Глава I. Концепция франчайзинга как финансового инструмента  


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Концепция франчайзинга как финансового инструмента 



Введение

Актуальность темы исследования исходит из того, что основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного предпринимательства.

В России, развитие малого предпринимательства испытывает определенные трудности, которые обусловлены не только существующим законодательством, не создающим благоприятных условий для развития малого бизнеса, но и тем, что контингент, занятый в этой сфере, как правило, не имеет необходимых экономических и юридических знаний, без которых невозможно проведение серьезных маркетинговых исследований, принятие обоснованных решений по проблемам, связанным со сбытом товаров и услуг, а также выработкой эффективной стратегии и тактики для ведения конкурентной борьбы с крупными компаниями. Совокупность этих причин часто приводит вновь создаваемые малые предприятия к банкротству.

При таких обстоятельствах, малые предприятия все больше стремятся превратиться из конкурентов в партнеров крупных предприятий, обеспечивая себе тем самым более благоприятные условия не только для вхождения в соответствующий сектор рынка, но и для выживания в нем.

В современных условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, ибо они нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих двух секторов экономики.

Одним из современных видов партнерского бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная фирма создает свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива (финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуг и т.д.). Данные формы контрактных отношений дают возможность обеспечить партнерам поддержку в конкурентной борьбе, создании нового бизнеса, выходе на новые географические и продуктовые рынки.

Франчайзинг широко используется в развитых странах, а в России он только развивается. В настоящее время франчайзинг охватывает около 30% объема продаж в США, 10% - в Европе. Данные Института Гэллапа. свидетельствуют о том, что 85% независимых предпринимателей прекращают свою деятельность через пять лет после создания своего дела, тогда как 92% предпринимателей, создавших свое дело на базе франчайзинга, через пять лет успешно продолжают работать.

В настоящее время, особое место в организации обслуживания населения, занимает сфера торговли. Благосостояние населения страны и отдельных регионов оценивается, не в последнюю очередь, по уровню торгового обслуживания потребителей. Оно как идеальный индикатор характеризует и развитие промышленности, и уровень жизни, и открытость экономики, и научно-технический прогресс в совокупности с общей образованностью граждан.

Предметом исследования является деятельность на основе франчайзинга. Объект исследования - особенности деятельности франчайзинговых организаций развитых стран.

Цель работы - анализ развития франчайзинга в мировой экономике.

В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

1. Охарактеризовать франчайзинговые отношения с экономической и правовой точки зрения.

2. Дать анализ франчайзинговой деятельности на примере развитых стран

.   Проанализировать состояние и перспективы франчайзинга в России.


Глава I. Концепция франчайзинга как финансового инструмента 

Соединенные Штаты Америки

Начнем с США, где франчайзинг переживает настоящий бум. Объем продаж по системе франчайзинга составляет порядка одного триллиона долларов, при этом 40% розничных продаж приходится на франчайзинг.

В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). Многие исследователи называют именно Исаака Зингера (Isaak Singer), основателя всемирно известной компании - производителя швейных машин, родоначальником современного франчайзинга. С 1851 года его фирма заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы - предтечу современного франчайзингового контракта. Договором подразумевалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

В 20-х годах в США идея франчайзинга, как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений: оптовик-розничный продавец. Оптовый продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

США франчайзинг в сфере быстрого питания и ресторанов суммарно занимает 26% от рынка франчайзинга. Крупнейшая франчайзинговая сеть быстрого питания - Subway насчитывает около 20 тыс. франшизных точек, MсDonald’s - около 10 тыс.


Великобритания

По количеству франчайзоров и франчайзи Великобритания занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. Становление франчайзинга как составной части национальной экономической среды, началось еще в 50-60 годы. Его развитию способствовали следующие факторы: смещение акцентов в экономике от производства к предоставлению услуг, общие процессы урбанизации, рост доходов. Эти факторы позволили создать сектор услуг, где степень удобства и быстроты оказания сервисных услуг стала играть не меньшую роль, чем традиционные цена и качество.

Подсектор быстрого питания намного опередил другие по степени использования франчайзинговых схем и во многих аспектах отражает ситуацию во всей франчайзинговой сфере Великобритании. Здесь наиболее высокий уровень распространения этого бизнес-формата проявился среди тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни.

Ситуацию в сфере франчайзинга Великобритании иллюстрируют следующие цифры:

·   оборот за 2009 год состав 8,9 млрд.фунтов стерлингов, что соответствует годовому приросту в 17%;

·   доля франчайзинга в секторе розничной торговли находится на уровне 29,4%;

·   90% всех франшиз отмечают прибыльность своего бизнеса, против 70% в 2003 году;

·   в 2009 году было зарегистрировано 642 франчайзора бизнеc-формата, что соответствует приросту в 55% по сравнению с предыдущими 5 годами, и 35200 франчайзи (по сравнению с предыдущим годом прирост составил 17%);

·   в 2009 году 86% франчайзоров и 79% франчайзи ожидали улучшения показателей их бизнеса в следующем году.


Германия

К началу 2008 года общее число франчайзинговых систем достигло 598, представленных 28000 фирмами-франчайзи. Прирост по сравнению с 2007 годом составил 7,1% для франчайзоров и 16,6% - по объектам франчайзи, что свидетельствует о высокой динамике развития франчайзингового сектора. Этот вывод подтверждают и следующие данные: за пять лет (с 2002 по 2007 гг.) число франчайзоров и фирм - франчайзи увеличилось почти на 60% (с 370 и 16430 соответственно). При этом немецкая ассоциация франчайзинга прогнозирует стабильный прирост объектов франчайзи на 8-10% ежегодно. Оборот франчайзинговой системы в 2007 году находился на уровне 17452 млн. евро и 18700 евро - в 2008 году. В 2010-2011 гг. прогнозируется прирост франчайзингового бизнеса на 10-15%. Экономическую жизнеспособность франчайзинговых систем подтверждают следующие данные - за 5 последних лет только 8% предприятий оказались неплатежеспособными.

Наиболее высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере быстрого питания, а также в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса. Хотя стабильный рост ожидается во всех секторах франчайзинга, наилучшие перспективы ожидают сферы обучающих продуктов, служб быстрой доставки, офисного обслуживания, чистки и машинной стирки, розничной торговли (особенно специализированной), бытового обслуживания.

Представители малого и среднего бизнеса традиционно составляют костяк экономики Германии и в то же время представляют собой резерв для существующих и новых франчайзинговых систем. Кроме того, будущие франчайзи формируют свой штат путем привлечения людей, потерявших работу и получающих пособие по безработице. Когда уровень безработицы особенно высок, франчайзинг позволяет многим незанятым гражданам относительно безопасный способ построить новую жизнь, даже при отсутствии опыта собственного трудоустройства.

Франция

Франция занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран по состоянию на 2008 год. В январе 2008 года насчитывалось 517 франчайзоров и 28851 франчайзи. В то же время Франция лидирует, покрывая 40% всего европейского франчайзингового рынка. Емкость франчайзингового рынка оценивается в 32.5 миллиарда американских долларов (по данным на 2008 год).

Большая часть франчайзинговых сетей приходится на сферу торговли. Далее по числу франчайзоров следуют сферы услуг, гостиничный и ресторанный бизнес. Сфера услуг может похвастаться самым большим числом привлеченных работников (услуги для автовладельцев, химчистки, парикмахерские). Существует еще несколько сфер с очень неплохим потенциалом, такие, как, например, дисконтные/консигнационные магазины.

Рынок франчайзинга, в противоположность большинству других рынков розничной торговли, развивался стабильно и динамично. В 2008 году франшизы захватили уже 6% всего рынка розничной продажи и услуг. Ярче всего это проявилось в секторе розничной торговли, где друг за другом закрывались традиционно независимые магазины, уступая место франчайзинговым сетям. Больше всего таких трансформаций произошло в сфере торговли тканями и готовой одеждой.

До 1988 года число франчайзоров стабильно увеличивалось на 15% ежегодно, а число франчайзи росло на уровне 10% ежегодно. С 1989 года тенденция несколько изменилась: если число франчайзоров увеличилось незначительно, то число франчайзи, наоборот, продолжало расти. Только в розничной торговле в 2008 году насчитывось 320000 работников.


Италия

Франчайзинг играет важную роль в экономике Италии. Даже в ситуации экономической стагнации он стал одним из немногочисленных секторов, продемонстрировавших положительные тенденции в динамике роста. Прирост сектора франчайзинга в 2008 году составил 3,3% по сравнению с показателями предыдущего года. В 2008 году в Италии существовало 502 франчайзора и 26274 фирмы - франчайзи. По показателям развития франчайзинга Италия приблизилась к таким признанным европейским лидерам, как Германия, Великобритания и Франция. Суммарный оборот по коммерческим сделкам во франчайзинге составил приблизительно 12 миллионов евро, а полная численность франчайзинговых систем в 2008 достигла 72800 точек, что соответствует приросту в 25,5% по сравнению с 2007 годом.

Постоянный прирост новых успешных франшиз способствовал распространению мнения о франчайзинге, как о наиболее современной концепции ведения бизнеса. Все подобные позитивные изменения в сознании людей еще больше упрочились после проведения многочисленных трейд - шоу и появления позитивных отзывов в ведущих итальянских деловых изданиях.

Существует 9 основных подсекторов, которые составляют широчайший спектр всех основных видов деятельности в Италии:

«Специализированные розничные продавцы продуктов питания» - 27 франчайзоров (5.4% от общего числа) и 2192 фирмы - франчайзи (9.8% общего числа). Оборот в этом подсекторе составил 1.25 миллиардов долларов в 2008 году, что составляет 11.2% от всего оборота в секторе франчайзинга в Италии.

«Неспециализированные сети» - 20 франчайзоров (количество уменьшилось по сравнению с 2007 год и составило 4% от всего числа франчайзоров) и 2936 фирмы - франчайзи (11.2 от общего числа). Этот субсектор состоит из крупных и средних сетей супермаркетов и универсальных магазинов. Его годовой оборот составил рекордные 4.5 миллиарда долларов, что составило 37.1% от общего оборота франчайзингового сектора Италии.

«Товары индивидуального спроса» - наиболее крупный подсектор в итальянском франчайзинге, объединяющий в себе 117 франчайзоров (23.3%) и 4596 фирмы - франчайзи (17.5%), занятых в области торговли мужской и женской одеждой, парфюмерией и средствами личной гигиены, товарами для детей, спортивными товарами, обувью, ювелирными украшениями, часами и т.д. Годовой оборот составил 1.4 млрд. долларов (11.6%). Этот сектор претерпел небольшой спад, что явилось общей тенденцией для этой области потребления.

«Товары для быта» - 32 франчайзора и 1067 фирм-франчайзи. Годовой оборот за 2008 году в этом секторе составил 509 млн. долларов (4.2%).

«Другая специализированная торговля» - 77 франчайзоров (на 11.6% больше, чем в 2007 г.) и 3792 фирмы-франчайзи (в 2008 г. абсолютный прирост фирм-франчайзи составил 464 новые фирмы). Оборот составил 1.5 млрд.долларов. Этот сектор включает в себя предприятия, торгующие игрушками, подарками, домашними и садовыми растениями, садовыми принадлежностями, спортивным, охотничьим и рыболовным инвентарем, компьютерами и аксессуарами, аудио и видео - аппаратурой и т.д.

«Услуги» - один из наиболее перспективных секторов франчайзинга - 198 франчайзоров в 2008 г. (на 15 больше по сравнению с предыдущим годом и составляет 39.4% от общего числа франчайзоров) и 10918 фирм-франчайзи (на 3011 фрачайзи больше, чем в 2007 г., и составил 41.6% от общего числа). Общий оборот вырос по сравнению с 2007 г. на 834 млн. долларов и составил 2.4 млн.долларов. Представляет собой очень широкий и диверсифицированный сектор франчайзинга: начиная от парикмахерских, автосервисов и фотостудий и заканчивая рекламными и консалтинговыми фирмами.

«Отели и рестораны» - насчитывает 22 франчайзора и 562 фирмы - франчайзи. Хотя в 2008 г. здесь наметился небольшой спад в числе франчайзоров (-2), зато имел место быть неплохой рост в количестве франчайзи (+122). В этом подсекторе преобладают рестораны быстрого питания (особенно преуспел McDonald's). Оборот за 2008 г. составил 415 млн.долларов (на 208 млн.долларов больше, чем в 2007 г.).

«Строительство и обслуживание» - подсектор с обнаружившейся тенденцией спада активности. Число франчайзоров в 2008 г. снизилось с 8 (в 2007 г.) до 7, а число фирм - франчайзи уменьшилось с 201 до 81. Это привело к потере занятости 360 человек. Та же тенденция с годовым оборотом - в 2008 г. оборот в подсекторе составил 10 млн. вместо 19 млн. Этот подсектор объединяет фирмы, занимающиеся производством и монтажом панельных домов, каминов, двориков, бассейнов, обслуживанием и реконструкцией домов.


Заключение

 

Основные выводы по работе можно сделать следующие.

.Франчайзинг является разновидностью арендных отношений в бизнесе. В случае франчайзинга объектом аренды выступает не имущество, а торговая марка, являющаяся нематериальным активом, а также связанные с ней реклама, технологии, стандарты и др. Франчайзинг не имеет законодательного регулирования не только в России, но и в мире, что требует серьезной юридической и экономической проработки многих вопросов, которые определяют существо вышеназванных отношений. Договор коммерческой концессии (с большой натяжкой - аналог договора франчайзинга), являющийся объектом самостоятельного правового регулирования (гл.54 ГК РФ) по ряду позиций оказывает сдерживающие влияние на формирование системы, но это является предметом самостоятельного изложения. Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных и перспективных целей.

.В мировой практике различают три основных типа франчайзинга.

Первый тип - товарный франчайзинг, когда вместо того, чтобы продавать свои товары различным оптовым и розничным компаниям, франчайзер работает непосредственно с компаниями, которые торгуют только его товаром, и не занимаются реализацией аналогичной продукции конкурентов. Товарный франчайзинг широко используется для сбыта ГСМ, сельскохозяйственной техники, программного обеспечения.

Второй тип - производственный франчайзинг. Классический представитель - компания, поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру, право пользования товарным знаком, общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Основным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзера.

Третий тип - деловой франчайзинг. В этом случае франчайзер не поставляет оборудование, а только дает право работать под своим товарным знаком, обучая собственным методам ведения торговли или предоставления услуг.

. Франчайзинг широко распространен в ЕС, США, Австралии и других странах мира. Некоторые крупные фирмы - франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров - франчайзи, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг. В России успехи по распространению этой самой надежной и перспективной формы развития малого и среднего бизнеса пока очень скромны. И это - одна из причин того, что малый и средний бизнес у нас развиваются медленно.

Опыт западных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы западной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.

В то же время опыт проведения российских реформ показывает, что отсутствие должного внимания к обеспечению устойчивости их проведения не только влечет за собой неэффективно используемые средства и усилия, но и ставит определенные преграды на пути дальнейшего их проведения, порождая определенное недоверие к ним со стороны тех или иных субъектов рынка, как российских, так и иностранных. В связи с этим очень важно, чтобы начинающая формироваться тенденция развития франчайзинга в крупных городах России приобрела необходимую устойчивость и помогла одним из российских предприятий перенять лучшие образцы западных технологий, а другим - создать свои марки и в недалеком будущем


Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации М.: Инфра-М, 2009 - 646 с.

2. Арзуманова Н.И. Коммерческая концессия: правовые аспекты франчайзинга в России. //Социально-экономические проблемы развития курортов России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Сочи: СГУТиКД., 2004

.   Арзуманова Н.И. Особенности взаимодействия франчайзинговых предприятий с коммерческими банками //Социально-экономические проблемы развития курортов России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Сочи: СГУТиКД., 2003

.   Арзуманова Н.И. Международный франчайзинг: перспективы развития в России. //Материалы IX международной конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах». - Сочи: СГУТиКД, 2006

.   Арзуманова Н.И., Арзуманов С.В. Принципы и механизмы управления проектами на основе использования концессионно-франчайзинговых форм организации // Инновационные технологии в экономике и управлении. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - №4(5)

.   Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса. - М.:, Издательство: Юнити-Дана, 2003 г., 144 с.

.   Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 2004 - 496 с.

.   Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб.: Питер, 2004 - 200 с.

.   Корзун В. Франчайзинг: сущность, проблемы, правовое регулирование. //Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004, № 4.

.   Лебедев И. Франчайзинг по- русски. Мифы и реальность. Серия: Know How. - М.: Издательство: Вектор, 2006 г., 160 с.

.   Минеева И. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны. // Справочно-информационная система Консультант Плюс;

.   Смирнова Н. Эффективный франчайзинг. // Журнал Юридический справочник руководителя, Июль 2006, № 7(49)

.   Смольская И. Франчайзинг на рынке ресторанных услуг. // Экономика России: ХХI век, № 3(8) июль 2002

.   Спиридонов И. А. Международная экономика и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: 2003 - 328 с.

.   Черенков В. В. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2004 - 400 с.

Введение

Актуальность темы исследования исходит из того, что основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного предпринимательства.

В России, развитие малого предпринимательства испытывает определенные трудности, которые обусловлены не только существующим законодательством, не создающим благоприятных условий для развития малого бизнеса, но и тем, что контингент, занятый в этой сфере, как правило, не имеет необходимых экономических и юридических знаний, без которых невозможно проведение серьезных маркетинговых исследований, принятие обоснованных решений по проблемам, связанным со сбытом товаров и услуг, а также выработкой эффективной стратегии и тактики для ведения конкурентной борьбы с крупными компаниями. Совокупность этих причин часто приводит вновь создаваемые малые предприятия к банкротству.

При таких обстоятельствах, малые предприятия все больше стремятся превратиться из конкурентов в партнеров крупных предприятий, обеспечивая себе тем самым более благоприятные условия не только для вхождения в соответствующий сектор рынка, но и для выживания в нем.

В современных условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, ибо они нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих двух секторов экономики.

Одним из современных видов партнерского бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная фирма создает свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива (финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуг и т.д.). Данные формы контрактных отношений дают возможность обеспечить партнерам поддержку в конкурентной борьбе, создании нового бизнеса, выходе на новые географические и продуктовые рынки.

Франчайзинг широко используется в развитых странах, а в России он только развивается. В настоящее время франчайзинг охватывает около 30% объема продаж в США, 10% - в Европе. Данные Института Гэллапа. свидетельствуют о том, что 85% независимых предпринимателей прекращают свою деятельность через пять лет после создания своего дела, тогда как 92% предпринимателей, создавших свое дело на базе франчайзинга, через пять лет успешно продолжают работать.

В настоящее время, особое место в организации обслуживания населения, занимает сфера торговли. Благосостояние населения страны и отдельных регионов оценивается, не в последнюю очередь, по уровню торгового обслуживания потребителей. Оно как идеальный индикатор характеризует и развитие промышленности, и уровень жизни, и открытость экономики, и научно-технический прогресс в совокупности с общей образованностью граждан.

Предметом исследования является деятельность на основе франчайзинга. Объект исследования - особенности деятельности франчайзинговых организаций развитых стран.

Цель работы - анализ развития франчайзинга в мировой экономике.

В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

1. Охарактеризовать франчайзинговые отношения с экономической и правовой точки зрения.

2. Дать анализ франчайзинговой деятельности на примере развитых стран

.   Проанализировать состояние и перспективы франчайзинга в России.


Глава I. Концепция франчайзинга как финансового инструмента 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.061 с.)