличностных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирическое исследование влияния арт-терапии на преодоление внутриличностных конфликтов



 

Для изучения влияния арт-терапии на преодоление внутриличностных конфликтов, мы провели с участниками эксперимента по 3 упражнения: в первый день после опроса и изучения существующих конфликтов участникам предложили поучаствовать в первом упражнении. Каждому участнику предложили холст, краски и кисти, и возможность выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; позволив индивидуально нарисовать какой-нибудь образ. В процессе работы с каждым из участников индивидуально обсуждались образы, которые каждый из них пытался изобразить, ситуации, которые каждый связывает с этим образом и т.п.

Второй день был посвящен следующему упражнению: участникам эксперимента предложили описать существующие «внутри них» противоречия, эмоциональные переживания, трудности в литературной форме. Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. Таким образом, цель данного упражнения - не просто воспроизвести в письменной форме какие-то внутренние переживания, но и найти способ их преодоления, увидеть желаемое поведение в данной ситуации и т.д.

На третий день отобранной группе предложили для инсценировки различные ситуации, в зависимости от внуртиличностных конфликтов. Например, людям, для которых причиной внутренних противоречий послужили сложные отношения в семье, было предложено инициировать диалоги на разные темы между детьми и родителями. При чем те родители, которым сложно понять своих детей в жизни, должны были сыграть именно их. Обыгрывались такие ситуации, как реакция родителей на сообщение сына (дочери) о поступлении в «неперспективный», с их точки зрения, ВУЗ (ненужную специальность) и прочее. Данное упражнение позволяет людям взглянуть на ситуацию с другой стороны, не только понять своего собеседника, но и увидеть себя как бы со стороны.

После проведения перечисленных упражнений, со всеми участниками были проведены индивидуальные беседы, результаты которых приведены в таблице 2. Анализ результатов проводился с учетом первоначальной причины конфликта (собственно самой проблемы).

 

Таблица 2 - Результаты самоотчета испытуемых по итогам проведения упражнений.

 Проблема Вопрос Проблемы с детьми Проблемы взаимоотношений с близкими Проблемы в достижении целей (карьерных, материальных)
1. Смогли ли Вы более глубоко понять причину Вашего внутреннего конфликта? Да - 100% Да - 100% Да - 100%
2. Заметили ли Вы, что стали более сдержанны? Да - 100% Да - 88%, нет - 12% Да - 60%, нет - 40%
3. Заметили ли Вы снижение депрессивного состояния? Да - 50%, нет - 50%. Да - 40%, нет - 60%. Да - 50%, нет - 50%.
4. Снизилась ли тяга к алкоголю (наркотикам)? (задан тем, кто отметил у себя тягу при первой беседе) - Да - 50%, нет - 50% Нет - 100%

 

В результате которых выявились существенные изменения в лучшую сторону у 13 из 16 испытуемых. Они отметили существенные изменения в лучшую сторону своего внутреннего состояния, осознали причину конфликта и отметили, что смогли биле широко осмыслить сложившиеся ситуации.

Таким образом, гипотеза о том, что арт-терапия помогает в преодолении внутриличностных конфликтов полностью доказана.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Арт-терапия - это очень популярный в наше время вид терапии, поэтому разработка программ арт-терапии - перспективное направление, так как искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому - для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. Одна из задач арт-терапии - помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение - служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического и психического здоровья: работа со своими зависимостями; различные психические болезни, насилие, отставание в развитии, соматические заболевания, СПИД; дезадаптация в обществе, проституция, бездомные, сексуальное и домашнее насилие. Арт-терапия в группах способствует коммуникации и социализации. Поэтому, нужно отметить, данная работа по исследованию межличностного конфликта и разработке программы арт-терапии для его преодоления - это лишь одно из возможных направлений использования арт-терапии.

Так же помимо огромного спектра направлений существует еще и огромный спектр техник и технологий в арт-терапии. Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… и это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте. В разработанной программе для преодоления межличностных конфликтов использовалось большое число из существующих методик, так как количество их не ограниченно, как и сфера интересов и талантов людей, то остается еще широкое поле для исследования и моделирования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986-с.224

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004-с.26

.   Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.159

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.121

.   Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.160, 163

.   Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2005-с.201

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 1968-с.32

.   Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2005-с.189

.   Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969-с.211

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.123-124

.   Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973-с.166

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.123

.   Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.163

.   Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 196

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.126

17. Сайт психологической тематики <http://www.therapy.by/therapy/art-terapiya> [Электронный ресурс]

.   Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.

19. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999.

. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2005.

. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004.

. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986.

. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998.

. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.007 с.)