Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ Абсолюта в тексте «благовенствие от фомы
Целью данного параграфа является выявление образа Абсолюта и его роли в тексте «Благовенствие от Фомы». Задачи параграфа: . Выявить какие обобщенные образы Абсолюта присутствуют в данном тексте; . Выявить качественные характеристики Абсолюта в данном тексте и определить к какому из обобщенных образов они принадлежат; . Составить общий образ Абсолюта в данном тексте и выявить его роль.
Абсолют как Личность
Образ Абсолюта в данном тексте представлен, прежде всего, в качестве Бога как личности, т.е. в качестве Иисуса Христа, т.к. само повествование строится в виде диалога Христа с его учениками. В данном тексте можно выявить несколько характеристик, которые составляют образ Абсолюта в данном тексте. 1. Первичность божественной ипостаси Иисуса Христа. В первых изречениях текста «Благовенствие от Фомы» присутствуют косвенные характеристики Иисуса Христа, которые дают ему его ученики. Примером может служить изречение 14: «Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож…» [3, с. 251]. Это изречение выражает одну из важных идей данного текста - идею о невыразимости и таинственности сущности Христа, которая не поддается определению (согласно словам Фомы). В то же время сравнение Петра говорит о божественной сущности Христа, а сравнение Матфея указывает на то, что ученики видят в нем и философа, т.е. человека, наделенного мудростью и особыми знаниями, и обладающего особой божьей одаренностью. Таким образом, согласно человеческой характеристике, во Христе соединены как божественная ипостась, так и сущность идеального мудрого человека, причем доминантой в Иисусе является божественная составляющая. Еще одним подтверждением этому может служить изречение 65: «…Иисус сказал ей: Я тот, который произошел от того, который равен, Мне дано принадлежащее Моему Отцу…» [3, c.257]. В данном изречении Христос сам говорит о своем божественном происхождении, подчеркивая равенство с Отцом. В изречении 81 Иисус сам характеризует себя: «Иисус сказал: Я - свет, который на всех. Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь Меня там» [3, c.259]. Таким образом, важным определением и символом сущности Христа в данном тексте выступает разлитый повсюду свет, о котором также употребляется и в других изречениях апокрифа (12, 55, 65, 87). Пронизывающая и объединяющая все светоносность Христа, которая также является и первопричиной и началом всего сущего. В данном изречении Иисус характеризуется, прежде всего, именно как Абсолютное совершенное начало бытия, которое является первоисточником всего относительного, первоосновой мира и присутствует во всех его проявлениях, он не ограничен никакими рамками. Таким образом, проявляется божественная сущность Христа. Изречение 29 соответствует представлению о едином духовном начале в Иисусе и его учениках: «… Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма» [3, c.253].Таким образом, в учениках Христа также сокрыт тот свет, что есть в их учителе. Данное изречение подчеркивает то, что каждый человек в некоторой мере «созвучен» Абсолютному началу, т.к. произошел от Бога.
2. Иисус как Учитель, несущий в мир свет своего учения. Еще одной косвенной характеристикой Христа может являться притча, представленная в изречении 9: «Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил [семена]. Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их. Иные упали на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо. И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер не одну» [3, c.251].В образе сеятеля можно предположить Иисуса Христа, который представлен разносящим свое учение (семена), которое может распространиться только если упадет на благодатную почву. Таким образом, в данной притче также идет речь и о познании, о тех, кто способен воспринять учение Христа. Иисус в тексте выступает в качестве посредника, т.к. именно учение Христа способствует освобождению духовного начала, слитого в людях с телесным: «Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это - чудо. Если же дух ради тела, это - чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности» (изречение 33) [3, c.253].
Образ Христа в Евангелии от Фомы обрисован без подробностей его жизни и смерти на кресте, т.к. путь спасения в данном тексте мыслится как путь поисков, путь познания особого рода. Поэтому вместо фактов, приводимых в канонических Евангелиях, в «Благовенствии от Фомы», прежде всего, образно переданы основы учения и основные заветы, которые Христос оставил своим ученикам и последователям. Иисус в данном тексте представлен в качестве Абсолютного начала, светоносного и всеобъемлющего, в то же время он выступает в качестве посредника между человеком и его Абсолютной целью, которое в тексте рассматривается как Царствие Небесное.
Абсолютная цель
Как Абсолютная цель в христианской религии рассматривается Царствие Небесное, тема которого широко развивается в данном тексте. Она заявлена уже в изречениях 2 и 3, где излагаются основы учения о царствии и пути к нему. Тут царствие представлено как нечто, находящееся вне человека, но в то же время, охватывающее его самого (изречение 2: «…Но Царствие внутри вас и вне вас» [3, c.250]). То есть Царствие Небесное есть в самом человеке, возможно, это его душа, и путем самопознания и самосовершенствования можно постичь его суть, тем самым, достигнув духовного совершенства. Прямое отношение к понятию «царства» имеет образ «Отца живого», который может быть рассмотрен как одна из граней образа Абсолюта в данном тексте. Отец здесь охарактеризован в непосредственной связи с Царствием. Подтверждением этому служит изречения 62, 80, 100, 101, 102, 103, 117, в которые говорится о «царствии Отца». В этих изречениях понятие «Царствие» раскрывается в форме притч и сравнений: «Царствие Отца подобно человеку, у которого [хорошие] семена» (изречение 62), «Царствие Отца подобно торговцу, имеющему товару, который нашел жемчужину» (изречение 80), «Царствие] Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто [и] разделила на большие хлебы» (изречение 100) [3]. «Царствие Отца» противопоставляется «миру», к которому относится образ плевел, множественности окружающего мира (товары). Таким образом, Царствие не тождественно миру видимых явлений, предполагает такие качества как мудрость, стремление к познанию, возможно, выражает духовный мир, целостность, которая есть в человеке и вне его. Отец выступает в качестве властелина этого духовного начала, к которому должен прийти человек. Таким образом, путь к Царствию в данном тексте и может являться путем к Богу. В изречении 113 снова использовано иносказание, в котором повествуется о «царствии» как о состоянии, достигаемом человеком. Это не тот, кто обладает тайным сокровищем (духовным началом) и не подозревает о нем, а тот, кто обнаруживает сокровище (т.е. познает себя). Царствие представляется как некая божественная сущность, которую человек может обрести только внутри себя путем познания и духовных поисков, результатом которых и станет обретение некой гармонии и духовной жизни. Таким образом, данные изречения раскрывают еще одну грань образа Абсолюта в данном тексте. Вывод параграфа В данном тексте присутствуют следующие образы Абсолюта. . Бог как личность, явленный в данном тексте в качестве Иисуса Христа. В данном тексте, прежде всего, подчеркивается божественная сущность Христа, его абсолютность. Он представлен как первопричина и родоначальник всего сущего, всегда присутствующий в каждой частичке земного мира. Также подчеркивается миссия Христа как Учителя, распространяющего свое учение, способствующего осознанию человеком своей духовности и обретению, таким образом, новой жизни. Именно Иисус и познание с помощью его учения человеком своей духовной сущности способны привести к новому состоянию, к обретению внутри себя Царствия Небесного. . Образ Царствия небесного, непосредственно связанный образом Иисуса Христа. Оно противоположно земному миру и может рассматриваться как Абсолютная цель, которая достигается только путем постоянного духовного самосовершенствования, познания человеком учения Иисуса Христа и тем самым своего внутреннего мира, т.е. Абсолютная цель представлена как божественная сущность, духовная гармония, обретение которой возможно для каждого верующего.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.007 с.) |