Понятие и экономическая сущность франчайзинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и экономическая сущность франчайзинга



 

Большое распространение в цивилизованной хозяйственной практике получила так называемая система франчайзинга, когда предприятие (франшизополучатель) использует торговую марку, технологию, стандарты, рекламу, а нередко и методы управления и систему ведения бухгалтерских счетов, которые разработаны и применяются другой фирмой (франшизодателем).

Система франчайзинга родилась в США. Наибольшее распространение получила в гостиничном деле и ресторанном обслуживании, в автопрокате и обслуживании автомобилей.

Значение товарной марки в мировой практике торговли очень высоко. Наиболее значительно их влияние в сфере реализации потребительских товаров. Так, например, попадая в супермаркет, покупатель выбирает товары с товарными знаками, которым он отдает предпочтение. При этом, одна товарная марка используется большинством покупателей (75% в США) по широкому кругу товаров. В этих условиях стремление поддерживать популярность существующих товарных марок часто становится одной из наиболее приоритетных задач для фирмы.

Для фирмы, которая находится в начале своего пути и ищет коммерческого признания на рынке, важно знать, какие выгоды можно извлечь из использования уже существующих, завоевавших доверие потребителей товарных знаков.

Нередко использование известных марок может ускорить общественное признание и продвижение продукции на рынок. В этом случае, фирма-новичок или более мелкая фирма заинтересована сотрудничестве с фирмой - обладателем торгового знака. Его предоставление даёт право пользования другой фирме может осуществляться на различных условиях. Как правило, оно представляет собой контрактные соглашения между производителем, оптовой сервисной организацией и мелкими компаниями, предприятиями, магазинами, кафе. Крупная фирма, владеющая торговой маркой, позволяет другим осуществлять определенную хозяйственную деятельность под своим знаком. Основным условием при этом выступает соблюдение конкретных правил, гарантированных известной маркой.

Мелкие предприятия приобретают в результате таких соглашений право пользования преимуществами уже накопленного опыта, достижениями в сфере управления, результатами рекламы.

Соглашения предусматривают, что предприятие, использующее фирменный знак, производит соответствующие отчисления фирме - владельцу товарного знака. В США, например, под «чужим» фирменным знаком работает более 500 тыс. различных предприятий. Как правило, они сосредоточены среди дилеров легковых и грузовых автомобилей, на бензоколонках, среди санаториев, ресторанов быстрого обслуживания.

Хотя франшизы требуют определённых затрат, но они окупаются экономией средств на рекламе. Крупные и завоевавшие доверие предприятия не предоставляют франшизу случайным лицам, любому претенденту, а только тем из них, качество продукции которых не вызывает сомнений; иначе могут оказаться под угрозой прочные позиции на рынке и будет дискредитирована репутация фирмы.

Иллюстрацией может стать хорошо известная в нашей стране закусочная «Макдоналдс». Атрибутами ее фирменной принадлежности являются: франчайзинг взаимодействие предпринимательский бизнес

·   определенный, единый для всех ресторанов данной фирмы ассортимент подаваемых блюд (в том числе наличие бифштекса с булкой, Кока-колы и т.д.);

·   единая форма обслуживания (стойка на раздаче, приготовление еды на глазах посетителей);

·   высокое качество предлагаемых блюд и быстрота обслуживания;

·   единая цветовая гамма оформления ресторанов по всему миру, единая форма зданий и интерьера, использование единой стандартной для данной фирмы посуды и упаковки, а также формы одежды обслуживающего персонала.

В случае, если какому-либо предприятию общественного питания в нашей стране будет предоставлен фирменный знак «Макдоналдса», ему придется точно соблюдать все условия, а точнее говоря, полностью копировать работу ресторанов, создаваемых непосредственно фирмой.

Организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга - это такой способ ведения бизнеса, который предполагает создание широкой сети однородных предприятий (пользователей), связанных с главной фирмой (правообладателем) договором коммерческой концессии, функционирующих под единым товарным знаком, принадлежащим правообладателю, и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг.

Франчайзер - организация, продающая за вознаграждение право на использование своей торговой марки по договору франчайзинга. Франчайзи - организация или предприниматель, купившие право на использование чужой торговой марки по договору франчайзинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.006 с.)