Понятие налога на имущество физических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налога на имущество физических лиц



Введение

В начале XIX в. отмечалось, что государство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Эта взаимосвязь "гражданин-государство" наиболее основательно осуществляется посредством механизма, определяемого налоговым правом. Закрепление Конституцией Российской Федерации права частной собственности как одного из гарантированных государством прав гражданина неизбежно привлекло "внимание" налогового права к отношениям владения имуществом гражданами.

 

И ныне все физические лица должны уплачивать установленные законом налоги. Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц.  С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

При уплате налога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Все налоги и сборы с физических лиц взимаются в соответствии Налоговым Кодексом РФ так, что это не препятствует гражданам в реализации ими прав, оговоренных Конституцией РФ.

 

В данной работе я рассматриваю налог на имущество физических лиц.

Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он  перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога, которые будут освещены в этой работе и в заключении рассмотрены на конкретном примере.

 

Множество вопросов и проблем возникает у граждан в связи с незнанием этих особенностей налога на имущество физических лиц. А “незнание законов не освобождает от ответственности”. Наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина.

Круг налогоплательщиков

Определение налоговой базы

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная
стоимость
объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на
строительную продукцию, работы и услуги.

Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма ин-
вентаризационных стоимостей строений, помещений и сооруже-
ний, признаваемых объектами налогообложения и расположен-
ных на территории представительного органа местного
самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Интересно отметить, что ранее с каждого объекта налог
уплачивался по ставке не более 0,1% от инвентаризационной стои-
мости имущества. Но в июле 1999 г. соответствующая норма
Закона РФ «О налоге с имущества физических лиц» была изменена, в результате чего ставка стала устанавливаться в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Соответ-
ственно, при расчете суммы налога налоговые органы склады-
вают стоимость принадлежащего гражданину имущества (квар-
тиры, дачи и т.д.).

А поскольку ставки налога установлены дифференцированно в зав
исимости от стоимости имущества, сумма налога при использовании суммарной инвентаризационной стоимости
 получается гораздо больше, чем если бы использовалась инвентаризационная стоимость каж-
дого объекта.

Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. № 87 «Об утверж-
дении Порядка оценки строений, помещений и сооружений при-
надлежащих гражданам на праве собственности» утвержден порядок оценки строений, помещений и сооружений принадле-
-
жащих гражданам на праве собственности.

Согласно указанному Порядку оценку объектов осуществ-
ляют местные бюро технической инвентаризации, которые при
необходимости привлекают на договорной основе страховые,
проектные, строительные и иные организации.

Оценка строении, помещений и сооружений производится по
их инвентаризационной стоимости, которая для целей налогооб-
ложения принимается равной восстановительной стоимости,
уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

При этом восстановительная стоимость пересчитывается по
уровню цен 1991 r, на основе нормативных документов а зат-
ем – по уровню цен текущего года (т.е. года оценки) на основании
коэффициентов, утверждаемых органами исполнительной власти
субъектов РФ.

Особенности определения налоговой базы

Закон «О налогах на имущество физических лиц» устанавливает правила начисления налога.

Согласно п. 3.3 Порядка инвентаризационная стоимость по-
мещений, других площадей определенного функционального на-
значения рассчитывается исходя

 

 из инвентаризационной стоимости
строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они яв
ляются, по соотношению показателей (погонных метров, метров
квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.

Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принад-
лежащих гражданам на право собственности, устанавливается
единый функциональный показатель — кубический метр.

Инвентаризационная стоимость приватизированных строений,
помещений и сооружений в первый год начисления налога при-
нимается равной их стоимости и, определенной при приватизации,

Точкой отсчета оценки строений, помещений и сооружений,
инвентаризационная стоимость которых неизвестна, являются
цены 1982 г. с учетом коэффициентов, введенных в 1987 г. Да-
лее применяется общий порядок пересчета.

 

 

Налоговые ставки

Поскольку налог на имущество физических лиц является
местным налогом, ставки налога на строения, помещения и со-
оружения устанавливаются нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления. Ставки
налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвента-
ризационной стоимости имущества в пределах, представлен-
ных ниже, в таблице.

Пределы ставок налога

 

Стоимость имущества Ставки налога
До 300 тыс. руб. До 0.1 %
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. От 0.1 до 0.3 %
Свыше 500 тыс. руб. От 0.3 до 0.2 %

 

Представительные органы местного самоуправления
могут
  определять дифференциацию ставок в установлен-
ных пределах в зависимости от:

1) суммарной инвентаризационной стоимости;
 

2) типа использования;

3) иных критериев,

Ставки могут устанавливаться в зависимости от того жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд
 или коммерческих, кирпичное, блочное или построено из
дерева и т.п

Налоги зачисляются в местный бюджет по местонахожде-
нию (регистрации) объекта налогообложения.

Пример расчета налога на имущество физических лиц

 

Семья Мироновых в составе двух взрослых и одного несовершеннолетнего ребенка является собственником недвижимости – однокомнатной квартиры в Санкт-Петербурге.

 Квартира расположена на 4м этаже шлакобетонного пятиэтажного дома, постройки 1962 года; общей площадью 30 кв. метров, в том числе жилой - 16, 2 кв. метра; кухня – 5,8 кв. метра.

Инвентаризационная оценка указанной квартиры составляет 125108 руб. Квартира находится в долевой собственности в равных долях по 1/3 –каждому собственнику.

 Семье Мироновых при уплате налога льготы не предоставляются.

 

Расчет налога

Налоговая ставка в Санкт-Петербурге составляет 0.1 %

125108 руб. х 0.1 % = 125 руб. 108 коп.

В соответствии с пунктом 4 статьи 225 НК РФ сумма налога определяется в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля. Эта норма установлена в отношении налога на доходы физических лиц, но на практике зачастую применяется и в отношении других налогов, уплачиваемых гражданами.

С учетом округления сумма налога равна 126 рублей.

126руб. / 3 человека = 42 руб.  

На каждого члена семьи Мироновых налог на имущество составляет 42 руб.

Сумма налога разбивается на равные доли для уплаты в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В нашем случае: 21 руб.  каждый член семьи Мироновых должен уплатить до 15 сентября, и столько же – до 15 ноября.

За несовершеннолетнего ребенка налог должны уплатить родители.

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы подвести итоги и еще раз обратить внимание на некоторые парадоксы, связанные с налогом на имущество физических лиц и рассмотреть их на конкретных примерах жизненных ситуаций.

В понедельник, 15 сентября, истекает срок уплаты первой половины налога на имущество –     все собственники квартир, дач, домов, гаражей и иной недвижимости должны дойти к этому сроку до банка и перевести в бюджет несколько сот рублей.

Семья из четырех человек (двое родителей, студент, учащийся на дневном отделении, и школьник) получила по почте письмо из налоговой инспекции с уведомлением на уплату налога на имущество. Все члены дружного семейства являются собственниками квартиры. Родители были удивлены, что налог потребовали платить не только взрослых, но и несовершеннолетних детей.

Между тем, еще в конце августа Минфин озвучил свою позицию: налоговые уведомления рассылаются на всех собственников. То есть, если родители решили оформить квартиру на ребенка, то на него ежегодно фискальное ведомство и будет выписывать налоговые уведомления. Даже если собственник дорогостоящей недвижимости ездит в колясочке. А вот взыскать штраф с малолетнего неплательщика нельзя. Но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности. То есть пени будут начислять на несовершеннолетнего. В случае неуплаты налога может быть обращено взыскание на имущество, с которого взимается налог.

Напомним, что за несвоевременную уплату с гражданина взыскивается неустойка. Сам налог на имущество рассчитывается налоговыми инспекциями, а соответствующие уведомления рассылаются заказными письмами. А вот льготы надо доказывать самостоятельно, представив в районную инспекцию соответствующие документы.

В целом для семейства не имеет значения, на кого выписано уведомление – от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Налог начисляется исходя из стоимости квартиры и распределяется пропорционально долям собственников (если имущество оформлено в общую совместную собственность и не оговорено иное – то равными долями). Если бы родители оформили квартиру только на себя, то налоговое бремя всей семьи не увеличилось бы и не уменьшилось.

 А вот пенсионеры, инвалиды и иные социальные категории имеют льготу и могут не уплачивать налог со своей доли.

В 2008 году бюджет Санкт-Петербурга, в который полностью поступает налог на имущество физических лиц, должен получить от собственников квартир, домов, дач, гаражей и иной расположенной в административных границах города (включая Курортный, Пушкинский и иные пригородные районы)

 недвижимости, всего 16,8 млн рублей. В прошлом году доходы от этого налога составили 11,2 млн рублей.

Полуторократный рост объясняется введением повышающего коэффициента в 9,1 процента к балансовой стоимости имущества, с которого исчисляется налог, а также увеличением количества объектов налогообложения – вводом нового жилья и пр.

 Несмотря на такой рост, как пояснил источник в налоговой инспекции, доходы от взимания налога на имущество граждан не покрывают даже расходов фискального ведомства на его администрирование (ведение баз данных, печать и рассылку уведомлений, учет поступлений, разбор жалоб, подачу исков и пр.). Действующая в России налоговая система вдобавок к чистому налоговому бремени порождает огромные дополнительные издержки. Объем нормативной документации, регулирующей учет, просто необъятен. Налоговый кодекс первоначально должен был стать законом прямого действия и заменить собой весь этот комплекс законов и нормативных документов. Однако этого не произошло. Разработка и прочтение нормативной документации, обработка огромных массивов отчетности, проведение проверок, обеспечение деятельности налоговых органов и т. д. пожирает громадное количество рабочего времени, бюджетных денег и других ресурсов.   Выход из сложившейся ситуации состоит в радикальном упрощении налоговой системы. Система налогового учета и отчетности должна быть очень простой и понятной, чтобы для выполнения требований законодательства не требовалось специального образования и значительных затрат времени и сил.

И так же, хотелось бы отметить, что в ходе выполнения данной работы, я  пришла к выводу, что несмотря на то, что в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.

Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам существуют положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, которые местными органами власти, не всегда берутся во внимание. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов. Но, все же местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль.

 

Устойчивость налоговой системы во многом зависит не столько от высоких ставок налогов, сколько от уровня доходов населения, от стабилизации его имущественного положения. Поэтому, при налогообложении населения высокие ставки налогов, их многочисленность может отрицательно повлиять на уровень сбережений и инвестиций, а, следовательно, отрицательно сказаться на эффективности экономической системы в целом, так как сбережения и инвестиции - это функции прежде всего более высоких по доходам групп населения.

На это обратил внимание еще бывший президент Российской Федерации В.В.Путин: “ Не должны успокаивать и данные по росту налоговых поступлений. Нет ни одной развитой страны, где бы казна на 85 % пополнялась за счет налогов от предприятий и только на 15 % от физических лиц. Во всем мире наоборот.”Поэтому налогообложение населения должно совершенствоваться и перестраиваться в целях сокращения степени перераспределения национального дохода через систему налогообложения.

А тот факт, что число налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих налоговое законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам следует усилить и совершенствовать контроль за соблюдением законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет. Это должно являться главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации.

 

Список использованной литературы:

1) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I  "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г., 22 августа 2004г.)

2) Федеральный закон 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»

Содержание

Введение …………………………………………….………3

Понятие налога на имущество физических лиц ………….4

 

Круг налогоплательщиков

Кто является плательщиком налога на имущество

физических лиц ……………………………………………… 5

Какое имущество является объектом налогообложения

 Некоторые тонкости налогообложения ………………… 6

Определение налоговой базы

Особенности определения налоговой базы

Налоговые ставки ……………………………… … … … 8

Льготы но налогу на имущество физ. лиц ………………… 10

 

Обязанность предоставления налоговой декларации ……12

Особенности определения сроков начисления налога

Налоговое уведомление и требование об уплате …………13

Пример расчета налога на имущество физических лиц ….14

 

Основные принципы систем налогообложения имущества

 физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой

(Справочные факты) …………………………………………15

 

Заключение ………………………………………………..…20

 

Список литературы ………………………………………….23

 

 

Введение

В начале XIX в. отмечалось, что государство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Эта взаимосвязь "гражданин-государство" наиболее основательно осуществляется посредством механизма, определяемого налоговым правом. Закрепление Конституцией Российской Федерации права частной собственности как одного из гарантированных государством прав гражданина неизбежно привлекло "внимание" налогового права к отношениям владения имуществом гражданами.

 

И ныне все физические лица должны уплачивать установленные законом налоги. Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц.  С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

При уплате налога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Все налоги и сборы с физических лиц взимаются в соответствии Налоговым Кодексом РФ так, что это не препятствует гражданам в реализации ими прав, оговоренных Конституцией РФ.

 

В данной работе я рассматриваю налог на имущество физических лиц.

Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он  перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога, которые будут освещены в этой работе и в заключении рассмотрены на конкретном примере.

 

Множество вопросов и проблем возникает у граждан в связи с незнанием этих особенностей налога на имущество физических лиц. А “незнание законов не освобождает от ответственности”. Наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина.

Понятие налога на имущество физических лиц

Закон Российской Федерации “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50 — 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.
Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.
Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены были в порядке исключения автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.
Затем круг объектов налога на имущество по действующему законодательству был существенно заужен. Объектами налогообложения выступало только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, га-
ражи и иные строения, помещения и сооружения. Это изменение остается в силе и по сей день.

 

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, то есть данный вид налога устанавливается Налоговым ко-
дексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, и обязателен для
физических лиц к уплате на территории соответствующего муниципального об-
разования. Иначе говоря, для того чтобы налог действовал, он должен быть узаконен на местном уровне. Для этого местный представительный орган (например, муниципальное собрание депутатов) принимает соответствующее решение о взимании налога на имущество с физических лиц.

По общему правилу основные элементы налогообложения (налогоплательщики,
объект налогообложения, налоговая база) устанавливаются на федеральном уровне — в НК РФ или ином федеральном законе.
 На местах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут быть установлены налоговые льго-
ты в дополнение к уже установленным НК РФ, основания и по-
рядок их применения.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок взимания налога на имущество физических лиц, явля-
ется Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на
становление имущество физических лиц» (с изм. и доп. от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля
-
2002 г., 22 августа 2004 г.)

Круг налогоплательщиков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.061 с.)