Феминизм как основа гендерной теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феминизм как основа гендерной теории



 

Решающую роль в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследованиях пола сыграл феминизм. Возникновение феминизма обусловлено определенными социальными и интеллектуальными предпосылками.

Социальные предпосылки феминизма - в сломе феодально-сословной организации общества и развитии буржуазных отношений, вовлечении женщин в работу по найму.

Интеллектуальные предпосылки феминизма - различные критические в отношении существующего общества теории, начиная с философии прав человека, возникшей в XVIII в. и вплоть до современных постмодернистких концепций [Земская 1993: 90].

Сегодня феминизм - это прежде всего альтернативная по отношению к европейской традиции философская концепция социокультурного развития. Однако в течение довольно длительного периода он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Эти два аспекта феминизма чрезвычайно важны для становления его теории: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма, не удовлетворенные традиционной социальной наукой, стали формулировать и свои теоретические претензии к традиционному западному знанию, и новые теоретико-методологические подходы к анализу культуры.

Принято считать, что зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда появились первые трактаты, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины и несправедливом отношении к ней общества.

Следующий этап в развитии феминизма связан со временем Великой Французской революции - выдвинутые тогда лозунги свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения активизировали стремление женщин к равноправию. Вместе с тем «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая, что все люди имеют неотъемлемые естественные права, фактически была декларацией о правах мужчин.

В конце XIX века возникает движение суфражисток, т.е. борьба женщин за предоставление им избирательных прав.

Новый виток в развитии феминизма начался в 60-е годы XX в. вместе с возникновением леворадикальных движений протеста и формированием контркультурных теорий. В этот период сформировались три основных течения феминизма того времени: либеральное, социалистическое и радикальное [Горошко 1998: 190].

 

Либеральный феминизм

В 1963 году возникла Национальная Организация Женщин, включавшая несколько сотен тысяч женщин среднего класса. Либеральные феминистки ХХ века - Элис Росси, Джанет Ричардс, Сьюзан Окин, Натали Блюстоун - поддерживали идеи о том, что основным способом решения проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы в рамках существующего общества. Большой акцент в либеральном феминизме - начиная с XVIII века и вплоть до конца XX века - делался на идее равенства, т.е. одинаковости женщин и мужчин как рациональных существ [www.sociolinguistics.academic.ru].

Либеральный феминизм нередко подвергается критике со стороны других направлений. Так, некоторые ученые отмечали, что он имеет три основных порока: 1) веру в то, что женщины могут стать похожими на мужчин; 2) веру в то, что женщины хотят этого; 3) веру в то, что всем женщинам следует хотеть стать похожими на мужчин и разделять мужские ценности [Халеева 1999: 5].

Эти недостатки либерального феминизма, его ориентация на обсуждение проблем и потребностей женщин среднего класса, неразработанность теории реформ привели к тому, что оно не сумело изменить реальное положение дел. Однако именно с возрождения либерального феминизма после почти сорока лет отсутствия женского движения в Америке начался второй этап феминизма.

 

Социалистический феминизм

В этом течении были синтезированы марксистские и феминистские взгляды. В социалистической традиции основными причинами дискриминации женщин считаются частная собственность и классовая структура общества. В марксизме такие идеи высказывал Ф. Энгельс, его идеи в конце XIX - начале XX века поддерживали Александра Коллонтай, Клара Цеткин, Август Бебель и некоторые другие марксисты того времени. Они утверждали, что, как и любой другой вид подавления, дискриминация женщин должна исчезнуть после совершения социалистической революции и построения нового общества [Хоткина 1992: 67].

Социалистические феминистки - Зилла Айзенстайн, Мэри О'Брайен и другие - в целом разделяя эти идеи, все же расходятся по одному из пунктов с марксистками. В отличие от Энгельса, не допускавшего существования особого, отдельного от пролетарского, женского движения, современные социалистические феминистки настаивают именно на необходимости вычленения из проблем классовых и общесоциальных - собственно женских проблем [Стернин 1997: 34]. Теория социал-феминисток, в отличие от марксисток, утверждает, что классовые и гендерные отношения пересекаются в жизни женщины.

 


Радикальный феминизм

Именно это течение стало наиболее ярким и влиятельным как своему теоретическому содержанию, так и социальному эффекту. Кейт Миллетт, Суламифь Файерстоун, Кристина Дельфи, Мэри Дэйли и многие другие радикальные феминистки обратились к поискам общего, глубинного основания угнетения женщин. Таковым, по их мнению, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами [Бурукина 2000: 52].

Одна из основных целей политики и практики радикальных феминисток - устранение насилия, направленного на женщину. Они полагают, что женщины всегда будут зависимы от мужчин, пока сексуальность не будет переопределена и реконструирована в интересах женщины.

Если оценивать вклад радикального феминизма в анализ проблемы неравенства, то необходимо сказать и о том, что они ввели в оборот многие новые понятия. Термин сексизм обозначает дискриминацию женщин на основании их биологического пола. Идеология маскулинизма - это мировоззрение, утверждающего и приписывающего характер естественности мужскому доминированию в обществе. Андроцентризм, обозначающий базовую для западной цивилизации норму считать мужчину тождественным человеку вообще, человеку как виду Ноmо sapiens, а женщину - некоей специфической особенностью, подвидом [Воронина 2001: 225].

К недостаткам радикалок большинство его исследователей, а также представителей других феминистских течений относят прежде всего их эссенциализм, сепаратизм, евроцентризм и универсализм. Радикальные феминистки попали в ловушку биодетерминизма и эссенциализма - мужчины есть мужчины, а женщины есть женщины, и не существует путей изменить природу тех и других [Воронина 2001: 41]. Согласие, например, с тем, что женщина по натуре - страстная и заботливая, а мужчина - агрессивен и эгоцентричен, показывает, что радикальные феминистки подспудно принимают и пропагандируют значительное количество стереотипов, за разрушение которых сами же и высказываются.

В настоящее время три описанных выше течения не существуют в столь явном виде, как это было в 60-е годы. Кроме этого существуют и другие «феминизмы», например «черный», т.е. негритянский американский феминизм; а также феминизмы с национальной окраской - латино-американский, африканский, мусульманский и другие, в которых положение женщин анализируется не только через категорию пола, но и через категорию расы, национальности и / или религии [www.gender.ru].

 

Гендерные стереотипы

 

Гендерные нормы - это определенные правила поведения и предписания, формирующие представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», играющие важную роль в поддержании гендерной системы и конструировании гендерного сознания.

В повседневной реальности к представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - гендерных стереотипах.

Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы:

. Стереотипы маскулинности - фемининности (мужественности - женственности). В этих понятиях отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

. Представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами.

. Различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий. (По данным ЮНЕСКО, стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских - библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др [Мишель 1991: 21]. В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин - преимущественно, с гуманитарными) [Ким 2002: 12].

Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и «вертикальное» деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

Общая закономерность гендерных стереотипов состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые, уверенные, рациональные, убедительные, серьезные.

О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных, добрых, застенчивых, чувствительных, покорных.

При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия) - слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным [www.gender.ru].

 

Гендерное поведение

 

Термин «коммуникативное поведение» был введен в 1989 году И.А. Стерниным в работе «О понятии коммуникативного поведения». Под коммуникативным поведением понимается совокупность норм и традиций общения народа, возрастной, профессиональной и других групп [Стернин 1989: 289]. Гендерное коммуникативное поведение выступает как один из видов социально обусловленного коммуникативного поведения и как таковое требует систематизированного описания. Представляется, что эта модель может лечь в основу систематического описания гендерного коммуникативного поведения, при этом мужское и женское коммуникативное поведение будут описываться отдельно, но на фоне друг друга, при соблюдении принципа контрастивности. Выделяемые параметры будут характеризовать коммуникативное поведение мужчин в сопоставлении с женским коммуникативным поведением, и наоборот [Кон 2001: 571].

Специфические мужские и женские единицы появляются под влиянием социальных, культурных и психологических факторов, таких как религия, общественное положение в обществе, разделение труда, исторические и культурные традиции страны. Особенности мужской и женской речи вырабатываются в обществе в большей степени под влиянием социального окружения, чем семьи. Это не чисто языковое явление, но и социально культурное.

В европейских странах женщины используют более разнообразные интонационные модели. Для них характерна восклицательная и вопросительная интонация, которая произносится восходящим тоном. Такая интонация воспринимается как более эмоциональная и дружелюбная. У мужчин же, наоборот, отмечена более ровная, нисходящая интонация. Их речь доминантна и звучит более категорично и утверждающе. Такие различия связаны с женской эмоциональностью, а также со скованностью и замкнутостью мужчин. Женщины склонны к более стандартному произношению и, так как их общественный статус ниже и оценивают по внешнему виду и поведению, то женщины отдают предпочтение престижным формам в области грамматики.

Р. Лакофф утверждает, что женщины используют больше незаконченных расчлененных вопросов больше из-за своей неуверенности. В большинстве случаев они направлены либо на запрос или подтверждение информации, либо для смягчения вопроса, либо для выражения сочувствия собеседнику [Lakoff 1973: 45, Колосова 1996: 106].

В восточных же странах интонационная модель женской речи однообразна, в то время как тон речи мужчины может варьироваться.

Что касается лексики, то особых различий не отмечается. В Европе женщины используют меньше грубых выражений, используют слова с прямым значением. В ряде восточных стран (например, Китай, Япония, а также Казахстан, Киргистан) в языке имеется определенное количество слов и выражений, которые запрещено произносить женщинам. Ввиду этого им приходится заменять табуированную лексику, либо описательными выражениями, либо придумывать новые слова [Стернин 2000: 11].

Мужчины же и на Востоке, и в Европе не следуют правилам стандартного языка, используют новую лексику либо слова в новых значениях. Женская речь в Европе и на Востоке, например, в Китае, многословна, с большим количеством вопросов, слов ответной реакции и вводных слов, которые снимают категоричность высказывания.

Мужчины используют более широкий диапазон стилистически маркированной лексики (терминологические единицы, сленг, вульгаризмы), что объясняется их большей психологической уверенностью, раскрепощенностью.

Женщины значительно чаше мужчин употребляют лексику с семантикой восприятия действительности на уровне чувств и ощущений, что подтверждает распространенный стереотип об их склонности прямо говорить о своих чувствах. Коэффициент использования женщинами восклицательных и эмфатических предложений значительно выше, чем у мужчин, что свидетельствует о большей эмоциональности женщин.

В речи женщин старшего поколения в восточных странах сохраняется больше женских слов и частотность их употребления выше. Речь мужчин старшего поколения не сильно отличается от языка других возрастных групп [Ким 2002: 23].

Гендерные различия отмечаются и в речи молодого поколения различных стран (студенты, ученики). Их словарный запас обогащается засчет появления новых слов, переосмысления старых лексических единиц, заимствований. Происходит сближение мужской и женской речи молодого поколения в использовании модально-экспрессивных частиц и даже личных местоимений. В восточных странах немаловажным фактором является профессия. Количество работающих женщин возрастает; им приходится использовать на работе язык, считающийся мужским, далее начинают использовать его в простой бытовой речи [Стернин 2000: 16].

К особенностям речи мужской гендерной группы в европейской и восточной культурах также можно отнести:

использование армейского и тюремного жаргона;

употребление большого количества абстрактных существительных;

однообразие лексических приемов при передаче эмоций;

использование газетно-публицистических клише;

употребление нецензурных слов как вводных и однообразие используемых нецензурных слов, а также преобладание нецензурных инвектив и конструкций, обозначающих действия и процессы;

несоответствие знаков препинания эмоциональному накалу речи.

В свою очередь, к особенностям речи женской гендерной группы в европейской и восточной культурах можно добавить:

наличие множества местоименных подлежащих и дополнений, а также модальных конструкций, выражающих различную степень неуверенности, предположительности, неопределенности (может быть, по-видимому, по-моему);

наличие в речи эвфемизмов (нецензурно выражался вместо матерился; в нетрезвом виде вместо пьяный), зооноимов (глухая тетеря, баран);

высокочастотным является также использование конструкций «наречие + наречие» (слишком безжалостно; очень хорошо), простых и сложносочиненных предложений, синтаксических оборотов с двойным отрицанием; частое использование знаков пунктуации, высокая эмоциональная окраска речи в целом [www.stupidedia.org].

Эволюцию двух подсистем мужской и женской речи можно наблюдать на протяжении веков, однако особенностью в наши дни является ускорение эволюции, и это объясняется несколькими причинами:

) расширение экономических и культурных связей с другими странами;

) расширение влияния средств массовой коммуникации;

) ускорение темпа жизни;

) изменения социального характера.

В наши дни все больше людей говорят об исчезновении различий между женской и мужской речью, однако мнения по этому поводу разнятся. Феминистически настроенные люди приветствуют такие изменения, считая, эту разницу неравноправием полов. Консервативные члены общества обеспокоены утратой части национального языка, указывая на грубость современных женщин и недостаточную мужественность молодых людей [Колосова 1996: 253].

Тем не менее, нельзя с точностью утверждать, что эти тенденции приведут к стиранию различий между мужской и женской речью. Язык - это постоянно меняющаяся, динамичная система, отражающая требования его носителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.253 (0.041 с.)