Система и задачи российского законодательства о борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и задачи российского законодательства о борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств



 

Огромная разрушительная мощь предметов вооружения требует продуманного и качественного контроля. Чтобы обеспечить безопасность личности, общества и государства, предупредить совершение преступлений с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, избежать несчастных случаев при обращении с ними и иных негативных последствий, российское государство устанавливает целую систему правовых норм, определяющих порядок бытия поименованных предметов. Указанные нормы относятся к различным отраслям права: административному, уголовному и гражданскому.

Гражданское право регламентирует субъективные права лиц в отношении предметов вооружения, регулирует вопросы владения ими, пользования и распоряжения. Административное право в силу особой опасности огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, предусматривает специальные процедуры и запреты, связанные с приобретением, владением и использованием указанных предметов. Уголовное же право устанавливает ответственность за наиболее общественно опасные, посягающие на самые важные социальные ценности деяния, связанные с предметами вооружения.

Следует отметить, что в Российской Федерации действует система многоуровневых по субъекту принятия нормативных актов, в которых подробно и тщательно определяется порядок обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Кроме федеральных нормативных актов в этой сфере (законов, постановлений правительства, приказов) действуют и акты субъектов федерации.

Можно сделать вывод, что на данный момент сложилась целая система законодательства, регламентирующая поведение человека по отношению к предметам вооружения. Результатом этого стало, что в теории, законодательстве и следственно-судебной практике в последние годы стали пользоваться понятием «оборот оружия».

Оборотом оружия (в рассматриваемом нами контексте) является:

. употребление, использование;

. обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли.

ФЗ РФ № 150 («Об оружии») от 13 декабря 1996 года объединил и существенно расширил определения понятия оборота применительно к индивидуальному ручному оружию. Статья первая указанного закона, как уже говорилось выше, гласит: «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - производство оружия, торговля оружием, продажа, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации».

Таким образом, можно считать, что оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - это весь процесс их существования, развивающийся в пространстве и времени, начиная с разработки (исследования) и завершая уничтожением.

Во многих статьях Особенной части УК РФ 1996 г. оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства предусмотрены в качестве обязательного признака состава преступления.

Можно выделить следующие группы таких преступлений:

) преступления, где сама вооруженность является признаком состава (организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, вооруженный мятеж);

) преступления, в которых оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства выступают в качестве предмета соответствующих составов (контрабанда, хищение и другие правонарушения, преступления против военной службы);

) преступления, для которых указанные предметы являются орудиями их совершения.

Необходимость рассмотрения обозначенной в заглавии темы: «Оружие как предмет преступления», в общем контексте ст.222-226 УК представляет возможным краткое освещение нормативной и научной базы в целом по преступлениям, связанным с предметами вооружения.

При изучении преступлений, связанных с незаконным оборотом предметов вооружения, помимо Уголовного кодекса следует руководствоваться также постановлением Пленума Верховного суда РФ от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (далее - ППВС от 12 марта 2002 года). Своеобразным «комментарием» указанного постановления является статья председателя Военной коллегии Верховного суда РФ Н. А. Петухова, «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». Данный материал представляет интерес потому, что отражает мнение в целом Верховного суда РФ по данному вопросу, а также компетентную точку зрения автора, поскольку ряд выступлений Н. А. Петухова в ходе работы пленума Верховного суда был посвящен именно рассматриваемой нами проблематике.

Анализ статистики показывает, что преступления, связанные с незаконным изготовлением либо ремонтом предметов вооружения значительно уступают по распространенности на практике таким деяниям как хищение (ст.226 УК) и незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов (ст.222 УК). Данный факт вызван тем, что в настоящее время в России уже сформировался устойчивый нелегальный рынок оружия, представленный практически всеми его современными видами. Соответственно самостоятельное изготовление оружия во многом теряет смысл. Указанные обстоятельства, тем не менее, не переводят ст.223 УК в разряд редко встречающихся на практике.

Дело нелегальных «оружейников» продолжает существовать в настоящий момент в следующих основных формах.

Так, в 90-е годы в связи с ослаблением государственного контроля за деятельностью оружейных предприятий, получило распространение практика хищения комплектующих деталей с заводов с целью последующего изготовления из них оружия, практически ничем не уступающих заводскому. В период с 1994 по 1999 только с оружейных заводов г. Ижевска преступными группировками было похищено более 90 тыс. комплектующих деталей к огнестрельному оружию.

Продолжают, и очевидно еще долго будут иметь место на практике факты изготовления обрезов из охотничьих ружей.

Наконец деятельность так называемых «черных следопытов» (людей занимающихся раскопками на местах боевых действий с целью извлечения и последующего восстановления оружия) также способствует появлению на нелегальном рынке главным образом уже раритетных образцов оружия.

Предметом рассматриваемого преступления является огнестрельное, газовое, холодное в том числе метательное оружие, комплектующие детали к нему; боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. Перечень предметов преступления, указанных в диспозиции статьи является исчерпывающим. ППВС от 12.03.2002 исправило многие неточности (например, отнесение к оружию предметов и устройств не только отечественного, но и иностранного производства и других) касающиеся легального толкования предмета преступления.

Статья первая ФЗ РФ № 150 дает понятие «производство оружия», под которым понимается «исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей». В УК, как мы знаем, используется термин «изготовление», входящий по своему смыслу в понятие «производство оружия». Почему же это произошло? Ответ на данный вопрос выходит за рамки уголовного права и носит во многом технический характер. Понятие «производство» подразумевает процесс множественного, поставленного на постоянную основу процесса (каким собственно и является легальное производство оружия), тогда как нелегальное изготовление носит относительно единичный характер.

С технической стороны, все огнестрельное оружие может быть изготовлено тремя способами: промышленным, кустарным и самодельным. Под промышленным способом подразумевается изготовление оружия на специальном оборудовании в соответствии с требованиями технической документации, разработанной для данного вида оружия, которая определяет баллистические качества оружия, его надежность и безопасность для стреляющего. Кустарное производство отличается от промышленного только количеством произведенных единиц оружия, так как оно осуществляется профессиональными кустарями-оружейниками на легальных основаниях. Как правило, таким образом производиться единичное наградное, коллекционное, а также дорогие образцы охотничьего оружия. Самодельное оружие является наиболее низким (хотя и не всегда) по качеству и в большинстве случаев именно факт изготовления таким способом оружия подпадает под санкцию ст.223 УК. Для образования оконченного состава преступления не имеет значения, каким способом (промышленным <http://click.begun.ru/kick.jsp?url=4vrJyK7H9AYH_ei6D6UlzZiFQ-iU0txlZoHAEmlTBOcuCh_F8h-k-FHBLQsiuVTPnMEOsQtUrVMHVKR3mW9F3QsSbxam4psxVwAHmPsuDROvjnOheVG8JxGBmuyE7doLAUdBTAbV9LYFh3yhy7MWqrYi15NDqQob4NYnfDXTyyRg4ri3421THGhSZE8BIb7jUqG0cBlzlZ2d4FhQneS6q0KdkviLtYfl87_-ub7hkLZ5fILNCxVTlsOfsikIWhisnY3LLjvpxLcfU_PIRm0gS3WoqQCEe6CqscO1-j2lryH9f-bzOBf16IrteZnG1Mvz9Idg1dZsW6tJI5qP-5LIRwjOE0qY-1S4DlSy15ejPjHCMgWsol2XPO_5kNzMELeisTww5NQz_r6KXlE8ph6VhA>, кустарным или самодельным) было изготовлено оружие, важной характеристикой будет являться именно незаконность его изготовления, то есть в обход существующему законодательному регулированию (о «незаконности», как термине, используемом в рамках оборота оружия, а также лицензировании оружия на приобретение, ношение и ношение и хранение смотрите ниже).

Итак, приведенная выше информация и рассмотрение предмета преступления позволяет нам уже непосредственно перейти к объективной стороне преступления. Под незаконным изготовлением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (далее предметов вооружения), влекущем уголовную ответственность, в легальном толковании следует понимать их создание без получения в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких либо предметов (например ракетниц, газовых, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря) в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (п.11 ППВС РФ от 12.03.2002 г). При квалификации последующих незаконных действий с изготовлением предметов вооружения необходимо исходить из тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать переделанное оружие, а не те предметы, которые предусмотрены п.11 ППВС РФ, подвергшиеся переделке.

Ремонт огнестрельного оружия подразумевает действия по восстановлению у оружия утраченных поражающих свойств. Важным моментом квалификации таких действий по ст.223 УК РФ является то, что ремонту подлежат только основные части оружия, то есть влияющие на производство выстрела, поскольку законом используется понятие «комплектующие детали», которое шире понятия «основные части», к которым относятся, согласно п.3 постановления, ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно-спусковой и запирающий механизмы.мешивание понятий, «изготовление» и «восстановление утраченных поражающих свойств», на мой взгляд, некорректно. Действия по восстановлению утраченных поражающих свойств следует относить скорее к ремонту оружия, комплектующих деталей к нему, нежели к изготовлению оружия, под которым (ремонтом) в общем смысле понимается «приведение в исправное состояние какого-либо изделия…», соответственно - устранение поломки оружия, при котором происходит возвращение ему утраченных поражающих свойств. Иными словами, изготовление подразумевает создание нового предмета материального мира (в нашем случае какого - либо вида оружия), ремонт же производиться в отношении ранее изготовленной поврежденной единицы оружия, как уже было сказано, с целью восстановления поражающих свойств последнего.

Легальный ремонт и изготовление оружия строго регламентированы рядом законодательных актов. В ст. 16 ФЗ РФ № 150, сказано о том, что производство оружия (огнестрельного, газового и холодного), патронов к нему, а также боевых припасов и взрывчатых веществ осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия. Нормативным актом, регулирующим данное положение Закона, является Постановление Правительства РФ от 21.06.2002 «Об Утверждении положения о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия» Боевое ручное стрелковое оружие изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям. Согласно «Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998, п.2 «е», ремонт оружия, в том числе приведение его в рабочее состояние путем устранения неисправностей деталей или их замены, а также восстановление внешнего вида и элементов художественной отделки оружия осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на ремонт оружия. В связи с этим необходимо указать на то, что, на мой взгляд, не все действия, связанные с техническим воздействием на оружие необходимо считать преступными. Весьма сомнительными и спорными будут являться действия по привлечению к уголовной ответственности по ст.223 лиц, осуществивших, например, лишь декоративную отделку либо иные действия, не каким образом не влияющие на главный признак оружия способность поражать живую или иную цели. Подобные действия, на мой взгляд, уже не подпадают под признаки преступления. В этом случае правильным будет являться отнесение подобных незначительных деяний к административным правонарушениям (что собственно и делается в КоАП в ст.ст.20.8 и 20.14). Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Ответственность за данные деяния наступает с 16-летнего возраста. Квалифицированные и особо квалифицированные виды этого преступления понимаются аналогично таковым признакам для преступления, предусмотренного ч.ч.2,3 ст.222 УК.

Также, как и в диспозиции ст.222 УК, «лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления» (Примечание к ст.223). Мотивы и цели добровольной сдачи значения не имеют.

В ст. 224 предусматривается ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, находящегося в правомерном владении виновного (является собственником либо, не являясь собственником, имеет соответствующее разрешение на хранение и ношение оружия). Незаконное хранение огнестрельного оружия образует преступление, предусмотренное ст. 222 УК, где под словом «незаконное» подразумевается отсутствие лицензии на приобретение или ношение, или ношение и хранение оружия и боеприпасов. В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ № 150 на территории Российской Федерации приобретение оружия и патронов к нему подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями, перечень которых приводится в ч. 1 ст. 5 этого же закона. В ст. 9 также говорится о том, что лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня ее выдачи. Часть 12 ст.13 устанавливает следующий факт: «Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 9 настоящего закона». Лицензия одновременно является разрешением на хранение, но при ее оформлении должны обговариваться условия, в которых будет храниться данное оружие (если это огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, которое используется гражданами в целях самообороны по лицензии без права ношения, то этим условием является специальный сейф). В ч. 11 ст. 13 данного закона говориться, что при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны гражданину Российской Федерации органом МВД по месту жительства выдается разрешение на его хранение, а при регистрации охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.

Но нельзя забывать и о таком слове как «передача», которое включает диспозиция ст.222. Ст. 19 ФЗ РФ № 150 устанавливает, что государственные военизированные организации имеют право передавать имеющееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также руководители государственных военизированных организаций имеют право передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также временно выдавать оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом МВД Российской Федерации.

Также данный закон содержит положения о наследовании и дарении оружия, которые содержатся в ст. 20, а именно ч.2 устанавливает: «дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изыматься для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими».

Я немного отошел от темы. Итак, объектом рассматриваемого преступления (ст. 224) является общественная безопасность в сфере обращения с оружием. Предметом же преступления выступает лишь огнестрельное оружие. Огнестрельное оружие, как уже говорилось мною выше, должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и, исключающих доступ к нему посторонних лиц. Порядок хранения огнестрельного оружия детально регламентируется «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814.

С объективной стороны преступление заключается в несоблюдении владельцем огнестрельного оружия специально установленных или общепринятых правил предосторожности (например, хранение оружия в местах, доступных для других лиц, в открытых помещениях, оставление заряженного оружия без присмотра и тому подобное), создающем возможность завладения оружием другими лицами. Обязательным признаком объективной стороны преступления является использование оружия другими лицами, то есть не имеющими права на обладание этим оружием. Использование может состоять в производстве выстрела, причинившего вред жизни или здоровью людей, применении его в процессе совершения того или иного преступления (например, разбойного нападения, хулиганства).

Уголовная ответственность по ст. 224 наступает, когда использование оружия другим лицом повлекло тяжкие последствия. Под тяжкими последствиями следует признать смерть, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, использование оружия для совершения преступления, самоубийства и этому подобное.

Действия лица, использовавшего оружие и причинившего тяжкие последствия, подлежат квалификации по соответствующим статьям УК, предусматривающим совершенное преступление. Кроме того, его действия в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть квалифицированы по ст. 222 УК как незаконное хранение оружия, а при наличии признаков хищения и по ст. 226 УК.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожной виной. Поскольку обязательным признаком состава преступления является наступление тяжких последствий, вина субъекта определяется его отношением к этим последствиям.

Субъектами преступления могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, правомерно владеющие огнестрельным оружием.

Ст. 225 УК устанавливает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана не только огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, но и ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

Ядерное оружие - это оружие, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер - изотопов водорода (дейтерия и трития).

Химическим называют оружие, основу которого составляют отравляющие вещества нервнопаралитического, кожно-нарывного, общеядовитого или удушающего действия.

Под биологическим оружием следует понимать оружие, основу поражающего действия которого составляют бактериальные средства, к которым относятся болезнетворные микробы (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки) и вырабатываемые некоторыми бактериями яды (токсины).

К другим видам оружия массового поражения может быть отнесено оружие, основанное на качественно новых принципах (например, инфразвуковое, радиологическое, пучковое и другое оружие). Кроме того, обычные виды оружия при использовании в них качественно новых элементов (например, боеприпасов объемного взрыва) могут по поражающим свойствам приближаться к оружию массового поражения. Для отнесения того или иного оружия к оружию массового поражения возможно проведение специальных экспертиз.

Ядерное, химическое, биологическое, иные виды оружия массового поражения представляют собой различные устройства, средства и вещества, применяемые в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы, боевой техники и сооружений противника (ракеты, снаряды, фугасы, бомбы, приборы, приспособления и тому подобное.).

К материалам и оборудованию, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, могут быть отнесены лабораторное и промышленное оборудование, сырье, технологии и тому подобное, используемые для разработки и изготовления любых видов оружия массового поражения. Для отнесения таких материалов и оборудования к указанной категории требуется проведение специальных экспертиз.

Правила охраны, обеспечения сохранности, безопасности хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, видов оружия массового поражения и других предметов, указанных в комментируемой статье, установлены соответствующими нормативными актами и инструкциями.

Объективная сторона данного преступления выражается в ненадлежащем исполнении своих обязанностей лицом, которому поручена охрана указанных в комментируемой статье предметов. Это могут быть различные конкретные нарушения требований, инструкций, правил (самовольное оставление объекта, допуск посторонних лиц и тому подобное). При этом необходимо, чтобы ненадлежащее исполнение обязанностей лицом, которому поручена охрана указанных предметов, повлекло за собой их хищение или уничтожение либо наступили иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям могут быть отнесены человеческие жертвы, различного рода разрушения, заражение окружающей местности и прочее.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность не только при наступлении тяжких последствий, но и если создавалась угроза их наступления.

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить причинную связь между нарушением обязанностей по охране указанных предметов и наступившими указанными последствиями.

Субъект данного преступления - специальный, то есть только лицо, которому поручена охрана огнестрельного оружия, других видов оружия массового поражения и предметов, указанных в комментируемой статье. Если указанное преступление совершено военнослужащими из состава караула, расчета боевого дежурства, внутреннего наряда, которым поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других указанных в данной статье предметов, то в конкретных случаях преступные действия таких военнослужащих могут быть дополнительно квалифицированы по ст. 340, 342, 344 УК.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим последствиям.

Оружие превратилось не только в товар, приносящий доход и обогащение, но оно служит и средством для достижения иных преступных целей.

Значительное распространение получили факты хищений комплектующих деталей оружия на оружейных заводах с последующей самодельной сборкой оружия за пределами предприятия.

Основным источником получения преступными элементами оружия продолжают оставаться Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования. Практика показывает, что источником пополнения преступных арсеналов оружия стали, прежде всего, регионы вооруженных межнациональных конфликтов, контрабандный ввоз оружия из-за рубежа, а также кражи на оружейных заводах, в воинских частях, организациях, органов внутренних дел и внутренних войск. Кроме того, немало оружия и боеприпасов также осталось бесконтрольным в местах боевых действий времен ВОВ, где имеется свободный доступ к ним всем желающим. Изменения, внесенные законодательством в ст. 222 УК РФ (Федеральные законы от 08.12.2003 г. №162-ФЗ и от 21.07.2004 г. №73-Ф3), не относятся к предмету преступления, предусмотренному ч. 1 ст. 226 УК РФ, предметом преступления в которой остаются все виды гладкоствольного оружия, их основные части и боеприпасы к ним (гладкоствольное охотничье, служебное и боевое), а также комбинированное (гладкоствольно-нарезное) оружие.

Корыстная цель как признак субъективной стороны может иметь место при хищении оружия, но не является обязательным признаком этого преступления. Хищение оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, без цели незаконного обогащения (из мести, для самозащиты, из хулиганских побуждений) не меняет существа преступного посягательства на охраняемый объект. Принимая во внимание все сказанное выше, а также тот факт, что хищение и вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств угрожает как общественной безопасности в целом, так и отношениям собственности, проблема квалификации данного преступления представляется как никогда актуальной.

Предложение о разграничении хищений чужого имущества от хищений оружия путем присвоения и путем присвоения с использованием служебного положения заключается в том, что при хищении чужого имущества использование «технических» возможностей без права распоряжения им, рассматривается как кража, в то же время при хищении оружия, боеприпасов, использование таких «технических» возможностей, как их боевая подготовка, чистка, сборка и разборка, не будет являться кражей, а должно квалифицироваться как присвоение и растрата в связи с тем, что эти предметы для любых целей передаются каждому лицу с документальным оформлением, то есть вверяются ему.

Вместе с тем, если рядовые военнослужащие выполняют функции представителей власти (часовой, патруль) и при этом завладевают оружием, то их действия образуют квалифицированный состав хищения, предусмотренный п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ - «с использованием своего служебного положения». «Под хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать противоправное изъятие или завладение ими любым способом с корыстной или иной целью».

Вывод о том, что вымогательство, предусмотренное ст. 226 УК РФ как способ завладения оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, также имеет свою специфику, отличающую эту норму от ст. 163 УК РФ, поскольку действия имущественного характера практически невозможны, как составная часть требований вымогателя (квалифицированные виды вымогательства в ст. 163 УК РФ также сформулированы иначе, чем в п. «г» ч. 3 и п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.033 с.)