Перспективы развития банковского сектора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития банковского сектора



 

Государственные банки можно рассматривать как базу, от которой будет отталкиваться банковский сектор после кризиса (или будут отталкивать его).

Как известно, помощь государства будет состоять в выделении банкам субординированных кредитов на 950 млрд. руб. на пять лет, при этом Сбербанк получит 500 млрд. руб. напрямую, остальные - через Внешэкономбанк: ВТБ - 200 млрд. руб., Россельхозбанк - 25 млрд. руб., другие банки - до 255 млрд. руб. (любой коммерческий банк, имеющий соответствующий рейтинг, сможет получить кредит в размере 15% уставного капитала). Данные кредиты будут предоставляться за счет средств бюджета (резервы задействованы не будут).

Вместе с тем, отдельные банки могут оказаться неплатежеспособными и спровоцировать цепную реакцию и потерю доверия к другим банкам, что парализует и без того недостаточно развитый внутренний межбанковский рынок, окончательно перекроет каналы внешних заимствований. Совокупный объем долгов, который отечественным банкам предстоит погасить перед иностранными финансовыми институтами до конца 2008 г., оценивается в 15 млрд. долл. Создадутся предпосылки для подрыва устойчивости всей банковской системы. Следствием этого будут существенные изменения рыночных долей и всей конфигурации банковского сектора в пользу крупных и хорошо капитализированных игроков.

Естественно, следует ожидать очередной волны слияний и поглощений: по некоторым оценкам, из-за кризиса могут пострадать до 30% российских организаций, причем не только мелких, но и 5 - 10 входящих в топ-50 по размеру активов.

В ближайшей перспективе на долю государственных банков и банков, в которых контрольный пакет принадлежит госкомпаниям, скорее всего будет приходиться до 50% совокупных активов (на долю Сбербанка и ВТБ сейчас приходится более 35% активов банковской системы). Удельный вес банков с участием иностранного капитала может составить 25 - 30%, крупные частные банки смогут удерживать до 20%, тогда как удельный вес остальных банков не превысит 2 - 5%.

Можно ожидать укрупнение банков, занимающихся розничным кредитованием. Одна из основных тенденций - существенное снижение числа банков, которые занимаются таким кредитованием. К примеру, до последнего момента реальной выдачей ипотечных кредитов занималось не более десяти банков. Причем даже эти банки пересматривают условия выдачи ипотечных кредитов: приостанавливается программа ипотечного кредитования с первоначальным взносом менее 20% от стоимости приобретаемой квартиры, а также повышаются ставки по ипотеке на 0,5 - 1%. В итоге средний размер ставок по ипотечным кредитам может вырасти до 15 - 16% с недавних 12 - 15%.

В течение года или 1,5 лет может произойти значительное сокращение числа не только розничных, но и других банков.

Региональные и иностранные банки. Реальную конкуренцию крупным банкам в регионах могут составить те региональные банки, которые нашли свою рыночную нишу. Это может быть наметившаяся специализация небольших региональных банков на обслуживании среднего и малого регионального бизнеса, местных органов власти, местной промышленности. Региональные банки, не нашедшие рыночной ниши и испытывающие серьезные финансовые трудности, ожидает выбор: преобразование в небанковские кредитные организации, поглощение крупными банками либо ликвидация.

Низкая степень диверсификации привлеченных (с преобладанием депозитов физических и юридических лиц) и размещенных средств создает определенные проблемы для региональных банков, если учитывать, с одной стороны, снижение разницы между процентными ставками по депозитам и кредитам, а с другой - низкую капитализацию банков, действующих в регионах. Уровень конкуренции в сфере средне- и долгосрочного кредитования пока невысок. Эта ниша заполнена в основном иностранными кредитными организациями и крупными российскими банками, формирующими рынок корпоративных ценных бумаг с фиксированным доходом (облигации и векселя). Из-за ограниченности долгосрочных финансовых ресурсов конкурентоспособность региональных российских банков в этом секторе ниже, чем в других секторах.

В настоящее время удельный вес активов кредитных организаций Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов составляет около 90% активов всей банковской системы РФ. При этом в этих регионах действует чуть более 70% всех кредитных организаций РФ и проживает около 55% населения страны. Наименее насыщены банковскими услугами Сибирский, Южный и Дальневосточный федеральные округа. До сегодняшнего дня основными покупателями российских банковских активов были иностранные кредитные организации. В результате мирового кризиса существенная часть этих банков пострадала и пострадает еще.

Основные конкурентные преимущества иностранных банков - резидентов - высокое доверие российских клиентов и доступ к дешевому международному средне- и долгосрочному капиталу. К важнейшим сферам их позиционирования относятся:

обслуживание иностранных компаний, работающих в России;

финансирование капитальных вложений и оборота экспортно ориентированной промышленности;

розничный бизнес.

Разница в процентных ставках по вкладам между иностранными и государственными российскими банками составляет 4 - 8%, но объемы привлеченных ими средств физических и юридических лиц постоянно растут. Финансовые результаты деятельности (прежде всего отношение «прибыль/капитал») этих банков намного превышают соответствующие показатели российских банков.

В среднесрочной перспективе позиции иностранных банков на российском рынке, скорее всего, будут укрепляться. Как и у российских государственных банков, у них имеются явные преимущества по пассивам, и они занимают наиболее привлекательные сегменты внутренних финансовых рынков.

В посткризисный период государственные и иностранные банки являлись нетто-кредиторам и российской банковской системы. Те и другие увеличивают свою долю в общих объемах кредитования российского реального сектора. Поэтому можно утверждать, что проблема повышения темпов роста российской экономики будет решаться главным образом на основе развития государственных и иностранных банков. У российских частных банков остается не так много вариантов дальнейшего существования - в первую очередь используя процедуры слияния и продажи иностранным банкам.

Макроэкономическая ситуация в России улучшается, и местный рынок становится все более привлекательным для иностранных инвесторов. Скорее всего в ближайшие два-три года их доля не поднимется выше 15 - 20%. Иностранцам надо вкладывать слишком много средств в развитие пока еще небольших банков, поскольку доступных для покупки крупных банков с серьезной долей рынка в России практически нет.

Корпоративные облигации и зарубежное заимствование. Вслед за банковским кризисом вполне ожидаем кризис корпоративных облигаций. После проведенных списаний банки стали с намного большей настороженностью подходить к оценке рисков корпоративных облигаций. Несмотря на снижение ставок рефинансирования, стоимость заимствований для корпораций не стала дешевле, а для более рисковых эмитентов даже выросла. Данная ситуация наблюдается и в Европе, и в США, и в России. Отголоски мировых тенденций в нашей стране отразились не только в сегменте ипотечного кредитования, но и на долговом рынке. Идет рост доходностей, а соответственно появляются трудности с рефинансированием долгов, что в первую очередь отражается на эмитентах третьего эшелона, у которых ограничены источники привлечения средств.

На сегодняшний день в России зарегистрированы как обычные, так и технические дефолты, причем все компании являются эмитентами третьего эшелона, и именно в них эксперты видят опасность для долгового рынка. История дефолтов российских компаний практически началась только с лета 2008 г., раньше дефолты носили единичный характер и основной причиной были неосторожные действия властей. Кризис ликвидности привел к переоценке рисков инвесторами, и сейчас уже есть категория эмитентов, которые не могут разместить бумаги ни под какую ставку. Опасным с точки зрения дефолтов может стать декабрь текущего года, на который приходится второй после июньского пик по погашениям и офертам эмитентов третьего эшелона. На декабрь эмитентам третьего эшелона придется исполнить обязательства почти на 60 млрд. руб.

Наиболее серьезные последствия для состояния реального сектора экономики будет иметь ухудшение ситуации со стоимостью зарубежных кредитов для российских заемщиков. Общепринятым базовым индикатором страховой премии за риск кредитования является стоимость контракта CDS, представляющая собой страховой взнос, выплачиваемый покупателем такого контракта в обмен на обязательство на тех или иных условиях выплатить сумму, указанную в контракте, в случае объявления должником дефолта по своим обязательствам. Агентство Cbonds публикует два таких индекса - по суверенным обязательствам РФ и для пятилетних кредитов «Газпрома» как наименее рискового коммерческого заемщика.

Эти индексы, суммируемые со ставкой LIBOR, являются ориентиром стоимости кредита (в долларах) для наших заемщиков. Оба они в последнее время заметно выросли, причем по коммерческим кредитам, если ориентироваться на CDS «Газпрома», страновая надбавка к LIBOR по кредиту растет с конца мая (т.е. синхронно с падением курсов акций), к началу сентября она удвоилась, а затем выросла еще на 50%, приблизившись к 500 базисным пунктам. Причины - не слишком благополучная обстановка на самих западных кредитных рынках, поддержанная падением цен на сырье. В этих условиях кредиторам непонятно, смогут ли зарабатывать российские компании деньги в изменившейся ситуации. Но при этом в целом страновой CDS России, несмотря на кризис, все еще остается на вполне приемлемом уровне - около 250 базисных пунктов, это в два с лишним раза меньше, чем у Украины, почти в пять раз меньше, чем у Аргентины, и лишь немного больше, чем, например, у Объединенных Арабских Эмиратов.

Одной из причин довольно резкого удорожания кредитов является ситуация на рынке беспоставочных валютных форвардов (NDF, not-deliverable forward), которые широко используются при предоставлении нашим банкам иностранных валютных займов. При этом считается, что от 60% до 80% таких контрактов не связаны с реальным кредитованием и заключаются с целью спекуляции. Котировки этих контрактов практически определяют стоимость межбанковских кредитов в рублях. Поскольку она, таким образом, зависит от ожиданий валютного курса, то с тех пор, как ЦБ РФ перешел к режиму плавающего в определенных границах курса рубля, привлекательность таких контрактов снизилась, а процентные ставки соответственно выросли.

Нынешний кризис в какой-то степени является следствием успеха ЦБ РФ в борьбе со спекулятивным притоком капитала. Перейдя на новый режим интервенций, ЦБ РФ распугал спекулянтов, иностранные игроки закрылись (для них был доступен только офшорный NDF - оборот рынка в Лондоне по рублевым форвардам составлял около 1 млрд. долл. в день, на российском рынке они форвардные сделки не заключают), локальные притормозили (у наших банков соотношение NDF и поставочных валютных форвардов 1:2). Кредиторы без хеджирования также ушли с рынка, так что приток спекулятивного капитала обнулился.

Таким образом, в целом каких-то фундаментальных причин, которые могли бы привести к коллапсу кредитного рынка, не видно.


Заключение

 

Меньше чем за 20 лет своей истории российская банковская отрасль пережила несколько кризисов и периодов дестабилизации: в 1995, 1998 и 2004 гг. Тем не менее о восстановлении банковской системы свидетельствует тенденция к повышению среднего кредитного рейтинга российских банков с CCC до B+, хотя этот показатель и остается одним из самых низких в мире.

Банковская система России по-прежнему подвержена риску сокращения ликвидности под влиянием панических настроений и опасности массового изъятия клиентских вкладов, как уже наблюдалось летом 2004 г. Значительная часть роста бизнеса российских банков финансируется за счет внешних заимствований, создавая риск рефинансирования, ликвидности и валютный риск в банковской системе.

Спады ликвидности, хоть и преодолимые, будут продолжаться, чему способствуют набирающий обороты мировой кредитный кризис и охлаждение отношений с Западом. Пока российские банки успешно справляются с проблемами благодаря коррекции стратегий развития, созданию внутренних резервов ликвидности, поддержке со стороны государства и акционеров. Пятая часть пассивов российских банков формируется за счет средств из-за рубежа, причем в основном это деньги «дочек» иностранных банков. Если рост этих банков затормозится за счет ослабления поступлений из-за рубежа, то затормозится и рост всего рынка.

Неспособность российских банков мобилизовать капитал со сроком долгового обязательства свыше двух лет является наиболее серьезным препятствием на пути расширения масштабов банковского финансирования реальной экономики. И все же, несмотря на все стоящие перед ней проблемы, национальная банковская система способна превратиться в самую крупную в странах Центральной и Восточной Европы, что предопределено масштабами российской экономики. Только инвестиционные потребности в электроэнергетике оцениваются в 5 млрд долл. в год, 8 млрд долл. в год требуется для стабилизации увеличения добычи нефти и примерно столько же - для развития газовой отрасли. Эти суммы сопоставимы со всем совокупным капиталом российских банков.

Необходима глубокая реформа российского банковского сектора, которая могла бы дать новый импульс развитию банков и значительно ускорить процесс повышения их рейтингов.

Наконец, в России психологические последствия экономического кризиса окажутся вовсе не такими тяжелыми, как на Западе. Это связано с тем, что население РФ стало богатеть сравнительно недавно, и все хорошо помнят, как выживать в условиях кризиса. «Лихие» 1990-е выработали у ее граждан психологический иммунитет к проблемам подобного рода. Люди же на Западе пугаются этой неизвестности и неопределенности, потому как уже несколько поколений живут в относительном благополучии, а голод и кризис до сей поры видели лишь, говоря условно, в телепередачах «про Африку».

В глобальном аспекте назрела необходимость создания новой финансовой системы. Во-первых, нужны меры, чтобы привести количество денег (истинных и виртуальных) в соответствие с реально произведенной стоимостью. Во-вторых, требуется реформа финансового регулятора: в Международном валютном фонде и во Всемирном банке, чьи штаб-квартиры находятся в США, на первых ролях находятся американцы, однако сегодня нужна демократическая, прозрачная система управления мировыми финансами, в которой участвовал бы широкий круг стран. В-третьих, необходимо реформировать валютно-денежную систему.

Россия должна и может принять в этом деятельное участие. Первые два пункта можно воплотить в жизнь уже в самое ближайшее время. Третий этап может наступить через три-четыре года. Возможно, понадобится сформировать новую мировую корзину валют, чтобы уйти от доллара как единственной резервной валюты. Какая это будет корзина, сейчас понять довольно сложно. Но при правильном поведении в ней наверняка найдется место не только евро и доллару, но и рублю, юаню, валютам других развивающихся экономик.

Таким образом, в целом каких-то фундаментальных причин, которые могли бы привести к коллапсу кредитного рынка, не видно.

Даже если предположить, что наши банки выведут всю ликвидность, полученную от ЦБ РФ и Минфина России (около 3 трлн руб.), на депозиты в зарубежные банки, накопленные золотовалютные резервы (свыше 500 млрд долл.) вполне позволяют ЦБ РФ направить на поддержку установленной для курса планки средства в размере 100 - 150 млрд долл., чтобы не отбить у банков охоту дальше играть в эту разорительную игру - ведь центробанковский кредит при неизменном курсе существенно дороже валютного депозита. Ситуация могла бы быть гораздо серьезнее, если бы к атаке на рубль подключились международные спекулянты, но, похоже, им сейчас не до нас. Кроме того, для атаки на рубль надо его иметь или, по крайней мере, иметь доступ к неограниченному рублевому кредиту, что для валютных спекулянтов сейчас также нереально. Единственная неприятность спекулятивной атаки на рубль для ЦБ РФ - это дорогой межбанк. Так что при длительной атаке какое-то число банков, очевидно, разорится, но эта цена все же ниже, чем издержки резкой девальвации.

Это в корне отличает ситуацию от 1998 г., когда выпущенные в обращение рубли были покрыты в основном не валютой, а казначейскими обязательствами (по модели США), и погашение ГКО обеспечивало непрерывный приток рублей на валютный рынок. Даже при том, что ЦБ РФ, проводя в ходе интервенций скупку рублей, долго воздерживался от кредитования банков, мирясь в последней фазе кризиса и со ступором платежей.

В то же время события прошедшей осени еще раз напомнили, что заложенная под банковскую систему мина замедленного действия в виде зарубежного фондирования готова сдетонировать от любого шороха на мировых финансовых рынках. Валютные резервы, какими бы они большими ни были, эффективно и без ущерба для ликвидности ввести в дело не получается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.015 с.)