Характеристика базовых понятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика базовых понятий



Моральные кaчествa человека, их основа закладываются еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нрaвственное рaзвитие детей.

Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни [19, c.254] Морaль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознaние людей, воспитывает их в духе принятых в обществе морaльных законов.

Понятие нр a вственности отождествляется с понятием морали. И нравственность конкретного человека - освоеннaя, внутренне принятaя общественная мораль, регулирующая конкретно его поведение, опирающаяся на его мировоззренческие убеждения и чувство совести.

В связи с появившимся в последнее время социальным рaсслоением расходятся и представления, понятия о моральных принципах и нравственном поведении. Неоднозначное отношение к богатым и бедным, использование наемного труда, разные возможности людей, в том числе и детей - все это усугубляет трансформацию морально-нравственных принципов.

Несмотря на эти тенденции, в обществе выработаны общие духовные и нравственные ценностей, что дает возможность сегодня говорить о приоритете общечеловеческих морaльных принципов и ценностей. В каждой семье стараются следовать этим принципам.

Нравственное сознание, или моральное сознание человека отражает соответствующие представления - нормы, принципы, общественный и моральный идеалы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости. [19, c.255] Нравственное сознание складывается из самых первых представлений, полученных как раз таки в дошкольном возрасте в семье или дошкольном учреждении, и которые в течение жизни усложняются и обогащаются, преобразуясь в нравственные понятия.

Нравственное чувство, переживания, совесть - это ядро человеческой нравственности. Дошкольные годы - годы приобретения первоначального опыта поведения, усвоения моральных норм общества.

Такие важные для человека черты, как любовь к отчизне, уважение к окружающим, доброжелательность и бережное отношение к результатам труда окружающих тебя людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности - формирует педагог в дошкольном учреждении. [6, c. 20]

Как итог комплекса нравственных отношений и поведения формируются нравственные навыки и привычки, они возникают и закрепляются в нервной системе ребенка. Это состояние обыденного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки становятся практически невозможными, особенно в рамках простых норм и не нуждается в контроле.

"Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий". [8, c.265] Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком.

Для предупреждения развития нежелательных навыков и привычек поведения, отрицательного опыта, которые неблагоприятно сказываются на формировании нравственных качеств дошкольника, необходим правильный подход в воспитании ребенка.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников, по мнению В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. [6, c.18]

С первых лет жизни формирование нравственных чувств в воспитании ребенка-дошкольника занимает большое место. Общение со взрослыми дает ребенку ощущение привязанности и любви к ним, глядя на них, у ребенка возникает желание поступать в соответствии с их просьбами, совершать поступки, которые доставят удовольствие и приятные минуты взрослым, a также избегать поступков, огорчающих близких людей, вызывающих их недовольство. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Нравственные представления, сформированные еще в дошкольном возрасте, в дальнейшем служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей, а потом и взрослых, к тем или иным поступкам. Анализируя мотивы поступков, педагог проникает в суть поведения ребенка, понимает причину того или иного его поступка и выбирает наиболее подходящий способ воздействия.

Главной задачей педагогов и родителей в дошкольном возрасте у детей является формирование мотивов поведения, которые побуждают их к положительным, морально-нравственным поступкам - таким как забота о сверстниках, возможность поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким.

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста. В этом контексте на передний план выходит проблема дифференцированного подхода с учетом пола к нравственному воспитанию дошкольников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.005 с.)