Танцевальный костюм, атрибуты танцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцевальный костюм, атрибуты танцев



Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформлении. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполнялись пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.). Большое значение мели праздничные наряды, прически, украшения, браслеты, подвески, предметы декоративно - прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания соответствующего образа.

Так, на празднике Каргатуй распорядительница, выбираемая из уважаемых пожилых женщин, была одета в специальный костюм: длинное платье без оборок, камзол, расшитые подвесками из серебра, ракушками. На голову распорядительница надевала высокий колпак из березовой коры, обшитый тканью, украшенный бисером, раковинами, монетами. Под колпак надевался яркий платок. Такой костюм могла лишь одеть та женщина, которая считалась лучшим знатоком ритуалов, песен и плясок. Группа женщин, наиболее активных в исполнении игр, хороводов, были одеты в костюмы, украшенные речными раковинами. Эти женщины помогали следить распорядительнице за тем, чтобы на празднике не угасли азарт и веселье.

Неповторимую красочность празднику придавали разноцветные платья с оборками, украшенные атласными лентами, разноцветными полосками, аппликационными нашивками и узорами. В Зауралье (Челябинской и Курганской областях), отчасти на северо-востоке Башкирии, женщины украшали платья вышивкой цветными шерстяными нитками тамбурным швом. Поверх платья надевали камзолы, зиляны; в северо-западных районах - белые вышитые фартуки.

Символический смысл имели многие атрибуты празднества: они изготовлялись женщинами заранее: это кисти из разноцветных нитей, вышитые платочки, монеты, нанизанные на нитку, лоскутки ткани. Это все вывешивалось на ветви деревьев с целью имитации плодородия в наступившем году.

Такие части одежды, как платки, полотенца, имели в праздниках и обрядах большое значение, и их функции были самые различные. Так, на сабантуе полотенце являлось символом благополучия и плодородия, считалось самым ценным призом. Оно использовалось и как атрибут различных игр, плясок, во время соревнования, служило предметом украшения праздничного майдана. Платок являлся залогом верности. Девушка дарили юношам платки на вечерних игрищах «киске уйын» после сабантуя. Он являлся одним из самых главных видов подарка на праздниках, свадьбах, а также различных семейных обрядах и торжествах. Как атрибут женских танцев, игр платок использовался на праздниках Каргатуй, Кукушкин чай.

Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Преобладающими являются мелодии квадратной мелодической и метроритмический структуры. Менее распространена двухчастная структура танцевальных наигрышей: медленная в первой части, быстрая, ритмичная - во второй. Очень редки двух-, трех-, пятитактные фразы. Мизансцены массовых танцев генетически связаны, по-видимому, с пространственными ассоциациями древних башкир. Обычно все праздники, молодежные игрища, свадебные торжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. С возвышенного места открывалась величественная панорама богатой природы Башкирии. Мизансцены хороводных танцев, возможно, в ассоциативной, символической форме передает образы извилистых горных рек, холмов. Во всяком случае, подвижность башкирского танца, многообразие мизансцен объясняется, несомненно тем, что пляски исполнялись на неограниченных естественных площадках.

 

История марийского танца

 

Как и всякое искусство, народные танцы возникли в процессе труда и обусловлены социально-бытовыми условиями. В них, как и песнях, сказках и легендах, выложены лучшие черты и стремления трудолюбивых народов. Танец, как и другие виды искусства, должен в художественной форме отражать прекрасное нашей действительности, лучшее черты марийского народа. Именно поэтому в последнее время коллективы художественной самодеятельности все чаще и чаще берутся за постановку современных тематических и сюжетных танцев. Новые марийские танцы, создаваемые в нашей республике, дальше развивают замечательные традиции старинных народных плясок. Эти танцы содержательны и жизнерадостны, полны энергии, в них проявляются смелость и уверенность, свойственные свободному народу. В современных танцах все шире используются элементы труда, одновременно развивается и техника танца.

При полной государственной поддержке количество хореографических коллективов в стране росло. Проводились всевозможные смотры, фестивали, что способствовало повышению исполнительского уровня участников.

В 1969 году главным балетмейстером Государственного ансамбля песни и танца «Мари Эл» становится Михаил Мурашко, внесший огромный вклад в развитии марийского танца. Балетмейстер создает свои произведения на основе хореографического фольклора. Хотя все танцы поставлены в сценической обработке. Михаил Петрович сберег неповторимый облик каждого танцевального первоисточника. Сегодня постановки балетмейстера являются образцами марийской народной хореографии: танец медведевских мари «Ой, куницы как играют», старинный марийский танец «Волынка», свадебный танец Моркинского района, танцы восточных мари «Двенадцать», «Пять пар», «Ильнетская круговая», танец кировских мари «Кельмезкий строй», «Горномарийские народные игры», обрядовый танец «Девичий пир» и т.д.

Следует отдать должное и самому марийскому народу, который за многие столетия сохранил и донес до наших дней характерные особенности, самобытность марийской хореографии. Самое отрадное то, что мы сегодня имеем национальную хореографическую лексику, композиционную особенность, то есть танцевальный первоисточник.

Народ мари подразделяется на 3 этнические группы, имеющие характерные особенности, отличая как в языке, укладе жизни, традициях, так и в хореографии. Можно согласиться с таким положением, так как сегодня никто доподлинно не сможет сказать, что имело в своей основе хореография древних мари: была ли она такой непохожей в этнических подразделениях, получила ли она разностороннее развитие связи с историческими или общественными событиями. Однозначно то, что сегодня в марийской народной хореографии есть «разрыв» между этническими подгруппами, то есть лугомарийский, горномарийский и восточномарийский танцы имеют явные различия в исполнительской манере, лексике и в композиции.

Говоря о восточных мари, о танцевальной культуре данной подгруппы можно сказать то, что за многие годы традиционная культура восточных мари претерпело взаимовлияние культур соседних народов: в музыке, в языке, в традициях, также в хореографии. В народной хореографии восточных мари до наших дней мало сохранилась хореографической лексики, одновременно дошло богатство композиционного построения, чего не наблюдается у мари, проживающих на исторической территории. Каждый представитель марийского народа, не имеющий ни какого отношения к профессии балетмейстера, ясно ответит, что восточные мари танцуют «Кандра» («Веревочка»), «Вич мужыр» (» Пять пар»), «Ладкокыт» («Двенадцать»), «Ваш миен куштумаш» («Строй»), «Кид совен куштумаш» («Хлопки») и т.д. В названиях танцев уже отмечено их особенность композиционного построения.

Самая критическая ситуация сегодня развитие горномарийского народного танца, который за последние десятилетия очень видоизменился, в неизвестность уходят аутентичные танцы. Сегодня в быту и в сценической культуре танец горных мари сохранился и развивается лишь в форме кругового танца и «сормовского» (парный танец), последний из которых перенят от нижегородской русской культуры (от «Сормовской кадрили»). Иногда у балетмейстеров можно встретить постановки, которые называются «Старинный горномарийский танец», в основе которого сохранился своеобразный лексический материал, но отсутствует композиционные первоисточник.

Построение горномарийского танца начинено всевозможными рисунками и танцевальными элементами, не характерными для горномарийской этнической группы.

Специалистам следует обратиться к носителям фольклора для восстановления тех крох горномврийской хореографии, которая сегодня еще есть в сельской местности. Горномарийские танцы, как и лугомарийские или восточномарийские танцы, также имели форму игрового танца, или же по-другому их называют танец-игра (модын куштумаш). Различные по содержанию и форме фрагменты игровых танцев имеются в постановках М. Мурашко. Например, в танце «Горномарийские игры» присутствуют народные игры «Кырык кугыза» («Хозяин горы»), «Мындыра» («Клубок»), «Капкан» («Ворота») и другие.

Мне неоднократно приходилось выезжать на всевозможные мероприятия и, как уроженка Дюртюлинского района, села Маядык, я также была участником различных народных и обрядов. Присутствуя на данных массовых мероприятиях, я всегда со вниманием и интересом наблюдала исполнение традиционных танцев пожилыми людьми: манеру, характерность движений и пляски, использование лексической основы.

Лугомарийский танец по своей самобытности делится на подгруппы: йошкар-олинский, сернурско-торъяльской, моркинско-звениговский и уржумско - малмыжский.

Лугомарийские танцы, в основном массовые, сопровождаются пением частушек (характерно для всех этнических групп народа мира), игрой на гармонике и барабане (тумыр). Следует отметить, что в лугомарийском танце сохранилось многообразие лексической основы, в отличие от композиционный. Красотой и изяществом отличаются разнообразные положения женских и мужских рук, богатый танцевальный орнамент движений ног, положений в паре.

Самые распространенные танцы-танцы по кругу и линейный танец. Также распространены парные танцы в форме перепляса.

В целом, однозначно то, что лугомарийский танец также был плавным, нежным, степенным, напоминающим повадки птиц и животных. Кто-то может отметить, что все пожилые люди сдержанны и малоподвижны. Это не верно, так как характерная особенность исполнения танца, манера не зависит от возраста. Также об этом свидетельствует старинный марийский костюм, не исключая ни одну этническую подгруппу: платье, богато украшенное вышивкой; приталенный шовыр, охваченный поясом из серебряных монет; богатые нагрудные и нашейные украшения, характерные головные уборы и т.д.

В женском танце, то плавные, то стремительно-игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие четкие дроби и ритмичные удары каблуками - все это исполнители сочетают с мягкими, выразительными движениями корпуса и рук.

Мужской танец отличается от женского большей динамичностью, силой и четкостью.

Большой популярностью у марийцев пользуются сольные танцы в форме импровизированного перепляса. Перепляс-импровизацию обычно начинает заводила. К нему присоединяются другие. И все участники танца начинают, как бы соревноваться между собой. Лучшим танцором будет считаться тот, кто покажет больше плясовых «колен».

Характерной чертой переплясов является общение между танцорами и «зрителями». Живо реагируя на танец, зрители хлопают в ладоши, приплясывая на месте, вставляют остроумные прибаутки и обмениваются везде, где только собирается народ, чтобы отдохнуть и повеселиться: в избе, в клубе, на полянке во время обеденного перерыва. Танцует молодежь, танцуют взрослые и дети. Исполняются эти пляски в сопровождении барабана, волынки (национального музыкального инструмента мари) или свирели и гармони.

Танец «Кандра»(«Веревочка»). Бытовой танец башкирских марийцев. «Марийцы танцуют в такт с миром и вместе с ним наслаждаются гармонией вселенного естественным состоянием» - Александр Ямурзин.

Марийский бытовой танец «Кандра» входит в историю бытового музыкально - танцевального искусства как отдельное музыкально-танцевальное произведение среди множества танцев других народов. Он вдохновлял и вдохновляет многих простых марийцев, на одномоментно осмысленное творчество.

Первое знакомство с танцем, а оно может произойти только на больших праздниках, способно оказать колоссальное эмоциональное воздействие. Человек попадая в этот «хоровод» - верёвочки, глаза в глаза соприкасаясь с каждым танцующим, сам подпитывая своей энергией проходящих мимо него танцующих людей, невольно получает долю энергетики от каждого танцующего. Потрясение и шок, вызванные энергетикой танца, заставляют человека превращаться в ярого поклонника бытового марийского танца «кандра». Воздействие танца проявляется в удовлетворенности, в успокоенности, в умиротворенности.

Раскрывая, суть уникально сохранившегося до наших дней ритуального, бытового танца «кандра, необходимо отметить его способность вдохновлять танцующих, исключительную его экспрессию. Среди таких исключительных его характеристик нужно назвать, ту, что называют «музыкой мировоззрения». В данном случае мы его назовём «Танцем мировоззрения». Это танец, в котором сознательно выражен определенный взгляд на мир марийского народа, индивидуально выработанный и обоснованный.

Марийский бытовой танец «веревочка» это не балет. Так могут сказать некоторые. Это не оратория и не кантата, это не опера и не оперетта. Но мы можем сказать, что для марийского духа это может заменить и балет, и оперу и кантату. В танце «кандра» закрыт и заложен богатейший духовный мир марийца, его образный мир его картина мира.

Нами бы хотелось понять и рассмотреть пассивность движений рук. При сильной активности ног, при сильных дробях ногами, нас удивляет данная ситуация. Окидывая взглядом кавказские танцы, где сильная роль рук, рассматривая бытовые танцы наших соседей, мы обращаем внимание на активную позицию рук. А в марийском танце они не активны. В чем дело? На это можно ответить очень просто. Мол, почему лист дуба с круглыми краями, а лист клена с острыми углами. Можно вообще не заметить ничего. Танцевали же танец «веревочку» до сих пор без всякого осмысления, да и дальше его будут танцевать. Совершенно верно. Да и к тому же бытовой танец тихонько вбирает в себя какие-то элементы движений руками из сценического танца. В этом заложен какой-то секрет, с которым разобраться будет не так-то легко. Основная версия такая: танец этот был ритуальным. Ведь при молении не принято размахивать руками. И так и остался этот танец без активных движений рук. Вторая версия. Танец выражает характер марийцев. Неагрессивный, то есть мы первыми не распускаем свои руки, а бурлящая под нами в наших ногах грозная барабанная дробь предупреждает: не подходи, а то за…барабаним.

Совершенный он или несовершенный, но этот танец, так или иначе выражает дух народа, его способности, его перспективы.

Вхождение марийского танца «веревочка» в число лучших бытовых танцев России и всего мира, несомненно. Пока не видно рядом с танцем «веревочка» другого бытового танца сумевшего бы конкурировать с ним. Этот танец не так разнообразен, как хотелось бы, но в нем легко определить индивидуальные особенности, его не спутаешь, ни с одним танцем мира. Кто сможет различить особенности, к примеру, чувашского, удмуртского или мордовского танцев, надо очень сильно покопаться, чтобы найти различия этих танцах. А индивидуальность марийского бытового танца определить можно с одного взгляда. Вот почему я являюсь ярым сторонником и патриотом нашего бытового танца «веревочка», вот почему я последовательно твержу мысль, что это наша этническая ось, наша национальная гордость, вот почему мы должны ценить и любить наш танец «кандра». Нет другого такого яркого элемента в нашем национальном образе жизни. Должна быть разработана целая программа как активно пропагандировать наш танец «кандра». Великолепное наследие наших предков не должно быть забыто.

Знакомство с танцем «веревочка» никогда и никто не оставляет равнодушным. Вот куда надо направлять творческую энергию нашим подвижникам при организации праздников. Вокруг этот танца можно объединить наш марийский народ. Бессознательная симпатия питает окружающих людей к танцу «веревочка» из-за того, что он скромен наш танец, из-за того, что в нем чувствуется сила и обаяние.

По нашим наблюдениям наш танец в последнее время начал набирать силу, к дробным выстукиваниям «тбрдк» активно подключились женщины. Творческое присутствие наших женщин в дробных перестуках продвинуло танец, и он заиграл новыми более сильными красками. Раз идет развитие танца, раз он усложняется значит он пользуется спросом, значит он нужен народу. Отстаивая и восхваляя свой танец, восхваляя его художественность, поэтичность мы стараемся поднять его на поэтический уровень.

Наш танец «кандра» находится далеко впереди от многих бытовых танцев. На наш взгляд он мог бы уйти еще далее и подняться еще выше если бы его не сдерживала музыка. Прекрасная сегодняшняя музыка «кандра» она действительно прекрасна и обворожительна. И она действительно народна и сложна в исполнении. Работать приходится мехом гармошки и баяна. Попытки музыкантов создать новое произведение подобного рода пока не увенчалось успехом. Есть вариации, есть некая разновидность, но второй такой глобальной музыки пока не создал, к сожалению, никто. Для создания новой музыки «кандра», наверняка потребуется иное, более широкое видение сути и бытия марийского народа. Должны быть созданы новые образцы, должны быть учтены героические эпопеи прошлой истории, должна быть понята будущая суть бытия и вписанность марийцев в новые условия жизни, а не ассимилирование то есть уход в другой этнос. В широком смысле перед марийскими композиторами стоит задача о логике музыкальных произведений, о более ярком музыкальном языке.

Сегодняшняя музыка «кандра» - радостная, музыкальная, солнечная, состоит из двух частей с четким «водоразделом» при переходе из одной части в другую часть. Для первой части характерно сопровождение пения. Вторая часть как будто специально существует для дробных выстукиваний «тбрдк». «Вывертыш» между первой и второй частями не входит в количество музыкальных тактов. Танцующие в это время могут делать, слегка приостановившись, «тройной притоп» два раза. А после этого притопа начинается дробное выстукивание всеми участниками. Основная дробь «тбрдк» знакома всем участникам танца. Где и как его выучивают совершенно непонятно, дробь очень сложная. Сейчас эта дробь варьируется и обретает очертания чуть ли не сценического танца. Основная дробь бьется несколькими вариантами. В каждой деревне своя манера и свои ритмы.

Различают несколько видов основных дробных выстукиваний по глубине посадки, то есть по глубине приседа, это согнутые колени, прямые колени и с небольшим подскоком. Очень красиво смотрится основная дробь с небольшим подскоком. Кстати так исполняют марийский танец артисты Башкирского государственного ансамбля народного танца. Менее ярко смотрится движения с приседом. Так исполняли «тбрдк» школьники Елышевской школы, Мишкинского района. Жители деревни Бирюбаш Мишкинского района исполняют танец с небольшим подскоком. Есть несколько деревень в Мишкинском районе, которые гребут ноги под себя. Исполнение идет строго, с прыжками к корпусу руками. Приходилось видеть исполнение широкими полуметровыми шагами, которые за один такт музыки делать семь дробных выстукиваний перелетали с одной стороны двора в другую сторону. Только диву даешься, как это им удается. Мы видели исполнение марийского сценического танца ансамблем танца из Учалинского района. Уверены, что все участники, были башкирской национальности, но исполнение было довольно приличным. Приходилось только удивляться.

Бытовой танец «кандра» у башкирских марийцев сегодня является единственным бытовым танцем. Поется куплет, проигрыш и отбиваются дроби, т так круг за кругом.

В настоящее время в Марийской республике имеется музыкальный драматический театр, кадры которого воспитаны на лучших традициях русского советского классического балета. Создан любительский ансамбль народного танца при республиканском Доме народного творчества. В 1939 году организован Государственный ансамбль песни и танца Марийской АССР. Помимо профессиональных коллективов, в республике имеется большое количество танцевальных кружков художественной самодеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.017 с.)