Пути и средства вхождения в мир танца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути и средства вхождения в мир танца



( на примере башкирского и марийского танцевального творчества).

  История башкирского танца

 

Танец, как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец сопровождает человека.

Башкиры - народ с богатым фольклорным наследием. В их художественном творчестве представлено разнообразными жанрами устно - поэтическое, музыкальное, хореографическое, декоративное искусство, в котором нашли отражение историческое прошлое народа, социально - эстетические и эстетические идеалы.

Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их ни кто не видел. В летнее время - это вершина холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство.

Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза или курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.

Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемый в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи - в женских танцах.

В танцах находится художественное воплощение характере башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах.

Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально - бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц.

Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: «В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся». В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы. В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обладают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам - соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как «Ос таган» («Треножник»), «Ос мойош» («Три угла») и другие.

Общая характеристика танцев

На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели и плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ведь именно на больших праздниках происходило обучение молодежи пляскам. На больших летних праздниках «йыйын», «майзан», «бэйге» молодежи предоставлялась возможность знакомства, выбора «пары» во время танцев, игр, прогулок.

В день праздника, хороводы устраивались исключительно для молодежи, они назывались «киске уйын» - «вечерние игры». Пляски устраивались по поводу сбора дикого лука, кислицы.

Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец.

Коллективные пляски к концу XIX - началу XX вв. почти утратили связь с древними религиозными верованиями. Древнейшими из таких танцев являются «Танцевать по кругу», «Проходить» (через что-то), «Пропускать» (через что-то). В целом в указанный период коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носили игровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы типа «Танцевать по кругу» исполнялись на шаманских обрядах под руководством знахаря. Различные знахарские обряды лечения в XIX - начале XX вв. еще были связаны с танцем или элементами танцевальных движений. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стук о металлические предметы, песни - заклинания, удары плетками, пропитанные конским потом и др. Такие танцы в конце XIX века уже не исполнялись.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов - кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски, несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственный закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Вплоть до нашего времени охотничьи - военные танцы не утратили своеобразия, выразительности, оригинальности движения.

Талантливые исполнители сохраняют традиционную динамику движений, особую пантомимическую выразительность, яркую изобразительность танца. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали старшие во время исполнения эпических, мифологических произведений. В охотничье - военных танцах исполнитель показывал мастерское владение древним оружием башкирского воина: луком со стрелами, мечом и саблей.

Военные танцы оказывали большое психологическое явление на зрителей. По рассказу И.И. Лепехина, старый танцор, изображавший сцены боя башкирских батыров с врагами, вызвал слезы на глазах у зрителей. Танцевальными движениями старик показывал наступление башкирских воинов на противника, в котором одни батыри погибали, а другие побеждали.

Природа зарождения охотничьих, военных танцев, по мнению исследователей первобытного искусства, в том, что они удовлетворяли практические нужды, связанные с добычей пищи, с походом. Охотничий промысел имел для башкир большое значение. Поэтому движения охотничьих танцев, воспроизводящие повадки животных или птиц, были узнаваемыми. Таким танцам были свойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью и сосредоточенностью. Танцев, связанных некогда с эпосом или исполнявшихся в составе того или иного эпического повествования, сохранились немного. Это различные варианты танца «Байык» (мужское имя), «Кара юрга» - «Вороной иноходец», «Акhак кола» - «Хромой конь» и т.д.

Интересны танцы, передающие образы птиц. Они в какой-то степени содержат элементы домусульманских верований. Их могли исполнять и мужчины, и женщины. Содержание некоторых танцев соотносится со скифо-сарматской идеологией, влияние которой на башкирское искусство еще мало исследовано.

С тотемическим культом птиц связывают исследователи башкирской этнографии и фольклора названия башкирских родов. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, голос. Но как и в легендах, сказках, они наделены волшебными свойствами: побеждать зло («Аккош» - «Лебедь»), предсказывать («Кэкук» - «Кукушка»), помогать, успокаивать («Сынрау торна» - «Звенящие журавли»). Голубь и кукушка, в которых превращаются девушки в башкирских сказках, часто помогают герою, опекают и оберегают его. Ворона «посылает» на землю дождь. Из птичьих танцев наиболее известны «Кэкук» - «Кукушка», «Кара тауык» - «Черная курица», «Аккош» - «Лебедь», «Кор уйыны» - «Глухариная игра».

Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые в основном, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничеством брачующихся сторон («Азаккы уйын» - «Последние игры», «Озатыу уйыны» - «Прощальные игры», «Йыуаса» - «Гостинец» и др.)

В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми. Так во время исполнения танца «Йыуаса», «Сыбырткылау» очень распространен мотив ритуального «избиения» участников свадьбы различными предметами: сумкой из заячьего меха или скатертью, лентами или плетью. Возможно. Это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментом, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами, бусами, серебряными монетами.

Названия дуэтных танцев повсеместно связывается с соревнованием, соперничеством. Танцы типа «Капма - каршы» - «Лицом к лицу». Эти танцы часто исполнялись на больших праздниках, в них соревновались представители разных аулов (родов и племен). Глядя друг на друга, не спуская с друг друга глаз, танцоры проделывали самые различные движения, постепенно убыстряя темп движений и их динамику. Более выносливый получал приз. Подобные танцы исполнялись и на свадьбах, соперниками в них выступали представители двух брачующихся сторон.

Молодежные танцы

Повсеместно в Башкирии первый выход на природу осуществляли девушки, им поручался сбор съедобных и лечебных растений. Девичьи походы за диким луком, кислицей, различными травами выливались в своеобразные увеселения. Они нередко служили местом встреч девушек с молодыми людьми. На этот «йыйын» собирались девушки из окрестных аулов. Юноши не мешали девушкам во время работы, им не разрешалось участвовать в сборе трав. После работы девушки устраивали совместную трапезу. Лишь в это время юноши давали о себе знать: начинали играть на гармошках, пели песни. Постепенно на месте сбора молодежи затевались игры и хороводы.

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов: 1) В центре танцует одна исполнительница (или исполнитель); 2) в центре танцует пара; 3) в центре хоровода играет кураист; 4) в центре танцуют трое исполнителей; 5) три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них. Наиболее распространенный вид хоровода - это поочередная смена солистов внутри круга.

Особое значение имели парные танцы в центре круга. Каждая пара поочередно выходила в круг и исполняла импровизированный танец, в котором в очень сдержанных движениях юноша и девушка показывали свое отношение друг к другу.

Мужские танцы

Мужские танцы исполняются свободно, темпераментно, движения устремлены ввысь, в полет. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

Ударных инструментов у башкир не было, поэтому танцевали под аккомпанемент курая и кубыза. В конце XIX - начале XX вв. появляются русские тальянка и скрипка. В восточном Башкортостане аккомпанировали на домре.

Женские танцы

Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является «засучивание рукавов».

В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцев. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак.

Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.013 с.)