Этап начальной спортивной специализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап начальной спортивной специализации



Цель этапа: подготовить подростков в физическом и техническом отношении для целенаправленной тренировки в десятиборье, иными словами, создать фундамент для дальнейшего спортивного роста.

Задачи этапа: повышение уровня физических качеств средствами общефизической подготовки; совершенствование техники видов десятиборья; развитие морально-волевых качеств занимающихся.

Данный этап требует самого пристального внимания. Иногда целенаправленная подготовка подменяется голым натаскиванием на результат. Если форсировать тренировку молодого десятиборца на начальном этапе подготовки, то вряд ли он сохранит интерес и трудоспособность в дальнейшем. То же самое касается и вопросов обучения. Развивать физические качества легче, чем обучать технике. Мы знаем, однако, что только своевременное обучение спортивной технике всех видов десятиборья может обеспечить в дальнейшем высокие результаты.

В этот период следует учитывать биологический возраст, поскольку дети развиваются неодинаково. Крепкие ребята невысокого роста развиваются быстрее и выигрывают на начальном этапе довольно часто у высоких, длинноногих ребят, которые формируются позже. Но они имеют в дальнейшем большие перспективы для достижения высоких результатов в десятиборье.

Особое внимание, следует обращать на проявление у юных многоборцев целеустремлённости, решительности, самостоятельности, способности мобилизоваться для максимальных усилий в соревнованиях, спортивного трудолюбия и интереса к занятиям - эти качества имеют определяющие значения. (Н.Г. Озолин, 2003 год).

Тренеру молодых многоборцев нужно, исходя из индивидуальных особенностей своих учеников, решать, в каком соотношении должно идти обучение спортивной технике и развитие физических качеств. Нет сомнения в том, что бег на короткие дистанции является важнейшей частью десятиборья, на которую необходимо обращать внимание с самого начала подготовки. Однако нельзя опаздывать с изучением технически сложных видов. Система перспективной подготовки десятиборцев должна строиться на изучение всех видов десятиборья и комплексном развитии основных физических качеств. Перед тренером стоит трудная задача: выполняя сложную программу подготовки, сохранить при этом у десятиборца интерес и любовь к этому сложному виду лёгкой атлетики на долгие годы.

Рассматриваемый этап подготовки юных многоборцев по продолжительности может продолжаться 3-4 года. Этот возрастной период наиболее благоприятен для обучения и совершенствования техники лёгкоатлетических упражнений. Неверно бытующее в практике мнение о том, что в этом возрасте сложно овладеть такими сложнотехническими видами, как шест, барьеры, копьё и диск.

Окончание этого этапа должно характеризоваться тем, что подростки, прошедшие подготовку, должны характеризоваться тем, что подростки, прошедшие подготовку, должны овладеть основами техники всех видов десятиборья и иметь определённый уровень физических качеств.

Эффективная последовательность в развитии физических качеств, выраженная по темпам прироста для многоборцев 14-15 лет и 16-17 лет:

1. силовые способности - 17,8 и 31,9%

2. скоростно-силовые (бросковые) качества - 13,3 и 12,4%

3. скоростная выносливость -8,1 и 8,6%

4. двигательный навык - 7,6 и 9,8%

5. общая выносливость - 6,9 и 6%

6. скоростные качества - 5,1 и 6,1%

Учитывая рекомендации очерёдности развития физических качеств и для решения проблемных вопросов планирования подготовки десятиборцев на этапе начальной специализации, существует системный подход индивидуального программного управления тренировочным процессом, основанный на регистрации, математической обработке и аналитической интерпретации параметров подготовки в течение годичного цикла (ниже приведена таблица, страница 19).

Таблица состоит из двух частей.

Верхняя - даёт возможность осуществлять контроль за уровнями развития физических качеств (тестирование) и результатов в виде зимнего семиборья и десятиборья с помощью сравнительного анализа показателей темпов прироста за аналогичные периоды предыдущих и последующих лет подготовки. Для этой цели педагогические тесты объединены с видами десятиборья и семиборья по степени высокой корреляционной зависимости.

Нижняя - предполагает выстраивать логическую зависимость и взаимосвязь с верхней через сравнительный анализ показателей темпов прироста между тестами, видами многоборий, объёмом и интенсивностью тренировочных и соревновательных нагрузок по этапам годичного цикла подготовки.

Комплексное тестирование физических качеств десятиборцев необходимо проводить в режиме этапного педагогического контроля два раза в год по окончании 17-недельныхцикловподготовительных периодов перед зимним и летним соревновательными периодами (декабрь, апрель), в восстановительных микроциклах не изменяя задач тренировочного процесса. Результаты тестирования и соревнований заносят в соответствующие графы таблицы. По окончании соревновательных периодов по всем показателям таблицы определяют темпы прироста за полугодичные и годичный циклы подготовки по формуле С. Броди:

 

W%= 100(V 2 - V 1), в которой

 V 1+ V 2

2

% - темпы прироста;

V1 - исходный результат;

V2 - конечный результат.

Применение данного подхода позволяет эффективно осуществлять системный подход программного управления индивидуальной подготовкой юных десятиборцев.

Контрольные упражнения, характеризующие физические качества - общедоступны, общеприняты и используются в большей или в меньшей степени в практической деятельности тренеров по десятиборью. Правда, не всегда системно и целенаправленно и поэтому требуют пояснений, необходимых для стандартного исполнения.

Тесты, определяющие способность десятиборца к проявлению скоростных качеств - бег на 30 метров с низкого старта (секундомер включается по первому движению спортсмена на старте) характеризует максимальное ускорение со старта; бег на 60 метров с ходу - показатель максимальной скорости бега. Оба теста имеют высокую степень корреляции с результатами в беге на 60 и 100 метров, прыжком в длину, а также положительно влияют на достижения в беге на 110 метров с барьерами, 400 метров, прыжке с шестом и метании копья.

Тесты, характеризующие силовой потенциал: жим штанги двумя руками из положения лёжа; подъём штанги на грудь в высокую стойку; вставание со штангой на плечах из глубокого приседа. Результаты, достигнутые в данных силовых упражнениях, имеют высокую степень корреляции с результатами в толкании ядра, метании диска и создают базовые предпосылки для развития скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовой компонент в развитии физических качеств присущ всем видам десятиборья, но высокую корреляционную связь имеет с результатами на 110 метров с барьерами, прыжках с шестом и в высоту, метании копья. Однократный и пятикратный прыжки выполняются с места толчком с двух ног и определяют “взрывные” свойства мышц ног. Тест на преодолевание дистанции 30 метров прыгая максимально быстро на левой ноге, затем на правой, выполняется с места толчком с двух ног и характеризует скоростно-силовую межмышечную координацию. Бросок ядра массой 7,257 кг вперёд снизу двумя руками и назад снизу двумя руками через голову отражает скоростно-силовой потенциал разгибателей мышц ног, таза, туловища.

Скоростная выносливость характеризуется результатом в беге на 400 метров и тестируется в беге на 300 метров. Преодоление дистанции 100 метров прыжками с ноги на ногу начинается с места толчком с двух ног (фиксируется количество шагов и время). Данный тест выявляет уровень выносливости силовой (количество шагов) и скоростной (время, за которое преодолевается дистанция 100 метров) выносливости.

Общая выносливость - наиболее специфическое и противоречивое в своем развитии качество. В первую очередь оно преследует цель повышение работоспособности всех функциональных систем организма спортсмена для достижения максимальных результатов в течение двух дней борьбы. Во вторую - ускоренное протекание восстановительных процессов между видами десятиборья. И только в третью - продемонстрировать качество специальной выносливости в достижении высоких результатов в беге на 1000 и 1500 метров. Исходя из вышеперечисленных условий, существует 12 -минутный бег - тест Купера - как показатель общей выносливости спортсмена.

легкоатлетический многоборье моделирование тренировочный

Уровень технической подготовленности десятиборцев определяется по степени относительного равенства темпов прироста в педагогических тестах оценки физических качеств с темпами прироста в результатах отдельных видах десятиборья (таблица, графы «Скорость», «Сила», «Скорость + сила»). Если темпы прироста в педагогических тестах превышают темпы прироста результатов в отдельных видах десятиборья, значит необходимо уделить больше внимания технической подготовке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.007 с.)