Приемная семья как правовая форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемная семья как правовая форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей



 

Специалисты утверждают, что нахождение ребёнка даже в самом хорошем детском учреждении накладывает на него определённый отпечаток, выражающийся в появлении различного рода проблем, среди которых можно выделить проблемы со здоровьем, психологические проблемы, а также проблемы, связанные с особенностями адаптации ребёнка к самостоятельной жизни после выхода из стен такого учреждения.

Так в результате исследования состояния здоровья воспитанников детских домов, проведённого ещё в 1992 г., выяснилось, что среди них здоровых детей практически нет. Распространённость хронических заболеваний гораздо выше, а состояние здоровья существенно хуже, чем у детей, воспитывающихся в семьях1. Современное положение дел ничем не лучше, чем одиннадцать лет назад.

Следующая группа проблем связана с тем, что организация жизнедеятельности детей в казённом учреждении далека от идеальной модели построения самостоятельного индивидуального образа жизни в рамках семьи. Регламентированная жизнь по группам-классам, коллективное содержание и общение, разложенная по тарелкам еда, отсутствие выбора практически во всём: в еде, одежде, досуговых занятиях, игрушках, играх, общении. В конечном итоге, нет выбора, нет самостоятельности, нет ответственности за свою жизнь, поступки и собственное будущее.2 У детей, живущих в детском доме, совершенно отсутствуют представления о семейном укладе жизни, семейном общении, взаимопомощи и поддержке членов семьи, а также способах рационального ведения домашнего хозяйства.

Чаще всего такие дети пытаются утвердиться в коллективе посредством применения физической силы, воплощая в жизнь принцип:

«главнее тот, кто сильнее», выражая агрессивное отношение к окружающим. Такая ситуация проявляется повсеместно. Психологи составляют и анализируют психологический портрет воспитанников детских учреждений, подходящий практически к каждому из них. Кратко отметим основные его черты:

) ребёнок, как правило, испытывает трудности в общении с окружающими, не осваивает навыки продуктивного общения, поскольку его контакты поверхностны и нервозны;

) ребёнок, зачастую, делит мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они»;

) в отношениях несовершеннолетнего со сверстниками и, особенно, детьми младшего возраста проявляется, как правило, агрессия;

) полное государственное обеспечение отражается в формировании у ребёнка иждивенческой позиции (мне (нам) должны), а также в отсутствии бережливости и ответственности;

) особенности поло-ролевой идентификации воспитанников;

) в эмоциональном плане ребёнок проявляет отчуждённость, эмоциональную холодность, неумение эмоционально общаться;

) формирование искажённого самосознания ребёнка.

Немало проблем и трудностей возникает и у выпускников интернатских и альтернативных учреждений. Бывший воспитанник, выйдя из стен детского учреждения, сталкивается, прежде всего, с материальными трудностями, трудностями поиска друзей и выполнения требований по работе1. Более того, 10% выпускников детских домов и интернатов в конце концов кончают жизнь самоубийством, 40%, так и не получив жилплощади, становятся бомжами, столько же попадает в исправительные учреждения, и, наконец, как правило, за очень редким исключением, никто из них не создаёт успешную семью, а в основном воспроизводят тот образ жизни и стиль поведения в семье, который был ими усвоен в раннем детстве1. И, как справедливо отмечает В.Н. Ослон, «к сожалению, складывается впечатление, что огромные материальные средства, которые выделяет государство на детские учреждения, идут на подготовку «контингента» для криминальных структур и исправительных учреждении».

В свете сказанного, можно заключить, что эффективность практики воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующих государственных учреждениях чрезвычайно низка. Развитие приёмной семьи как формы устройства детей, нуждающихся в семейной опеке и домашнем очаге, позволит решить часть имеющихся проблем.

Для оптимального правового регулирования приемной семьи иее отграничения от других форм устройства необходимо выработать понятие приемной семьи, которое отражало бы ее специфические признаки, связанные с особенностями ее создания и деятельности.

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий. Таким образом, приемная семья является видом семьи как малой социальной группы, основанной на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанных общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями. При этом в зависимости от последствий принятия детей на воспитание можно выделять опекунские семьи, семьи усыновителей и непосредственно приемные семьи. В учебной и научной литературе даются различные определения приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо содержат лишь один или два отличительных признака.

М. В. Антокольская определяет приемную семью как «новый институт семейного законодательства» и как «гибридную форму, содержащую в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления»1. В этом определении делается акцент на новизну данной формы устройства и ее сложный характер, сочетающий в себе различные элементы существующих форм устройства, но не раскрываются сущность и специфические особенности приемной семьи.

А.М. Нечаева характеризует приемную семью как «суррогатную семью, где сложно переплетаются проблемы педагогического и правового характера».2 С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, с другой - в контексте соответствующих статей СК РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства). Таким образом, А.М. Нечаева раскрывает искусственную природу образования приемной семьи.

Ряд ученых отмечают, что приемная семья отличается от других форм устройства тем, что передача детей на воспитание происходит на основе особого соглашения (договора) между органами опеки и попечительства и лицами, желающими воспитывать ребенка3. Соответственно, для определения приемной семьи они используют один, но, по нашему мнению, основной отличительный признак приемной семьи - договорный порядок передачи в нее детей на воспитание.

Л.Ю. Михеева определяет приемную семью как форму устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей1. Таким образом, для определения приемной семьи Л.Ю. Михеева использует также только один ее специфический признак - это возмездность данной формы устройства.

Л.М. Пчелинцева не дает самостоятельного определения приемной семье, однако отмечает, что «приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение»2.

В учебнике по семейному праву под редакцией С.Н. Бондова отмечается, что приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, но имеет и свои, присущие только ей особенности, которые в свою очередь отличают приемную семью от усыновления (удочерения), опеки (попечительства), а именно:

а) приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитать ребенка в своей семье. Сторонами данного договора являются эти лица, а также органы опеки и попечительства;

б) лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями. В роли родителей-воспитателей могут выступать как бездетные супруги, так и те, у кого есть собственные дети;

в) воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

г) приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.

Данное определение, по нашему мнению, является слишком громоздким, неполным и неточным. В частности, допущена неточность относительно обозначения лиц, взявших на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Такие лица в соответствии с СК РФ и Положением о приемной семье именуются приемными родителями. Родителями-воспитателями в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О детском доме семейного типа» являются лица, воспитывающие детей в детском доме семейного типа. Не имеет, по нашему мнению, никакого отношения к особенностям приемной семьи и указание на то, что приемная семья пользуется различными льготами, т.к. различного рода льготами пользуются и усыновители, и опекуны (попечители). Положительной стороной данного определения является указание на то, что приемные дети находятся на полном государственном обеспечении.

М.И. Фетюхин, СЮ. Кочеткова и Ю.М. Фетюхин определяют приемную семью как наилучшую форму опеки и попечительства, закрепленную ныне действующим СК РФ. Однако рассмотрение приемной семьи как формы опеки и попечительства также не раскрывает ее специфику и сущность как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.1

В настоящее время и в законодательстве отсутствует определение приемной семьи, которое подчеркивало бы ее основные специфические особенности как самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство определений приемной семьи, данных в нормативно-правовых актах, основываются на особенности ее создания. Несомненно, это один из основных отличительных признаков данной формы устройства, но не единственный.

Так, ст. 123 СК РФ определяет приемную семью как одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Данное определение приемной семьи не позволяет отграничить ее от других семейных форм устройства, т.к. не содержит никаких отличительных признаков. Таким образом, данное понятие приемной семьи не несет никакой смысловой нагрузки и не может использоваться самостоятельно.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Данное определение является неточным, т.к. содержит также только один отличительный признак создания приемной семьи - договорный характер.

Содержание понятия - это отображенная в сознании совокупность свойств, признаков и отношений предметов, ядром которых являются отличительные существенные свойства, признаки и отношения. Понятие может быть дано в результате анализа всех существенных признаков. Таким образом, для того, чтобы выработать понятие приемной семьи, необходимо раскрыть ее сущность, уделив внимание изменения внесенным действующим законодательством.

Помимо норм СК РФ деятельность приемных семей регулировалась ранее Положением о приемной семье, утвержденным постановлением <garantF1://10035525.0> Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829. Однако впоследствии федеральным законом <garantF1://12060033.0> от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона <garantF1://93182.0> "Об опеке и попечительстве" изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ, а Положение <garantF1://28856298.1000> о приемной семье было отменено в связи с принятием постановления <garantF1://95610.0> Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423.

Изменения в СК РФ свелись к следующему. Так, Закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ признал утратившими силу ст. 151, 154 и 155 СК РФ.

Отмена ст. 151 СК РФ, которая называлась "Образование приемной семьи" и в которой давалась общая характеристика приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, очевидно, объясняется тем, что приемная семья теперь рассматривается не в качестве особой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а скорее как специфическая разновидность опеки и попечительства. Соответственно давать общую характеристику приемной семье нет необходимости, поскольку она дана в нормах, посвященных опеке и попечительству.

Отмена ст. 154 СК РФ, которая содержала общие положения, касающиеся порядка передачи детей на воспитание в приемную семью, также обусловлена тем, что если бы она сохранилась, то по существу дублировала бы как положения СК РФ (например, ст. 145 <garantF1://10005807.145>, в которой все эти вопросы регламентируются в общем виде), так и положения ст. 11-14 <garantF1://93182.11> Федерального закона от 24 апреля 2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Конкретная процедура создания приемной семьи в настоящее время установлена Правилами <garantF1://95610.4000> создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением <garantF1://95610.0> Правительства от 18 мая 2009 г. N 423 (Правила создания приемной семьи), включая также Правила <garantF1://95610.3000> заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденные тем же постановлением.

В соответствии с п. 7 <garantF1://95610.4007> Правил создания приемной семьи орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). А в п. 8 <garantF1://95610.4008> тех же Правил сказано, что организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

В соответствии с Правилами договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не должно, как правило, превышать 8 человек (п. 3 <garantF1://95610.4003> Правил создания приемной семьи). Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

Согласно п. 4 <garantF1://95610.1004> Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы (аналогичный набор документов должен представляться гражданами, изъявившими желание стать приемными родителями):

а) заявление <garantF1://96954.4000> с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление);

б) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);

в) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства;

г) справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

е) копию свидетельства <garantF1://12012195.2200> о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном указанными Правилами <garantF1://95610.1000> (при наличии);

к) автобиографию.

Положения ст. 155 СК РФ, которая называлась "Содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью" по существу изложены в п. 2 <garantF1://10005807.15312> новой статьи 153.1 СК РФ, согласно которому размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель отдает решение этого вопроса субъектам Федерации. Сделано это, видимо, потому, что уровень жизни в разных субъектах различается, и, соответственно, будут различаться суммы, выплачиваемые в качестве вознаграждения опекунам и попечителям, а также размер денежных средств на содержание каждого ребенка.

А статьи 152 и 153 <garantF1://10005807.153> СК РФ изложены в новой редакции. В ст. 152 <garantF1://10005807.16800> дается определение приемной семьи. В частности, подчеркивается, что под приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, осуществляемая по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре. В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства <garantF1://10064072.779> о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений1.

Итак, приемная семья - это временная, профессиональная, семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей.

 Признание приемной семьи разновидностью опеки и попечительства естественно влечет за собой вывод о применении к ней гл. 20 <garantF1://10005807.620> СК, посвященной опеке и попечительству. Однако приемная семья и опека (попечительство) совпадают не во всем. У них разные основания возникновения, прекращения. И если труд опекуна (попечителя) над несовершеннолетним не оплачивается, не засчитывается в трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, то родитель-воспитатель в приемной семье получает за свой труд вознаграждение в виде заработной платы. Количество детей в приемной семье ограничено, а при опеке (попечительстве) ограничений нет и т.д. Но цель приемной семьи и опеки (попечительства) одна - заменить семью. Поэтому здесь опека (попечительство) и приемная семья сходны по своему существу. Но практически в приемную семью попадают дети брошенные, не имеющие близких, как правило, не знающие своих родителей, а под опеку (попечительство) их берут в основном близкие им люди.

Порядок создания приемной семьи определяется Правилами <garantF1://95610.4000> создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением <garantF1://95610.0> Правительства РФ от 18.05.2009 N 423. При рассмотрении вопроса о возможности лица (лиц) стать приемными родителями (родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание его личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя (родителей) указывается на наличие у лиц (лица) необходимых для этого условий.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены:

справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Порядок <garantF1://10036409.1000> их медицинского освидетельствования определяет Минздравсоцразвития России. По результатам проведенного органами опеки и попечительства освидетельствования составляется акт с заключением о возможности стать приемным родителем.

Лицам, желающим стать приемными родителями, предоставляется информация о ребенке, которого они хотят взять в свою семью, после чего им дается направление на его посещение. При согласии на передачу в приемную семью ребенка после предоставления всех необходимых документов на приемного родителя и несовершеннолетнего составляется. После заключения договора приемная семья начинает действовать под контролем органов опеки и попечительства.

В подведении итогов отметим, что приёмную семью следует рассматривать в двух качествах. Во-первых, как один из самостоятельных институтов семейного права, представляющий собой совокупность правовых норм, объединённых в главе 21 СК РФ и направленных на регулирование отношений по организации и деятельности приёмной семьи, прав и обязанностей её субъектов на различных этапах её формирования, в конечном итоге имеющих своей основной целью устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, обеспечение их прав и законных интересов приёмными родителями, а также оказание им иной необходимой помощи. Во-вторых, как: форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. В этом качестве под приёмной семьёй следует понимать организацию жизнедеятельности таких детей в условиях семейного воспитания и обеспечение приёмного ребёнка необходимыми материальными и иными ресурсами родителями-воспитателями и органами опеки и попечительства.

 

Виды приемной семьи

 

Приемная семья является самой новой в законодательстве России формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Период существования приемной семьи с 1996 года и по настоящее время можно охарактеризовать как ее введение и развитие. При разработке и внедрении данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель исходил лишь из общих условий ее создания и деятельности. За прошедший период приемная семья приобрела особенности, связанные с ее деятельностью. Одной из таких особенностей является появление на практике двух разновидностей (правовых моделей) приемной семьи.

Первая модель приемной семьи является, по сути, возмездной формой опеки и попечительства1. При этом отношения, возникающие в приемной семье, в большей степени схожи с отношениями, возникающими при усыновлении ребенка. Приемные родители понимают и принимают приемную семью как обычную семью, а приемного ребенка (детей) - как сына или дочь2. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, 1-2 детей, продолжают работать, т.е. воспитание приемного ребенка не является для них единственным (основным) источником дохода. Такие приемные родители своей целью ставят воспитать одного - максимум двух детей с маленького возраста и до совершеннолетия. При этом по достижении приемными детьми 18 лет приемные родители стараются сохранить с ними личные отношения.

Эта модель приемной семьи, которую можно назвать обычной, или, что то же, договорной, приемной семьей, ориентирована на длительное воспитание ребенка-сироты, и, как правило, приемные родители не намерены в последующем еще брать на воспитание приемных детей. В данной ситуации приемные родители исполнение своих обязанностей рассматривают как осуществление над ребенком, оставшимся без попечения родителей, опеки (попечительства), но на определенных договорных условиях с органом опеки и попечительства.

Вторая модель приемной семьи (специализированная) является, по сути, «гибридом» детского дома и семьи. Приемные родители относятся к выполнению своих обязанностей как к работе, а приемную семью понимают и рассматривают как детский дом семейного типа. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, не менее 5-6 детей, а при выбытии приемного ребенка (детей) берут на воспитание других.

Деятельность по воспитанию приемных детей является для таких приемных родителей основной работой. Свою деятельность по воспитанию приемных детей они соотносят с деятельностью воспитателей детских домов и школ-интернатов.

Соответственно, эти родители относят себя к педагогическим работникам и считают, что им должны быть предоставлены соответствующие гарантии и льготы.

С учетом особенностей сложившихся на настоящий момент моделей приемной семьи необходим и разный подход к регулированию отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства. Представляется, что для разграничения вышеуказанных моделей приемных семей, усовершенствования и модернизации детских домов семейного типа необходимо предусмотреть в законодательстве возможность создания приемных семей двух видов. В качестве критериев разграничения приемной семьи на виды взяты: 1) количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью; 2) правовой статус приемных родителей.

В соответствии с особенностями первого вида приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать гражданским законодательством и именовать такую семью приемной семьей. Детей следует передавать в нее на воспитание на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, который по своей юридической природе является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг. На приемных родителей следует распространять нормы ГК РФ, СК РФ и других нормативно-правовых актов, устанавливающих права, обязанности и ответственность опекунов (попечителей) На воспитание в обычную приемную семью целесообразно передавать не более четырех детей, с учетом того, чтобы общее количество детей, включая родных и усыновленных, не превышало шести человек. На содержание приемных детей выплачивать ежемесячное пособие в размере, определяемом в соответствии с Постановлением Правительства РФ. При условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (общий трудовой) стаж. Выполнение приемными родителями своих обязанностей рассматривать как оказание возмездной услуги, а оплату труда - как вознаграждение за оказанную услугу. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать минимальный размер оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

В соответствии с особенностями второй модели приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать трудовым законодательством и именовать такую семью специализированной приемной семьей. Создание специализированной приемной семьи производить на основании решения органа опеки и попечительства при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти детей. Детей передавать на воспитание в специализированную приемную семью на основании решения органа опеки попечительства. При этом общее количество детей, передаваемых на воспитание в такую приемную семью, должно быть не менее пяти, но и не более десяти, а с учетом несовершеннолетних родных и усыновленных детей - не более двенадцати человек (по аналогии с детским домом семейного типа)1. Оформление отношений между органом опеки и попечительства и приемными родителями осуществлять на основании трудового договора. Права и обязанности приемных родителей закреплять в должностной инструкции. Приемных родителей считать внештатными работниками органа опеки и попечительства2. Выполнение ими своих обязанностей рассматривать как выполнение ими трудовой обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На приемных родителей специализированных приемных семей распространить условия оплаты труда, предоставление ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (трудовой) стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости как педагогическим работникам. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать соответствующий разряд Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, установленный для воспитателей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом стажа работы и квалификации приемных родителей.

С учетом изложенного предлагается внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе:

Ст. 152 СК РФ и изложить её в следующей редакции:

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять на воспитание от одного до четырех детей (приемная семья), либо на основании решения органа опеки и попечительства при желании приемных родителей, имеющих педагогическое образование, взять на воспитание от пяти до десяти детей (специализированная приемная семья).

Если на воспитании в специализированной приемной семье осталось менее пяти детей, орган опеки и попечительства обязан в месячный срок принятии решение о прекращении её функционирования, а приемные родители вправе взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на основании договора.

Таким образом, при совершенствовании законодательства, регулирующего институт приемной семьи, путем введения двух видов приемной семьи институт приемной семьи будет приведен в соответствие со сложившимися на практике моделями приемных семей. Одновременно будут урегулирована проблема отраслевой принадлежности и содержания правоотношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства и конкретизирован подход субъектов Российской Федерации к установлению размера оплаты труда приемных родителей и предоставляемых им гарантий и льгот.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.064 с.)