Права воспитанника приёмной семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права воспитанника приёмной семьи



 

Лишение родительского попечения не является основанием для утраты несовершеннолетним ребенком каких бы то ни было прав, предоставленных ему законодательством Российской Федерации. Напротив, такой статус даёт возможность приобрести ряд дополнительных прав и гарантий. Из этого следует, что воспитанник приёмной семьи обладает, во-первых, правами, которыми пользуется любой несовершеннолетний ребёнок в семье, и во-вторых, правами, предусмотренными специальными нормативными актами, посвященными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Как отмечалось выше, договор о передаче ребёнка в приёмную семью заключается между органом опеки и попечительства и приёмным родителем. Несмотря на то, что несовершеннолетний не является стороной данного договора, он - обязательный субъект отношений по созданию и деятельности приёмной семьи, в пользу и в интересах которого совершаются все юридически и фактически значимые действия со стороны, прежде всего, приёмного родителя. Таким образом, договор о передаче ребёнка в приёмную семью является, в данном случае, единственным основанием возникновения прав и обязанностей воспитанника, составляющие его правовой статус в приёмной семье. Статус воспитанника, как и статус приёмного родителя, носит временный характер. Он возникает в момент заключения договора о передаче ребёнка в приёмную семью и существует до его прекращения в связи с достижением ребёнком совершеннолетия или по другим причинам, повлёкшим его прекращение (расторжение договора).

Несовершеннолетний воспитанник приёмной семьи обладает правами как личного, так и имущественного характера. Они принадлежат ему независимо от того, будет ли он расти и воспитываться в родной семье либо же в чужой, например, семье приёмного родителя.

Личные права возникают с момента рождения ребёнка и прекращаются тогда, когда ему исполняется восемнадцать лет или он проходит процедуру эмансипации, либо же вступает в брак до достижения совершеннолетнего возраста. Руководствуясь главой 11 СК РФ, можно выделить следующие основные права, которыми обладает ребёнок, находящийся на воспитании в приёмной семье:

) право ребёнка жить и воспитываться в семье предусмотрено ст. 54 СК РФ. Оно является одним из основополагающих личных прав, гарантирующих каждому ребёнку возможность либо жить и воспитываться в родной семье, либо если это невозможно - обрести новую приёмную семью (в широком смысле). О приоритетной роли семьи в жизни маленького человека уже ранее говорилось. Тем не менее, ещё раз отметим, что семья - это естественная и необходимая любому ребёнку среда, а семейное воспитание призвано способствовать всестороннему развитию его интеллектуальных, нравственных, физических качеств, приобретению им полезных навыков и первого опыта общения, формированию ценностей и жизненных приоритетов. Данное право первично. Вот почему СК РФ предусматривает, что передача детей, оставшихся без попечения родителей, в детские воспитательные и иные учреждения возможна лишь в том случае, если помещение их в семью усыновителей, опекунскую или приёмную семью не представляется возможным. Несовершеннолетний ребёнок, утративший собственную семью, вправе рассчитывать на устройство, в том числе, и в приёмную. А обязанность по обеспечению данного права лежит на органах опеки и попечительства;

2) право ребёнка знать своих родителей и других родственников (ст. 54 СК РФ). Представляется, что сведения о том, кто фактически являются родителями, не должны быть для ребёнка закрытой информацией. Указанное право должно реализовываться во всех случаях, за исключением тех, когда получение каких-либо сведений о родителях и других родственниках невозможно, либо же это может навредить интересам несовершеннолетнего. Передача в приёмную семью, в отличие от усыновления, ни для кого не является тайной, а также не прерывает правовой связи с родителями и другими родственниками. Соответственно, нет никаких правовых препятствий для ограничения рассматриваемого права; 3) право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ) было рассмотрено в предыдущем параграфе настоящей работы. Здесь же отметим, что одним из особых проявлений данного права является возможность общения несовершеннолетнего, попавшего в «экстренную ситуацию», с близкими ему людьми. В пункт 2 ст. 55 СК РФ говорится о том, что право на общение ребёнка, попавшего в экстренную ситуацию, может быть реализовано им только в отношении родителей и других родственников. Следует полагать, что в случае отсутствия родителей, ребёнок, оказавшийся в подобной ситуации, вправе рассчитывать на общение с теми лицами, на попечение которых он находится в данный момент времени, к которым, с полной уверенностью, молено отнести и приёмных родителей. В связи с этим, редакция данной статьи должна быть изменена. СК РФ не раскрывает понятие «экстренной ситуации». Как отмечает, Л.М. Пчелинцева, употребляемое понятие «охватывает различные случаи, создающие различные предпосылки для причинения морального или физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровья, личной неприкосновенности и т. д.». В качестве примера экстренной ситуации, СК РФ приводит: задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении. В этом контексте «право на общение» предполагает право на личное свидание, право телефонных переговоров, право переписки и пр., порядок реализации которых регламентируется специальными нормативными актами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных нарушениях, Уголовно-исполнительным кодексом РФ;

4) право ребёнка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ) имеет важное значение для каждого несовершеннолетнего.. Его суть состоит в том, что любой ребёнок вправе обращаться в органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет также в суд, с жалобой на имеющие место нарушения его прав, злоупотребление родительскими правами, плохое к нему отношение и т. д. Злоупотребления могут проявляться в различных формах - нанесение побоев, издевательство, грубое обращение, эксплуатация ребёнка и пр.1

Воспитанник приёмной семьи при ущемлении его прав и интересов со стороны приёмного родителя или членов его семьи, небрежном к нему отношении, проявлении агрессии в отношении него, создающие угрозу для его жизни и здоровья, вправе воспользоваться указанным правом.

Орган опеки и попечительства, узнавший о сложной ситуации, сложившейся в приёмной семьи, обязан незамедлительно отреагировать на каждый ставший ему известным факт. Это может стать основанием для проведения внеплановой проверки деятельности родителя-воспитателя, по результатам которой орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры. Главное здесь, чтобы принимаемые решения и совершаемые действия были равнозначны той ситуации, которую необходимо урегулировать. Речь идёт о том, что если, к примеру, родной и приёмный ребёнок не могут найти взаимопонимание друг с другом, то орган опеки и попечительства не должен торопиться ставить вопрос о расторжении договора о передаче ребёнка в приёмную семью. В данном случае, орган опеки и попечительства совместно с приёмным родителем должны найти выход из сложившейся ситуации, прибегнув, например, к услугам психолога или иных специалистов. Досрочное расторжение договора о передаче ребёнка в приёмную семью - это мера, вопрос о применении которой следует ставить только в исключительных случаях;

) право ребёнка выражать своё мнение предусмотрено ст. 57 СК РФ. Прежде всего, оно выражается в том, что ребёнок, оставшийся без попечения родителей, может повлиять на возможность устройства в приёмную семью. В том случае, когда передаче в приёмную семью подлежит ребёнок, достигший десяти лет, органы опеки и попечительства обязаны его выслушать, и при отрицательном отношении к воспитанию в приёмной семье не вправе начинать или продолжать процесс её создания. Более того, ребёнок вправе влиять и на выбор кандидатуры будущего родителя-воспитателя. Отметим, что в случае если приёмный родитель примет решение об усыновлении своего воспитанника, то процедура усыновления может быть произведена без получения согласия последнего (п. 2 ст. 132 СК РФ).

Рассматриваемое право проявляется и во внутри семейных отношениях, складывающихся между приёмным родителем и приёмным ребёнком. В идеальном виде оно предполагает возможность свободно и беспрепятственно высказывать свои мысли, взгляды, выражать свою позицию в семье. Это может касаться выбора учебного заведения, формы обучения, досугового отдыха, покупки тех или иных предметов обихода, одежды и пр. Такое право ребёнка порождает обязанность приёмного родителя заслушивать, учитывать, уважать мнение своего воспитанника во всех случаях, когда тот или иной вопрос хотя бы косвенно затрагивает его интересы.

Следующая группа прав несовершеннолетнего - имущественные права. Согласно СК РФ ребёнок после передачи его в приёмную семью сохраняет право на алименты, выплачиваемые его родителями (п. 2 ст. 71 СК РФ), а также на пенсию (пенсию по случаю потери кормильца), пособия и любые другие социальные выплаты, причитающиеся ему. Данные средства поступают на счет, открытый на его имя в банковском учреждении. Все эти финансовые источники в своей совокупности образуют доход несовершеннолетнего ребёнка, который обладает правом собственности на него. Приёмный родитель вправе лишь ими распоряжаться в интересах воспитанника.

Согласно п. 3 ст. 60 СК РФ приёмный ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, приобретённое в дар или в порядке наследования, на любое иное имущество, приобретённое за счёт его собственных средств, а также право распоряжаться указанным имуществом по правилам, предусмотренным ст.ст. 26, 28 ГК РФ. Так, несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, обладая частичной гражданской дееспособностью, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, и связанные с распоряжением средствами, предоставленными, в частности, приёмными родителями, имеющими целевое назначение (ст. 28 ГК РФ). А те, кому исполнилось четырнадцать и не исполнилось восемнадцать лет к тому же вправе распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ст. 26 ГК РФ).

Следующим важнейшим правом несовершеннолетнего, а равно воспитанника является право собственности на жилое помещение или право пользования им. Не вдаваясь в глубь проблем жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, отметим лишь одно важное обстоятельство, заключающееся в том, что, «выходя» из приёмной семьи, бывший воспитанником сталкивается с проблемой, состоящей в том, что принадлежащая ему квартира обременена долгами по коммунальным платежам. В связи с этим возникает справедливый вопрос, кто же должен осуществлять соответствующие платежи в течение всего времени, пока несовершеннолетний ребёнок находится в приёмной семье? Семейное законодательство возлагает на приёмных родителей обязанность заботиться о несовершеннолетнем, в том числе и о его материальном обеспечении за счёт принадлежащих ему средств. С учётом сказанного, можно заключить, что обязанность по оплате жилья несовершеннолетнего лежит, в частности, на приёмном родителе.

Анализ норм Семейного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что в отношениях друг с другом приёмный родитель и его воспитанник связаны лишь личными взаимными правами и обязанностями, имущественных отношений, на наш взгляд, между ними нет. Находясь на воспитании в приёмной семье, ребёнок по-прежнему остается на полном государственном обеспечении, соответственно, у родителя-воспитателя не возникает обязанности (подчеркнём, именно нет обязанности, но не права) содержать своего воспитанника за счёт личных средств.

Общее жильё, организация совместного быта предполагают постоянное нахождение ребёнка среди предметов, принадлежащих родителю-воспитателю на праве собственности или ином вещном праве. Это могут быть, например, книги, музыкальные инструменты, бытовая техника, автомобиль и т.д. Использование указанных вещей приёмным ребёнком возможно с предварительного разрешения приёмного родителя.  

Если говорить о взаимоотношениях приёмного ребёнка с другими членами семьи приёмного родителя, как проживающих вместе с ними, так и живущих отдельно, то ни СК РФ, ни ГК РФ не предусматривают никаких взаимных прав и обязанностей. Права и обязанности приёмного ребёнка, о например, к родному сыну родителя-воспитателя, определяются морально-нравственными нормами. При этом, следует иметь ввиду, что приёмные и родные дети в рамках данной семьи имеют равные права.

Отметим, что действующее законодательство в области семьи не предусматривает каких-либо семейно-правовых обязанностей несовершеннолетнего, его обязанности не находятся в поле зрения права, а ограничиваются лишь нормами морали и нравственности. В связи с этим представляется ошибочной позиция А.О. Шукурова, полагающего, что приёмный ребёнок должен быть наделён не только юридическими правами, но и обязанностями (автор именно их ставит на первое место), причём как перед приёмными родителями, так и перед другими членами приёмной семьи. Среди них он выделяет обязанность воспитанника уважительно относиться к родителям-воспитателям, оказывать ему посильную помощь в организации общего быта и досуга, не пропускать занятий в соответствующих образовательных учреждениях и т.д. Такие обязанности, по мнению автора, вытекают как из закона, так и из договора. В конечном итоге автор делает вывод о том, что если воспитанник приёмной семьи не будет наделён перечисленными выше юридическими обязанностями, то договоры о передаче ребёнка в приёмную семью практически не будут заключаться1. В качестве возражений на высказанную позицию молено сказать, что обязать, например, девятилетнего ребёнка уважать по сути чужого человека, как, впрочем, и родного, или обязать оказывать ему какую-либо помощь по дому, либо не прогуливать занятия в школе невозможно, да и бессмысленно. Ещё раз повторим, что подобные «обязанности» находятся вне правового воздействия, соответственно вытекать из закона они просто не могут. Что же касается договора, то поскольку он заключается между приёмным родителем и органом опеки и попечительства, то, соответственно, договор о передаче ребёнка в приёмную семью регламентирует именно их права и обязанности. Таким образом, предусмотреть в нём обязанности будущего воспитанника также невозможно. Более того, отметим, что заключение договора о передаче ребёнка в приёмную семью не может ставиться в зависимость от отсутствия или наличия обязанностей приёмного ребёнка, поскольку уважение и любовь могут возникнуть лишь после того, как родитель-воспитатель и приёмный ребёнок поживут какое-то время вместе, узнают, привыкнут друг к другу. И только в том случае, если опыт их общения будет положительным, между ними могут возникнуть подобные чувства. И, наконец, последнее, не исполнение той или иной юридической обязанности должна порождать определённые правовые последствия. Данное положение в очередной раз подтверждает, что говорить о семейно-правовых обязанностях ребёнка невозможно, поскольку трудно представить себе ситуацию, когда к воспитаннику приёмной семьи, проявляющему неуважительное отношение к своему родителю-воспитателю, или совершающего поступки, противоречащие общепринятым нормам поведения, могут быть применены какие-либо санкции. В данном случае, возможно говорить лишь о том, что если между ними не установятся нормальные взаимоотношения, то данное обстоятельство можно рассматривать как основание для расторжения договора о передаче ребёнка в приёмную семью, которое в обязательном порядке должен инициировать орган опеки и попечительства.

Следующая группа представляет собой перечень прав, принадлежащих детям, имеющим особый статус - оставшихся без попечения родителей. Основным нормативным актом является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанный документ предусматривает ряд дополнительных гарантий, направленных на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призванных восполнить потерю собственной семьи и родителей. Среди них право на бесплатное обучение и повышенную стипендию (ст. 6 указанного закона). Здесь же и гарантии по обеспечению жилищных прав таких детей и т.п.

 Итак, правовой статус воспитанника приёмной семьи складывается из: прав, которые имеет любой несовершеннолетний ребёнок, живущий в семье; прав, предусмотренных специальными нормативными актами о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган опеки и попечительства, выполняя свои полномочия, должен быть, прежде всего, «соратником» приёмной семьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.013 с.)