Направленность (профиль): Логопедия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность (профиль): Логопедия



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

                                                                                                 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): Логопедия

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………....……4

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………..….7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………….…….23

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………….…………………………………….……...25

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………….......33

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………35

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ….…………………........35

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ…………………………………..35

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Логопедические технологии» является обязательной дисциплиной вариативной части ОПОП, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».

Очная форма обучения

Дисциплина «Логопедические технологии» имеет общий объём 5 ЗЕТ (180 часов), из них 72 часа аудиторная работа: 10 часов лекционных занятий (6 часов в 4 семестре; 4 часа в 5 семестре), 32 часа практических занятий (6 часов в 4 семестре; 26 часов в 5 семестре) и 30 часов лабораторных занятий (10 часов в 4 семестре; 20 часов в 5 семестре), самостоятельная работа студентов (63 часа) (14 часов в 4 семестре; 49 часов в 5 семестре). Дисциплина изучается в течение 4 и 5 семестров. Промежуточный контроль – экзамен (45 часов) проводится в 5 семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

Заочная форма обучения

Дисциплина «Логопедические технологии» имеет общий объём 5 ЗЕТ (180 часов), из них 48 часов аудиторная работа, 119 часов самостоятельной работы студентов, 13 часов выделяется на контроль: 3 курс, зимняя сессия: 8 часов лекционных занятий, 8 часов практических занятий; 30 часов самостоятельной работы студентов; 3 курс, летняя сессия: 6 часов практических занятий, 4 часа лабораторных занятий, 48 часов самостоятельной работы студентов, 4 часа выделяется на итоговый контроль (зачет); 4 курс, зимняя сессия: 2 часа лекционных занятий, 6 часов практических занятий, 4 часа лабораторных занятий, 20 часов самостоятельной работы студентов; 4 курс, летняя сессия: 6 часов практических занятий, 4 часа лабораторных занятий, 21 час самостоятельной работы студентов; 9 часов выделяется на итоговый контроль (экзамен). Дисциплина изучается на третьем и четвертом курсах и завершается соответственно зачетом и экзаменом.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Изучение данного курса опирается на такие ранее изученные обязательные дисциплины базовой части как «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Современный русский язык», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Основы дошкольной логопедии»; обязательные дисциплины вариативной части: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», «Нарушения темпо-ритмической организации речи»; дисциплину по выбору вариативной части «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения».

Для освоения дисциплины студентам необходимо знать основы современного русского языка с основами языкознания, особенности речевого развития учащихся с различными речевыми нарушениями, выделенных в психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации; уметь планировать коррекционно-образовательную работу на основе результатов диагностики; владеть навыками коммуникации для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

В результате изучения курса студент должен знать строение и функционирование артикуляционного аппарата, голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи, определение предмета, объекта и задач логопедического обследования, направления обследования моторных функций и речи, особенности формирования интонационной стороны речи у ребенка с нарушениями речи; уметь создавать модели и разрабатывать протоколы обследования; организовывать обследование по разделам; формулировать выводы по результатам обследования; разрабатывать модели фрагментов занятий по коррекции нарушений речи; обосновать выбор методик по коррекции и восстановлению темпо-ритмо-интонационной стороны речи; владеть технологией проведения логопедического обследования, разработки программ коррекционного воздействия при нарушениях речи.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для освоения обязательной дисциплины вариативной части «Логопедическая ритмика»; дисциплин по выбору вариативной части: «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Проектирование индивидуальной коррекционной программы»; для последующего прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями речи, по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности на логопункте в общеобразовательной организации, по получению первичных профессиональных умений и навыков в С(К)ОО для детей с ТНР и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями речи, на логопункте общеобразовательной организации, в С(К)ОО для детей с ТНР. Также изучение дисциплины необходимо для прохождения итоговой государственной аттестации.

1.4. Цель дисциплины:

– Овладение студентами технологиями логопедической работы по изучению и коррекции нарушений произносительной, интонационной и темпо-ритмической стороны речи у лиц с речевыми нарушениями.

Задачи дисциплины:

1. Формирование представлений о строении и функционировании артикуляционного аппарата; голосовых и звукопроизносительных характеристиках устной речи.

2. Овладение студентами технологиями формирования и коррекции речевых звуков и речевого дыхания.

3. Формирование знаний о предмете, объекте и задачах логопедического обследования; направлениях обследования моторных функций и речи; умения создавать модели обследования.

4. Формирование у студентов рефлексивной деятельности, предполагающей овладение анализом факторов и условий организации и проведения логопедического обследования, планирования занятий по результатам обследования.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1. ПК-3 – готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.1 – симптоматику и этиопатогенез нарушений произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи У.1 – психофизиологически обосновывать структуру занятия и методику коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи; У.2 – проектировать коррекционную работу при различных речевых нарушениях В.1 – навыками планирования коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи
2. ПК-4 – способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности З.2 – методику работы по формированию и коррекции произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи У.3 – осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями произносительной, интонационной темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи; У.4 – анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования В.2 – логопедическими технологиями коррекции нарушений произносительной стороны речи и речевого дыхания, моторных функций и речи, интонационных и темпо-ритмических нарушений
  ПК-5 – способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.3 – анатомо-физиологические и лингвистические основы формирования речи; З.4 – психолого-педагогические и логопедические основы обследования; З.5 – структуру речевой патологии при различных формах нарушения речи У.5 – определять адекватную методику обследования при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи В.3 – навыками применения анатомо-физиологических, лингвистических, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе логопедического обследования; В.4 – навыками проведения логопедического обследования, интерпретации его результатов

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Очная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Технология формирования и коррекции произносительной стороны речи 2 10 10 17 39
I.1 Строение и функционирование речевого аппарата 1 - - 1 2
I.2 Акустические характеристики устной речи 1 - - 1 2
I.3 Технология формирования и коррекции речевых звуков - 8 8 13 29
I.4 Технология формирования речевого дыхания - 2 2 2 6
II Раздел II. Технология обследования моторных функций и речи 4 6 12 20 42
II.1 Логопедическое обследование: предмет, объект, задачи 2 - - 2 4
II.2 Структурно-содержательная характеристика этапов обследования 2 - 4 6 12
II.3 Организация и проведение обследования моторных функций и речи - 6 8 12 26
III Раздел III. Технология формирования интонационной стороны речи 2 6 6 12 26
III. 1 Паралингвистические средства общения. Интонация как паралингвистическое средство общения 2 - - 2 4
III. 2 Методика изучения интонационной стороны речи у детей - 2 2 4 8
III.3 Основные направления работы и методические рекомендации по формированию интонационной стороны речи у детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия - 4 4 6 14
IV Раздел IV. Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании 2 8 4 14 28
IV.1 Характеристика интонации при нарушении темпо-ритмической стороны речи 2 - - 2 4
IV.2 Изучение средств для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи - 4 2 6 12
IV.3 Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи - 4 2 6 12
  ИТОГО: 10 30 32 63 135
  Контроль         45
  ВСЕГО:         180

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Заочная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Технология формирования и коррекции произносительной стороны речи 2 4 6 30 42
I.1 Строение и функционирование речевого аппарата 1 - - 3 4
I.2 Акустические характеристики устной речи 1 - - 3 4
I.3 Технология формирования и коррекции речевых звуков - 2 6 20 28
I.4 Технология формирования речевого дыхания - 2 - 4 6
II Раздел II. Технология обследования моторных функций и речи 4 2 6 20 36
II.1 Логопедическое обследование: предмет, объект, задачи 2 - - 2 4
II.2 Структурно-содержательная характеристика этапов обследования 2 - - 6 8
II.3 Организация и проведение обследования моторных функций и речи - 2 6 12 24
III Раздел III. Технология формирования интонационной стороны речи 2 2 6 30 40
III. 1 Паралингвистические средства общения. Интонация как паралингвистическое средство общения 2 - - 2 4
III. 2 Методика изучения интонационной стороны речи у детей - 1 2 7 10
III.3 Основные направления работы и методические рекомендации по формированию интонационной стороны речи у детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия - 1 4 21 26
IV Раздел IV. Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании 2 4 8 39 53
IV.1 Характеристика интонации при нарушении темпо-ритмической стороны речи 2 - - 4 6
IV.2 Изучение средств для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи - 2 2 14 18
IV.3 Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи - 2 6 21 29
  ИТОГО: 10 12 26 119 167
  Контроль         13
  ВСЕГО:         180

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема

План

Методическое обеспечение

1

Содержание раздела

Список литературы:

[1; 4; 7; 18; 42; 47]

Список литературы:

[4; 7; 21; 44]

Список литературы:

[2; 18; 20; 21; 24; 32; 33; 39; 41; 42; 45-47]

Список литературы:

[1; 4; 7-9; 47]

Список литературы:

[2; 18; 20; 21; 24; 32; 33; 39; 41; 42; 45-47]

Список литературы:

[1; 4; 7-9; 47]

Балла

[1; 4; 7; 18; 42; 47]

Балла

[4; 7; 21; 44]

Баллов

[2; 18; 20; 21; 24; 32; 33; 39; 41; 42; 45-47]

Балла

[1; 4; 7; 18; 42; 47]

1. Составление терминологического словаря – 3

2. Подготовка реферата «Особенности коррекции нарушений звукопроизношения при различных речевых патологиях» – 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-3: З.1

симптоматику и этиопатогенез нарушений произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

У.1

психофизиологически обосновывать структуру занятия и методику коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи;

У.2

проектировать коррекционную работу при различных речевых нарушениях

В.1

навыками планирования коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

– Проверка реферата «Особенности коррекции нарушений звукопроизношения при различных речевых патологиях».

– Кейс-задание (Папка «В помощь начинающему логопеду» по разделам: «Артикуляционные профили, характеристика звука, недостатки произношения»).

– Кейс-задание (Папка «В помощь начинающему логопеду» по разделам: «Комплекс артикуляционной гимнастики, способы постановки звука; материал для автоматизации и дифференциации звуков»).

ПК-4:

З.2

методику работы по формированию и коррекции произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

У.3

осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями произносительной, интонационной темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи;

У.4

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования

В.2

логопедическими технологиями коррекции нарушений произносительной стороны речи и речевого дыхания, моторных функций и речи, интонационных и темпо-ритмических нарушений

- Индивидуальное собеседование.

- Обоснование использования дыхательных тренажеров для формирования речевого дыхания.

ПК-5: З.3

анатомо-физиологические и лингвистические основы формирования речи

 

- Проверка выполнения аналитических заданий: таблица «Классификация звуков русского языка»; рисунка «Органы артикуляционного аппарата»; рисунка-схемы «Органы дыхания».

- Терминологический анализ основных понятий раздела.

2

Раздел II. Технология обследования моторных функций и речи (42 часа)

2.1

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-3: З.1, У.2

ПК-5: З.4, З.5; У.5; В.3, В.4

2.2

Содержание раздела

Список литературы:

[2; 6; 7; 16; 22; 25; 26; 37]

Список литературы:

[2; 6; 7; 11; 14; 16; 22; 25; 26; 29; 31; 37; 38; 47]

Список литературы:

[2; 6; 7; 11; 14; 16; 22; 25; 26; 29; 31; 37; 38; 47]

Список литературы:

[2; 6; 7; 11; 14; 16; 22; 25; 26; 29; 31; 37; 38; 47]

Баллов

[2; 6; 7; 16; 22; 25; 26; 37]

Баллов

[2; 6; 7; 11; 14; 16; 22; 25; 26; 29; 31; 37; 38; 47]

Баллов

[2; 6; 7; 11; 14; 16; 22; 25; 26; 29; 31; 37; 38; 47]

1. Конспектирование литературы по теме «Принципы логопедического обследования» – 3

2. Подготовка реферата «Специфика логопедического обследования при различных нарушениях речи» – 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-3: З.1

симптоматику и этиопатогенез нарушений произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

- Устный опрос по теме «Структура речевой патологии при различных формах нарушения речи».

ПК-3: У.2

проектировать коррекционную работу при различных речевых нарушениях

- Выступление с докладом на семинарском занятии.

ПК-5: З.4

психолого-педагогические и логопедические основы обследования;

З.5

структуру речевой патологии при различных формах нарушения речи

- Аннотирование литературы по теме «Предмет, объект и задачи логопедического обследования».

- Конспектирование методической литературы по теме «Принципы логопедического обследования».

ПК-5: У.5

определять адекватную методику обследования при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

- Проверка составленных протоколов по разделам обследования моторных функций и речи.

- Представление наглядного материала для проведения обследования моторных функций и речи.

- Индивидуальное собеседование.

ПК-5: В.3

навыками применения анатомо-физиологических, лингвистических, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе логопедического обследования;

В.4

навыками проведения логопедического обследования, интерпретации его результатов

 

- Проверка оформленных протоколов обследования моторных функций и речи.

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

3

Раздел III. Технология формирования интонационной стороны речи (26 часов)

3.1

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-3: З.1; У.1, У.2; В.1

ПК-4: З.2; У.3, У.4; В.2

ПК-5: У.5; В.4

3.2

Содержание раздела

Список литературы:

[1; 4; 7; 10; 21; 44]

Список литературы:

[7; 34; 7;44; 47]

Список литературы:

[1; 3; 4; 5; 8; 9; 15; 27; 28; 30; 34; 36; 44; 47; 49]

Список литературы:

[7; 34; 7;44; 47]

Список литературы:

[1; 3; 4; 5; 8; 9; 15; 27; 28; 30; 34; 36; 44; 47; 49]

Балла

[1; 4; 7; 10; 21; 44]

Баллов

[7; 34; 7;44; 47]

Тема III.3. Основные направления работы и методические рекомендации по формированию интонационной стороны речи у детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия

3. Составить модели образцов логопедического воздействия при различной речевой патологии (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, алалия) по коррекции: интонации; мелодики речи; темпа речи; тембрального окрашивания; паузациями; модуляции; интенсивности; голосоподачи; дыхания (дыхательные гимнастики Ипполитовой; Бутейко; В.Н. Стрельниковой)

Баллов

[1; 3; 4; 5; 8; 9; 15; 27; 28; 30; 34; 36; 44; 47; 49]

1. Составление таблицы «Особенности интонационной стороны речи детей с нарушениями речи» – 3

2. Подготовка реферата «Особенности коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей с различными нарушениями речи» – 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-3: З.1 симптоматику и этиопатогенез нарушений произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

ПК-4: З.2

методику работы по формированию и коррекции произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

- Проверка выполнения аналитических заданий: таблица «Особенности интонационной стороны речи детей с нарушениями речи».

ПК-3: У.1

психофизиологически обосновывать структуру занятия и методику коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи;

У.2

проектировать коррекционную работу при различных речевых нарушениях

ПК-4: У.3

осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями произносительной, интонационной темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи;

У.4

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования

ПК-5: У.5

определять адекватную методику обследования при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

- Проверка выполнения аналитических заданий: таблица «Параметры изучения интонации, ритма и темпа в психологии, психофизиологии, лингвистике, психолингвистике».

- Устный опрос.

- Проверка выполнения реферата «Особенности коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей с различными нарушениями речи».

- Проверка составленных протоколов обследования интонационной стороны речи и соответствующего подобранного наглядного материала.

- Моделирование и анализ фрагментов занятий по формированию и коррекции интонационной стороны речи.

ПК-3: В.1

навыками планирования коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

ПК-4: В.2

логопедическими технологиями коррекции нарушений произносительной стороны речи и речевого дыхания, моторных функций и речи, интонационных и темпо-ритмических нарушений

ПК-5: В.4

навыками проведения логопедического обследования, интерпретации его результатов

- Проверка заполненных протоколов обследования интонационной стороны речи.

- Проверка составленных индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов по результатам обследования.

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

                                 
4

Раздел IV. Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании (28 часов)

4.1

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-3: З.1; У.1, У.2; В.1;

ПК-4: З.2; У.3, У.4; В.2

4.2

Содержание раздела

Список литературы:

[3; 4; 13; 15; 43; 44; 48]

Список литературы:

[3; 4; 5; 15; 23; 27; 30; 48]

Список литературы:

[3; 4; 15; 47; 48]

Балла

[3; 4; 13; 15; 43; 44; 48]

Балла

[3; 4; 5; 15; 23; 27; 30; 48]

Баллов

4. Подбор и представление методического материала для речевых тренировок темпо-ритмической организации речи заикающихся.

Баллов

[3; 4; 15; 47; 48]

5. Контрольная работа.

Баллов

1. Составление схемы «Значение темпа и ритма речи» – 3

2. Разработка конспекта логопедического занятия по восстановлению темпо-ритмической организации речи заикающихся – 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-3: З.1

симптоматику и этиопатогенез нарушений произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

ПК-4: З.2

методику работы по формированию и коррекции произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

- Проверка выполнения аналитических заданий: таблица «Психофизиологическое обоснование «полного стиля произношения»».

- Проверка выполнения аналитических заданий: схемы «Метод К.С. Станиславского».

- Контрольная работа по разделу.

ПК-3: У.1

психофизиологически обосновывать структуру занятия и методику коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи;

У.2

проектировать коррекционную работу при различных речевых нарушениях

ПК-4: У.3

осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями произносительной, интонационной темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи;

У.4

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

- Моделирование фрагментов занятий по восстановлению темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся.

- Анализ проведенного фрагмента занятия по восстановлению темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-3: В.1

навыками планирования коррекционной работы при различных нарушениях произносительной, интонационной, темпо-ритмической и лексико-грамматической сторон речи

ПК-4: В.2

логопедическими технологиями коррекции нарушений произносительной стороны речи и речевого дыхания, моторных функций и речи, интонационных и темпо-ритмических нарушений

- Подбор и представление методического материала для речевых тренировок темпо-ритмической организации речи заикающихся.

- Проведение фрагментов занятий по восстановлению темпо-ритмической организации речи заикающихся.

- Контрольная работа по разделу.

             

Максимальное количество баллов по дисциплине 83 (задания инвариантной части) + 32 (задания вариантной части) = 115 баллов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Селиверстов, В.И. Логопедия. Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия [Электронный ресурс]: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Селиверстов В.И., Парамонова Л.Г. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2016. — 432 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60366.html. — ЭБС «IPRbooks».

Дополнительная литература

2. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 208 с.

3. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2009. – 287 с.

4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.

5. Логопедия [Текст]: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высших учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений: /Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 200 с.

7. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.

8. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 212 с.

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

9. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст]/ Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

10. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст]/ В.М. Акименко – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77 с.

11. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов /Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. – 319 с.

12. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи [Текст] / Л. З. Арутюнян (Андронова). – М.: Эребус, 1993. – 160 с.

13. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст]/ Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.

14. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для детей [Текст] / А.И. Богомолова. – СПб.: Библиополис, 1994. – 208 с.

15. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Сайма, 1993. – 96 с.

16. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 144 с.

17.  Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие [Текст] / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

18. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст] / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение: АО Учеб. лит., 1996. – 143 с.

19. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова – М., 1998. – 280 с.

20. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм [Текст]: учеб. пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 200 с.

21. Илюк, М.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.А. Илюк, Г.А. Волкова. – СПб.: КАРО, 2004. – 40 с.

22. Зинатулин, С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания [Текст]: метод. пособие / С.Н. Зинатулин. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 64 с.

23. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика [Текст]/ авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 171 с.

24. Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.В. Кузнецова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 127 с.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.259 с.)