Структурно-семантические особенности устойчивого сравнения в английском языке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-семантические особенности устойчивого сравнения в английском языке



семантический устойчивый сравнение лингвистика

Неотъемлемой частью любого языка являются выразительные средства, представляющие собой, по определению И.Р. Гальперина, те фонетические, словообразовательные, лексические, фразеологические и синтаксические формы в системе языка, которые служат для логического и/или эмоционального усиления высказывания [Гальперин, 1981]. Одним из таких выразительных средств является сравнение. По словам В.М. Огольцева, в процессе речевого общения наиболее широкое и интенсивное применение находят так называемые образные сравнения, назначение которых состоит в выражении представления о конкретных, индивидуальных признаках предметов и явлений действительности. Автор подразделяет данный вид сравнений на две категории, 1) сравнения индивидуально-творческие, или свободные, и) сравнения общенародные, или устойчивые [СУСРЯ, 2001:5].

Первая категория ассоциируется со сравнениями литературными, к которым прибегают писатели в целях художественной изобразительности, а также с теми, которые непрерывно порождаются в повседневной устной речи и утрачиваются в общем потоке речевой деятельности. Вторая категория представляет собой чаще всего фразеологические единицы, характеризующиеся воспроизводимостью, поэтому они называются устойчивыми сравнениями [CУСРЯ, 2001:5].

Свободные и устойчивые структуры, таким образом, являются, во-первых, элементами разных уровней (синтаксического и фразеологического), а во-вторых, элементами разных проявлений речевой деятельности: свободные компаративные структуры оказываются принадлежностью речи, а устойчивые - принадлежностью языка как системы.

В английском языке компаративные единицы представлены следующими моделями: 1) <as> +adjective +as + noun (singular) (as soft as silk) 2) as + adjective + noun (plural) (as black as coals); 3) look + like + noun (look like a death’s head). Неизменными компонентами устойчивых сравнений в английском языке являются союзы as, like, однако возможны случаи их взаимозаменяемости. Ср.: His head and hair were white like wool - wool that is white as snow [New testament 1:14]. Первый союз в большинстве случаев является факультативным. Перемены следования компонентов устойчивых сравнений не наблюдается, что, вероятно, объясняется жестким порядком слов, характерным для английского языка.

В устойчивых сравнениях, как и в других, традиционно воспроизводимых единицах языка - фразеологизмах, не только концептуализированы «… знания о собственно человеческой, наивной картине мира и все типы отношений субъекта к ее фрагментам, но и как бы запрограммировано участие этих языковых сущностей вместе с их употреблением в межпоколенной трансляции эталонов и стереотипов национальной культуры [Телия, 1996: 242]. Под эталоном в данном случае следует понимать «образную подмену свойств человека или предмета какой-либо реалией - персоной, натуральным объектом, вещью, которые становятся знаком доминирующего в них свойства» [Телия, 1996: 15].

Выбор эталонов или символов в наивной картине мира, как правило, мотивирован. Мотивация эта зависит от характеристики всей концептуальной системы и может быть выявлена в некоторых случаях на уровне языковой картины мира. Так, Я.В. Гуревич пишет: «Моделью мира, складывающейся в данном обществе, человек руководствуется во всем своем поведении, с помощью составляющих ее категорий (в данном случае автор говорит о таких категориях как пространство и время, причина и следствие и т.д.) он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта. Эти категории запечатлены в языке, a также в других знаковых системах, и мыслить о мире, не пользуясь этими категориями, столь же невозможно, как нельзя мыслить вне категории языка» [Гуревич, 1984: 31].

Эталоном сравнения может быть сам человек, предмет, животное, растение, явление природы и т.д., так или иначе связанные с жизнедеятельностью человека, его жизненным опытом, позволяющий увидеть их характерные свойства, качества, особенности поведения и соотнести их со свойствами, качествами, состояниями, поведением других людей, свойствами других предметов, состояниями окружающей человека природы и т.д.

Нельзя не согласиться с А.В. Масловой, которая утверждает, что совокупность предметных образно-наглядных эталонных представлений о предметах, явлениях, с которыми человек на протяжении жизни встречается чаще, чем с другими, в целом формирует некоторую стабильную языковую картину отражения объективной действительности [Маслова, 2001:69].

Результаты исследований, выполненных с целью выявления природы и структуры оценки, можно суммировать в виде следующих положений:

)   Оценка представляет собой ценностное отношение человека к миру и фиксируется в системе языка в семантике языка в семантике слов, включающих как один из компонентов оценочную сему [Апресян, 1995; Иванов. 2003]

)   Оценка рассматривается как определенная структура, включающая эксплицитные и имплицитные элементы, которые отражают объективные и субъективные свойства оценки [Вольф. 2006; Арутюнова, 1988; Телия, 1986].

)   Соотношение субъективного и объективного в оценке указывает с одной стороны на независимость оценочных значений от внешнего мира, а с другой стороны, на их соответствие объектам окружающей действительности, в чем заключается парадокс оценки [Арутюнова, 1999].

Таким образом, определяя категорию оценки, ученые вкладывают в это понятие ценностное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Оценка признается основным фактором, определяющим мировосприятие человека. Нравственно-ценностные компоненты национального языкового сознания в наибольшей степени влияют на формирование неповторимой языковой картины мира национального языка [Телия 1986: 39].

Оценочная специфика устойчивых сравнений обнаруживается в плане содержания, т.е., в денотативной соотнесенности образа сравнения и в сопутствующих ему коннотациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.005 с.)