Организационно-экономическая характеристика оао «маз» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-экономическая характеристика оао «маз»



 

Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2008 № 387 путём преобразования Производственного республиканского унитарного предприятия «Минский автомобильный завод», зарегистрированного решением Мингорисполкома от 31.05.2007 № 1186, в ЕГР № 100320487, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества [17, c.1].

В настоящее время ОАО «МАЗ» - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. Фактические данные об основных технико-экономических показателях работы предприятия за последние годы приведены в таблицах 2.1 и 2.2.

 

Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2010- 2013 гг.

Наименование показателя 2010 2011 2012 2013
Продукция промышленности        
Млрд руб. 2809,3 3034,1 3179,7 3332,3
Процент роста 112,9 % 108,0 % 104,8 % 104,8 %
Экспорт товаров        
Млн долл.США 1019,1 1131,2 1184,4 1242,4
Процент роста 129,6 % 111,0 % 104,7 % 104,9 %
Импорт товаров        
Млн долл.США 659,2 781,6 818,3 856,8
Процент роста 130,0 % 118,6 % 104,7 % 104,7 %
Сальдо внешней торговли        
Млн долл.США 355,5 344,4 360,0 378,4
Процент роста 128,9 % 96,9 % 104,5 % 105,1 %
Показатель по энергосбережению, % -14 -14 -8,5 -8,5
Уровень материалоёмкости, % 3,1 9,0 -0,3 -0,2
Уровень рентабельности, % 14,0 6,0 5,4 5,3

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Таблица 2.2 - Показатели динамики роста производства продукции по основной номенклатуре

Наименование продукции 2010-2013 гг. всего

Выпуск по годам, шт

    2010 2011 2012 2013
Автомобили грузовые 105400 23600 24800 27000 30000
Прицепная техника 31800 8100 7400 8100 8200
Грузоподъёмная техника (автокраны) 2840 540 600 700 1000
Пассажирская техника (автобусы и троллейбусы) 7800 1800 1900 2000 2100

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Из приведённых в таблицах данных видно, что объёмы выпускаемой продукции с 2010 по 2013 год стабильно увеличивались, однако темп прироста за 2012-2013 года ниже, чем за 2010-2011 года. Аналогичные тенденции наблюдаются и при анализе объёмов поставок товаров на экспорт и импорт. Рост поставок на экспорт обусловлен наращиванием физических объёмов производства и сбыта. На темпы роста импорта товаров в наибольшей степени повлияло изменение физического объёма, номенклатуры и структуры произведённой продукции, а также увеличение закупок оборудования, связанное с техперевооружением. Сальдо внешней торговли за 2010-2011 года значительно снизилось, однако уже в 2011 и 2012 году произошёл его заметный рост. Из таблицы видно, что на предприятии не было обеспечено снижение уровня материалоёмкости; за 2010-2011 года наблюдается его резкое увеличение. Негативные тенденции наблюдаются и при анализе уровня рентабельности: за 2010-2011 год он резко уменьшился, в последующие годы он также понижался. Анализ показателя по энергосбережению говорит о его заметном росте в течение 2010-2011 годов, что также является негативной тенденцией. Таким образом, все целевые показатели развития предприятия имеют положительное изменение, за исключением показателей по экономии ресурсов.

Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего боле 500 моделей и модификаций. Особо важная роль в производственном процессе отводится повышению уровня качества выпускаемой продукции. С этой целью постоянно ведется работа по техническому перевооружению.

Однако существующие на заводе технологии практически по всем пределам построены по жёсткому принципу и соответствуют уровню 70-80-х годов.

В механообрабатывающем производстве действуют жёсткие автоматические линии, не подлежащие переналадке, и поточные линии, построенные на базе агрегатных станков. В термическом и гальваническом производствах существующее устаревшее оборудование не обеспечивает качества и точности обработки деталей. В окрасочном производстве эксплуатируются линии выпуска 70-80-х годов, которые и физически и морально устарели. Действующие технологии не имеют гибкости и неспособны обеспечить новые требования конструкторской документации.

Проектом технического перевооружения ОАО «МАЗ» в период с 2001 по 2005 год предусматривалось создание мощностей на выпуск автомобильной техники нового семейства в объёме 20000 штук в год по новым гибким технологиям.

Организационная структура управления предприятием направлена на координацию деятельности его работников в процессе производства и реализации продукции с целью эффективного и планомерного использования всех технических и экономических возможностей для получения максимальной прибыли [17, c. 9].

Возглавляет управление заводом директор завода. Директор осуществляет общее руководство ОАО «МАЗ» и вместе с главными специалистами определяет стратегию деятельности и основные направления развития предприятия.

Непосредственно директору завода подчинены шесть заместителей:

¾ заместитель директора по производству;

¾ технический директор;

¾ финансовый директор;

¾ коммерческий директор;

¾ заместитель директора по быту;

¾ заместитель директора по социальному развитию.

Заместитель по производству является первым заместителем директора завода. Он возглавляет производство продукции, отвечает за деятельность цехов. Ему подчиняется также планово-диспетчерский отдел (ПДО), руководящий всей работой по оперативному планированию производства.

В подчинении технического директора находятся службы, ответственные за подготовку производства: управление главного конструктора, управление главного технолога, экспериментальный цех. Управлением главного конструктора осуществляется разработка новых конструкций автотранспортной техники и совершенствование освоенных моделей. За разработку и совершенствование технологических процессов изготовления деталей и узлов отвечает управление главного технолога. Этими подразделениями было создано пять новых образцов машин.

Кроме того, техническому директору также подчинены службы, ответственные за эксплуатацию машин и оборудования: отдел главного механика, обеспечивающий ремонт станочного парка; отдел главного энергетика, отвечающий за эксплуатацию систем электро- и теплохозяйства, водопровода, сжатого воздуха; а также ремонтный цех и бюро охраны труда и техники безопасности.

В подчинении финансового директора находятся: управление бухгалтерского учета, управление труда и кадров, финансово-экономическое управление (ФЭУ). ФЭУ в свою очередь включает планово-экономический отдел (ПЭО), бюро цен и себестоимости, финансовый отдел и другие экономические отделы. Эти службы отвечают за планирование, учет, контроль и анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности завода.

Коммерческий директор занимается вопросами, связанными с управлением материально-техническим снабжением, реализацией продукции, а также управлением сервисным обслуживанием.

В подчинении заместителя директора по быту находятся хозяйственный отдел, канцелярия, а также служба охраны.

Кроме того, на предприятии имеется юридический отдел, подчиняющийся непосредственно директору завода. Задачами юридического отдела являются: систематизация законодательных актов, подготовка локальных нормативных актов, консультирование о порядке ведения договорных отношений и по правовым вопросам, осуществление экспертизы различных документов, представление предприятия в судах и иных государственных органах. Схема организационной структуры ОАО «МАЗ» приведена в приложении А.

Таким образом, ОАО «МАЗ» является одним из самых крупных предприятий республики, которое обеспечивает достаточно высокие показатели производительности и рентабельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.007 с.)