Опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода в Центре развития ребенка МАДОУ № 123 г. Тюмени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода в Центре развития ребенка МАДОУ № 123 г. Тюмени



 

Понятно, что реализация любой программы в отдельно взятом учреждении дошкольного образования не может проходить одинаково. Каждое учреждение составляет свою программу, план, в котором учитываются приоритетные для них направления работы. Часто это может осуществляться за счет объединения каких-то тем, варьирования содержания, формы и методов работы с детьми. Очевидно, что для всех дошкольных учреждений не может быть предложена единая модель планирования педагогической работы.

Специфика работы дошкольных учреждений в силу возраста их подопечных не предполагает жесткого регламента в отношении учебного плана. Обучение и воспитание дошкольников - процесс непрерывный и не ограничивается временными рамками тех или иных занятий. Любая деятельность, происходящая в детском саду в течение всего времени пребывания там ребенка, накладывает отпечаток на его поведение, усвоенные нормы, правила. Это происходит в процессе разных видов детской деятельности - игровой, изобразительной, трудовой и др. В каждом дошкольном учреждении оформляется план работу, который будет наиболее удобным именно для данного педагогического коллектива.

Составление и реализация любой программы по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерных особенностей требует и повышенного внимания к кадрам. Педагог, в первую очередь, должен быть заинтересован в результате своей работы, a для этого необходимы определенные условия - развитый интеллект, гибкий ум, креативность, планирование и моделирование своих действий, но в то же время и умение реагировать на нестандартные и незапланированные ситуации, творческое мышление, инициативность и исполнительность. Педагог должен осознавать последствия своей работы, предполагать их, понимать их полезность. A руководитель дошкольного учреждения - анализировать и улучшать мотивационную среду, что способно в целом повысить мотивированность членов коллектива.

Кадровая политика детского сада № 123 на тщательный подбор кадров, их рост и обучение. Деятельность педагогов по дошкольному образованию детского сада №123 "Почемучка", г. Тюмени,сводится к тому, чтовоспитание культуры нравственного поведения мальчиков и девочек одинаково для тех и других. [20] Разница наблюдается лишь в оттенках, учитывающих особенности их психофизического развития, что и является гендерным подходом к дошкольникам.

Рассмотрим основные положения и формы осуществления гендерного подхода к нравственному воспитанию дошкольников.

. Нельзя злоупотреблять такими требованиями к мальчикам, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Это не принесет пользу ни мальчикам, ни девочкам, поэтому нужно просто напоминать мальчику: "Помоги, пожалуйста", "Принеси, пожалуйста", "Прояви внимание". В таком случае мальчики не чувствуют себя ущемленными в правах, а напротив, ощущают себя покровителями.

Помочь ребенку уважать в себе будущего мужчину достигается в самых обычных будничных делах. Например, дети возвращаются с прогулки. Донести корзину до группы, нагруженную до верха игрушками, лопатками, лейками помогают два мальчика. Их нужно обязательно похвалить и обратить внимание детей, сказав, что они самые сильные, "как богатыри". После этих слов, те дети, которые идут "налегке", начнут предлагать свою помощь девочкам. Кому не хочется быть богатырем!

. Принцип построения отношений между мальчиками и девочками на основе равенствазаключается в том, что воспитание девочек не должно лишать ее волевых качеств, ибо взгляд на женщину, как на слабое существо противоречит современному укладу общества. Девочки также должны проявлять и смелость, и настойчивость, и умение уступать и оказать помощь.

Воспитатель должен добиваться того, чтобы мальчики играли, занимались, разговаривали с девочками как с равными. В итоге, у мальчиков по отношению к девочкам вырабатывается сдержанность, умение заступаться и уступать. И если это освоено в детстве, то в дальнейшем станет выражением мужского достоинства и чести.

И все же требования к мальчикам должны формироваться чуть выше, чем к девочкам. Мальчикам должен быть всегда предоставлен шанс подать пример сдержанности и мужества: к примеру, первыми войти в кабинет врача на прививку или в кабинет стоматолога; первыми съехать с крутой горки; перепрыгнуть через препятствия и подать руку девочке.

При этом не унижая достоинство тех мальчиков, которые не могут этого сделать. Пока мальчики малы, их мужское достоинство может выразиться лишь во внешних формах поведения: например, уступить место девочке, пропустить ее вперед, или, помочь там, где требуется большая физическая сила.

Пусть эти, совсем маленькие, проявления вежливости и внимания лягут в основу взаимоотношения детей. Когда внешние формы поведения воспитываются своевременно, они в дальнейшем выглядят естественными и нормы нравственности становятся выражением поступать именно так, а не иначе.

. Своеобразными методами "прививки" правильных взаимоотношений между мальчиками и девочками могут быть беседы и рассматривание картинок на тему человека и его поступков; чтение художественной литературы по темам - Е. Серовой "Нехорошая история", С. Седова "Сказка про Сережу и Лену". А также - занятия по темам: "О красоте мужской и женской", "Настоящий мужчина", "Настоящая женщина", "Труд мужской и женский". Просмотр и обсуждение тематических фильмов, использование схем-действий полоролевого поведения для девочек и мальчиков - тоже действенные методы по формированию норм поведения.

После использования таких методов и занятий мальчики будут считать, что обидеть девочку - это некрасиво, стыдно, а заступиться за девочку - долг каждого. А игрушку или книгу нужно уступить девочке, подождав своей очереди. При этом очень важно, чтобы мальчик понял: "Я уступаю не потому, что слаб, а потому, что силен!".

. Ведущее место в становлении личности в дошкольный период занимает игровая деятельность. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.

Статус гендерных особенностей мужского и женского стилей поведения сложился в течение веков развития человечества и зафиксирован на гендерном уровне. Мужчина и женщина призваны природой выполнять как разные функции, так и разные социальные роли. Устойчивость гендерного поведения дошкольников активно развивается и программируется в сенситивный период формирования личности.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связано с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков обычно в группе подобраны различные конструкторы, машины, технические игрушки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, чтобы мальчик мог выступать в роли военного, спасателя, строителя, пожарного, рыцаря или разбойника.

Мальчики предпочитают шумные, наполненные движения игры, а девочки - игры на семейно-бытовые темы. Для девочек в группе всегда есть куклы и кукольный домик, уголок, где есть предметы домашнего обихода, а также атрибуты к сюжетно-ролевым играм "Парикмахерская", "Магазин", "Больница".

В специально отведенных игровых зонах есть место для совместной игровой деятельности: дом, ведение домашнего хозяйства, кафе, куда можно сходить вместе. Играя вместе, дети развертывают богатый и содержательный сюжет, используя конструкторы, машины, куклы. Общаясь вместе, девочки и мальчики меньше конфликтуют, тесно сотрудничают.

. Книжная подборка с учетом гендерных особенностей тоже помогает понять мальчикам - мужскую роль, а девочкам - женскую роль.

. Роль семьи. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются, но не всегда девочка и мальчик могут полностью реализовать свои природные особенности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов. Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Очень важно, чтобы в свое время ребенок показал себя представителем своего пола.

Воспитание мальчиков и девочек зачастую сводилось к тому, что мальчикам искусственно навязывался мужской стереотип поведения, а девочкам - женский.

Именно в семье дети настигают азбуку нравственности. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, знакомить с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, доводить до них информацию в "Уголке для родителей". Привлекать родителей для помощи в организации экскурсий, праздников, проводить дни открытых дверей, рассказывать детям о профессиях родителей, особенно о тех, которой могут обладать и женщины, и мужчины.

Родители должны больше уделять внимания нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением и взаимоотношениями между людьми. Девочки в повседневной жизни срисовывают картинку поведения с мамы, а мальчики - с папы. Поэтому, при распределении обязанностей в семье очень важен пример родителей.

Поэтому, в процессе общения педагогам и родителям необходимо подчеркивать природное и социальное предназначение мальчиков и девочек: мужчина - созидатель, добытчик, исследователь, физически и социально сильный, а женщина - хранительница семейного очага, рукодельница. Продолжать выстраивать общение в данной парадигме, стимулирующее мужской или женский статус.

Таким образом, любая программа нравственного воспитания должна учитывать гендерные особенности дошкольников, это является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения.

Общие выводы и рекомендации:

Изучение тематической литературы, программ, опыта дошкольных учреждений по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерного подхода, способствует формированию у педагогов детского сада новых идей, положений и направлений в работе. Основным принципом гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников детского сада № 123 является то, что мальчиков и девочек ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

В детском саду разработаны рекомендации для родителей девочек и мальчиков с учетом гендерного подхода.

Рекомендации родителям мальчиков:

1. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников - мальчиков.

. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.

. Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.

. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Это очень важно для мальчиков.

. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы не довольны.

. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик с присущими ему особенностями восприятия, мышления, эмоций.

. Воспитывать, обучать и даже любить его надо по-особенному. Но обязательно очень любить!

Рекомендации родителям девочек:

1. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

.   Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

.   У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

.   Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

.   Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

По вопросу нравственного воспитания мальчиков и девочек в Программе детского сада обозначены следующие требования, которые и применяются в работе.

. Добиваться, чтобы мальчики играли, занимались, разговаривали с девочками как с равными, но вместе с тем вырабатывать у мальчиков по отношению к девочкам предупредительность, сдержанность, умение уступать и заступится. И если это усвоено в детстве, то в дальнейшем не будет, рассматривается ими как ущемление собственных удобств, а явится выражением мужского достоинства и чести.

. Требования к мальчикам должны формироваться чуть-чуть выше, чем к девочкам. Это надо понимать не как выход за пределы программы, а как опережение во времени. Например, мальчикам предоставляется возможность подать пример сдержанности, мужества, проявить внимание к окружающим. Так, им дается право первыми пойти в кабинет врача на уколы, первыми съехать с горы или перепрыгнуть через ручеек, оказать помощь, поднять оброненную вещь и т.д.

. Программа рекомендует учить детей оказывать помощь старшим. Продолжая эту мысль применительно к мальчикам - учить их умению замечать, когда их сверстницы нуждаются в помощи, защите.

. Программа обязывает учить детей предлагать стул вошедшему в группу гостю. И когда данное правило усвоено всеми, то пусть это делают чаще мальчики, чем девочки и обязательно похвалю: "Вы все вежливы". Но нашим мальчикам принадлежит особое право проявлять предупредительность, ведь они - будущие мужчины".

. Воспитывать у детей навыки культуры общения, приучая их самостоятельно и справедливо разрешать споры и разногласия; выбирать очередность поступков с учетом их пола; формировать в них ответственность за свои поступки, не перекладываю вину на других.

Еще одним полезным приобретением для детских садов в области реализации программ по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерного подхода стал "Банк обмена идеями" в рамках микрорайона. В Банке имеются конспекты занятий, развлечений, игр по темам, инсценировок и т.д.

Следовательно, работая по рассмотренной программе, которая учитывает гендерные особенности, специалистам детского сада удается сформировать у дошкольников основы морально-этических норм, нравственного поведения с учетом своей половой идентичности.


Заключение

 

Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы. Взрослый предъявляет к ребенку дошкольного возраста требования морального характера. Ребенок начинает осваивать сферу нравственности как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Большое значение в этом процессе имеют эмоции и чувства и формирующаяся оценка себя. Однако в дошкольном возрасте нравственное поведение отстает от нравственного сознания, что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом.

В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, умение предвидеть последствия поступков и поведения в ситуации выбора.

В данной курсовой работе автор попытался обозначить проблему учета гендерных особенностей и различий, как социально-биологических, так и половых. Изучение материалов по теме показало, что в образовательном процессе проблема гендерного подхода периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.

Долгое время наша педагогика была без определения пола дошкольника, она ориентировалась не на конкретного, a на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие "усредненного существа".

В процессе работы определено понятие гендера (от англ. gender - род, пол) как социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение "мужчина" и "женщина". Смысл понятия "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. Сущность гендерного подхода - дифференциация по признаку пола, что означает принятие во внимание социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе.

Изучение практических материалов, разработок, мероприятий в рамках реализации тех или иных программ по нравственному воспитанию дошкольников, представленных специалистами дошкольных учреждений, показало, что проблема гендерного подхода существует. Не всегда принцип дифференциации по половому признаку учитывается в организации воспитательного процесса. В некоторых программах присутствуют лишь элементы, заимствуются части или отдельные блоки мероприятий с учетом гендерного подхода.

На примере детского сада № 123 города Тюмени мы рассмотрели некоторые аспекты реализации гендерного подхода к нравственному воспитанию дошкольников.


Список литературы

 

1.  Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - М.: СПб.: Питер, 2006 - 431 с.

2. Воронина О.А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ / Под общ. ред. И.Н. Тартаковской. - М.: Вариант, ИСГП, 2007. - С.443-511.

3. Гендерный подход в воспитании личности / Авт. - сост. Л.В. Астапович. - Мн.: Красико-Принт, 2011. - 128 с.

4. Гендерный подход в педагогике и образовании // Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. - С.165-188.

5. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: Учебное пособие. - М.: Наука, 2011. - 176 с.

6. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: "Просвещение", 1986. - 258 с.

7. Липницкая Л.В. Программа нравственного воспитания дошкольников: Методические разработки. - Минск, 2012 // Все для детского сада // Режим доступа: http://www.ivalex. vistcom.ru/metod5. htm <http://www.ivalex.vistcom.ru/metod5.htm>

8. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с.

9. Митрофанова Е.И. Интеграция как средство развития инновационной культуры педагогов. Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Солнечный", г. Курган / Курганский городской инновационно-методический центр // Режим доступа: <http://imc.3dn.ru/publ/internet_konferencija/tezisy/integrirovannyj_podkhod_v_gendernom_vospitanii_doshkolnikov/7-1-0-86>

10. Михеева Е. Современная концепция дошкольного воспитания: новые подходы // Волшебный сад детства // Дошкольное образование в Оренбурге и в мире. - 2011. - 17 дек. // Режим доступа: <http://el-mikheeva.ru/sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie/sovremennaya-kontseptsiya-doshkolnogo-v>

11. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издат. центр "Академия, 2002. - 192 с.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М.: Высшее образование, МГППУ, 2009. - 460 с.

13. Папилова С.В. Гендерное воспитание в условиях дошкольного учреждения // Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/551640/>

14. Полоролевое воспитание дошкольников: Методическая копилка // Режим доступа: http://charivna-kvitka. ucoz.ru/publ/metodicheskie_konsultacii/polo_rolevoe_vospitanie_doshkolnikov/4-1-0-2 <http://charivna-kvitka.ucoz.ru/publ/metodicheskie_konsultacii/polo_rolevoe_vospitanie_doshkolnikov/4-1-0-2>

15. Субботский Е.В. Нравственное воспитание дошкольника // Режим доступа: http://adalin. mospsy.ru/l_03_00/l0051. shtml <http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0051.shtml>

16. Тетенова В.Р., Баяндина Е.В. "Я мальчик, я девочка" // МАДОУ "Детский сад № 6" г. Перми // Сайт "Воспитатель" // Режим доступа: <http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/ya-malchik-ya-devochka-mladshiy-vozrast.html>

17. Толчина Н.А. Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника // Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/603857/>

18. Утенкова Н.А. "Народная сказка в системе воспитания дошкольников" (по материалам И.К. Зиминой) // Начальная школа - детский сад № 92 "Медвежонок" // Режим доступа: http://www.bearcub.ru/consult. php? id_consult=13 <http://www.bearcub.ru/consult.php?id_consult=13>

19. Философский словарь / Под ред.М. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1972. - 496 с.

20. Центр развития ребенка, МАДОУ детский сад № 123 г. Тюмени // Режим доступа: <http://www.detsad123.ru/>

21. Шелухина И.П. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста "Мальчики и девочки" // Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/212333/>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.039 с.)