Глава 1. Становление якутской эстрады 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Становление якутской эстрады



Оглавление

Введение

Глава 1. Становление якутской эстрады

1.1 Этапы развития якутской эстрады

1.2 Первые профессиональные артисты эстрады

1.3 Жанры якутской эстрады

Глава 2. Современное якутское эстрадное искусство

2.1 Проблемы якутской эстрады

2.2 Профессиональная подготовка эстрадных артистов

2.3 Роль эстрады в сохранении якутской культуры

Заключение

Использованная литература


Введение

"Эстрадное искусство всем доступно, универсально, и самое близкое народу искусство. Именно, через нее народы могут показать всему миру свою культуру - свое лицо". Ю. Платонов.

Эстрада - многожанровое сценическое искусство: объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры. (Эстрада, 234).

Уже в первое десятилетие XX в. термин "Эстрада" начинает мелькать в прессе не только в общепринятом тогда смысле, но и расширительно, включая всех, актеров, писателей, поэтов, выходящих на этот "помост". На страницах авторитетного журнала "Золотое руно" (1§Ю8. № 11-12) была опубликована статья "Эстрада". Ее автор проницательно увидел антиномию, возникающую перед каждым, кто выходит на Э.: "а) Эстрада необходима для развития и поддержания способностей и для формирования личности артиста; б) эстрада пагубна и для того, и для другого". "Пагубность" автор усматривал в стремлении актеров к успеху любой ценой, равнении на вкусы массовой публики, превращении искусства в средство обогащения, источник жизненных благ. Появлялись и другие статьи, рассматривавшие Э. как феномен новой городской культуры. И все же, как правило, термин "Э." в начале века употреблялся чисто функционально: "эстрадный репертуар", "эстрадное пение" и т.д., то есть как определение площадки, где происходит действие. Со временем слово эстрада стало термином, обозначающим искусство людей удивлять других людей. Этот термин включает в себя жанры разного рода. Эстрада - самый демократичный и всенародный вид искусства. Она легка и доступна каждому. Через нее можно проникнуть в каждое сердце и донести духовный потенциал народа.

Певческое искусство - одно из основных направлений духовной культуры человека, возрождение и развитие которого напрямую зависит от отношения к нему самого человека. Народная музыка и пение являются одними из составляющих лица нации, ее самобытной культуры, и их надо развивать на профессиональной основе. (Платонов, 14.). "Якутская песня … исчислить ее возраст невозможно… Наверное, с рождения человека. Песня - состояние души человека. (Кривошапко, 17-18).

"Музыкальная культура Якутии представляет одну из очень своеобразных явлений восточной России. … Я убежден, что якутский язык надо учить с песен, он тогда приобретает особый запах. И когда я слушаю якутскую мелодию, идет особое тепло от этой мелодии" (Шейкин, 37).

Актуальность данной темы обусловливается тем, чтобы сохранить и возродить народность и самобытность исполнения фольклорных жанров устного творчества народа Саха в современном мире и условиях глобализации. Эстрада - лицо нации, через нее народ может показать свою духовную культуру всему миру. А лицо надо сохранить в любых условиях.

Объект исследования - эстрадное искусство. Материалом исследования в данном случае является якутская эстрада.

Целью дипломного исследования является анализ становления и развития якутского эстрадного искусства. Для выполнения цели дипломного исследования были поставлены следующие конкретные задачи:

рассмотреть истоки, этапы становления и развития якутской эстрады;

определить жанровое разнообразие якутской эстрады;

выявить проблемы современного якутского эстрадного искусства;

охарактеризовать роль якутского эстрадного искусства в сохранении якутской культуры;

Историография темы дипломного исследования. Специальных работ по данной теме, к сожалению, нет. Есть отдельные статьи в и брошюры, опубликованные в честь юбилейных дат якутской эстрады. Теоретическую основу дипломного исследования составили работы М.Н. Жиркова, Г.И. Кривошапко, Н.Е. Петрова, Г.Г. Алексеевой, Ю.И. Шейкина, Ю.Е. Платонова и других. О певческой культуре народа саха достойную информацию предоставляют работы Г.У. Эргиса, Н.Е. Петрова, Ю.Е. Платонова, в которых подробно описаны ее истоки и развитие. Сегодня якутская эстрада прошла путь становления, расширился спектр ее проявления, изменился жанровый репертуар, в зависимости от времени и стиля исполнения несколько поменялся сам вид и подача. Развитие в эстраде, к сожалению, привело ее к кризису.

Объектом дипломного исследования является якутское искусство.

Предметом дипломного исследования является якутское эстрадное искусство.

Научная новизна дипломного исследования заключается в том, что впервые сделана попытка изучения не только истории якутской эстрады, но и выявления ее проблем и перспектив дальнейшего функционирования.

Работа, в основе которой лежит история якутской эстрады в целом, может стать пособием для студентов, аспирантов, преподавателей и работников культуры, СМИ.

якутское эстрадное искусство артист


Колосов Федор Дмитриевич

Родился во II Мегюринском наслеге Мегино - Кангаласского района 14 июня 1935 года.

Окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) г. Москва (1972)

Творческий путь начал в концертно-эстрадном бюро Якутского государственного музыкально - драматического театра им П.А. Ойунского - ЯГМДТ в качестве артиста оригинального жанра (1972).

Колосов Ф.Д. - первый профессиональный иллюзионист из народа Саха.

Фокусник, манипулятор, чревовещатель, силач, йог Колосов Ф.Д. предстает перед зрителями с легкой иронической улыбкой, ловкий, добрый обманщик богатырского сложения. Он во ВТМЭИ во время учебы и последующие стажировки занимается с различными режиссерами.

Колосов Ф.Д. - много гастролирует по республике и за ее пределами: МНР, США, Финляндия. Свое искусство с успехом демонстрировал в Бурятии, Чукотке, Магадане, Башкирии, Туве и других областях, краях республиках бывшего СССР.

Как артист цирка самого первого поколения Колосов Ф.Д. создал первую цирковую династию. Его сын Дмитрий Колосов - заслуженный артист Республики Саха (Якутия), внук Федор Колосов - Второй с четырех лет выступает вместе с дедом.

Колосов Федор Дмитриевич - народный и заслуженный артист Республики Саха (Якутия), Почетный гражданин Мегино - Кангаласского улуса, ветеран тыла и труда.

Заболоцкий Владимир Ильич

Родился в г. Якутске 12 марта 1953 года.

Окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства-ВТМЭИ г. Москва. (1972 г). Солист-вокалист эстрады, солист оперы, преподаватель Колледжа культуры и искусства РС (Я), член Союза авторов-песенников.

Творческий путь начал в концертно-эстрадном бюро Якутского музыкально-драматического театра им. П.А. Ойунского (1972).

Заболоцкий В.И. - исполнитель советских песен, оперных партий бас-баритон обладает сильным, большого диапазона голосом с уникальным фальцетом верхнего регистра. Работал солистом-вокалистом в группах "Якутская эстрада-72", ВИА "Чолбон", "-72", "Сияние Севера". Был на гастролях по всей республике, Башкирии, Туве, Бурятии, Эвенкии, Читинской, Амурской, Магаданской областях, Хабаровском крае. С 1993 года, работает по совместительству в Государственном театре оперы и балета им.Д.К. Суоруна Омоллоона РС (Я) в качестве солиста оперы, исполняет басовые партии:

Варлаама в опере М. Мусогорского "Борис Годунов", князя Галицкого в опере "Князь Игорь"-А. Бородина, Базильо в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини, Командора в "Дон Жуане" В. Моцарта, Мантерона "Риголетто" - Дж. Верди, Малюты Скуратова в "Царской невесте" Н. Римского-Корсакова.

Главные партии в национальных оперных спектаклях:

"Ньургун Боотур" М. Жиркова Г. Литинского - Ньургун Боотур; "Песнь Манчаары" Г. Комракова и Э. Алексеева-Манчаары; "Лоокут и Ньургуhун" Г. Григоряна-Басыкка.

В опере корейского композитора госпожи Ким Хен ОК "Когда цвела гречиха" поставленной Государственным театром оперы и балета им Д.К. Суоруна-Омоллоона" РС (Я) Заболоцкий В.И. исполнил партию Чо и выезжал вместе с театром в Южную Корею, где спектакль прошел с большим успехом в городах Сеул, Чечон, Пенчон (2005)

С 1992 года Заболоцкий В.И. преподает сольное пение в Колледже культуры и искусства РС (Я) среди его учеников стали популярными исполнителями авторских песен Павел Семенов, Василий Еремеев, Прокопий Федоров др.

Заболоцкий В.И. как автор-мелодист написал более 60-ти песен. Наиболее известные из них: "Сулустар (Звезды)" сл.В. Миронова, "Туул (Сон)", сл.Ф. Софронова, "Мин ийэм таптаабыт хатына" (Любимая березка моей мамы)", сл.Т. Дьугэ, "Сьэ-Дьэ" сл.Н. Момского и др.

"Заслуженный артист Республики Саха (Якутия)" (1993).

Почетный гражданин Усть-Алданского улуса (1996). Почетный гражданин Легойского наслега Усть-Алданского улуса (2004).

Первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль "Чороон".

Если говорить о ВИА "Чороон" то надо иметь ввиду, что их было в два состава. Первый состав, который назовем условно "Чороон-1" был направлен в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) в 1972 году под патронажем опять же Босикова Василия Афанасьевича. Группа "Чороон-1" выехала в Москву на учебу в составе из 22-х человек. Среди них в отличии от группы "Якутская эстрада-72" было пять музыкантов, из которых состоялся вокально - инструментальный фундамент, вошедший в историю якутской эстрады, как первый в республике ВИА "Чорон". Это были: Владимир Мохначевский - гитара бас - вокал и общее руководство, Сергей Черниговский - клавишные - вокал, Вячеслав Савин - гитара - соло - вокал, Владимир Макаров - гитара - ритм, Василий Аталев - ударные - вокал.

Солисты вокалисты, которым аккомпанировал этот оркестр: Олег Бубякин, Николай Соловьев, Николай Ховров, Мария Тогонохова, Людмила Степаненко, Афанасий Попов, Василий Федоров, Андрей Сергеев, Петр Макаров и автор исполнитель гитарных песен, ныне заслуженный артист Республики Саха (Якутия) Владимир Татаринов.

Танцы представляли: Лидия Афанасьева (Таранова), Евдокия Афанасьева, Галина Воробьева, Людмила Зуева, Раиса Николаева.

Оригинальный жанр - каучук представляла Людмила Лукша. Программу этого большого коллектива вел конферансье Александр Тойтонов.

Во ВТМЭИ, как и положено, вокалисты попали в руки к Георгию Павловичу Виноградову, танцоры к Анне Аркадьевне Редель и Михаилу Михайловичу Хрусталеву, конферансье к Александре Алексеевне Харламовой, каучук в акробатический зал к Глебу Борисовичу Лукину а ВИА к молодому композитору Владимиру Сергеевичу Куприянову (ныне заслуженный деятель искусств РФ дирижер госкомпании Российского цирка). Кстати, Владимир Сергеевич консультировал и второй состав "Чороона" также, имеет заслуги перед нашей Республикой в формировании оркестра Госцирка РС (Я) в 1994 году и сам дирижировал первые представления по приглашению Сергея Васильевича Расторгуева.

После окончания ВТМЭИ в 1974 году группа "Чороон-1" проработала в полном составе всего один год, так как музыкантов Владимира Мохначесвкого, Василия Аталева и певца Олега Бубякина забрали в армию. Остальные исполнители разошлись по разным гастрольным бригадам или по зову сердца вернулись в родные пенаты. На этом история первого ВИА "Чороон-1" заканчивается.

О жизни второго состава "Чороон-2" и его творческий путь, я думаю, лучше и подробнее напишут сами участники. Могу сказать одно, что из его недр вышли Аскалон Павлов, Екатерина и Алексей Егоровы. Из старого состава остался один Владимир Мохначевский. Музыкальным руководителем был Георгий Сергучев. В 1982 году они были на стажировке во ВТМЭИ, и с ними занимался не только композитор Владимир Хорощанский, который записал их на Всесоюзное радио, но и другие еще более известные музыканты. Источником всему этому все-таки была первая группа "Чороон-1", носившая звание первого вокально-инструментального ансамбля - ВИА в эволюции якутской эстрады. А его песня, оставшаяся в сердцах зрителей, "Умнуллубат онус кылаас (не забываемый десятый класс") на музыку В. Татаринова сл.А. Бродникова стала, практически, гимном не только молодежи, но и всего взрослого поколения.

Жанры якутской эстрады

 

Сегодня основной деятельностью театра эстрады остается организация концертно-зрелищных мероприятий для населения всей республики. В задачах театра гастрольные поездки, концертное обслуживание населенных пунктов Якутии. Театр не только имеет своих штатных артистов, но и дает возможность стать звездами эстрады многим исполнителям, содержа их вне штата за счет собственных заработанных средств. Эстрадное искусство в республике стремительно развивается в ногу со временем.

Якутская эстрада свое развитие нашла в 30-е годы 20 века. Этапы развития многожанрового искусства привели к разветвлению эстрады по жанровым направлениям. Как отметили выше, в 90-е годы, в годы политического развала в стране, из КЭБ вышли все культурные структуры республики, существующие сегодня, получившее свое развитие впоследствии в статусе государственной структуры:

Государственный театр национального танца,

Государственный цирк Республики Саха (Якутия),

Государственный театр эстрадных миниатюр "Наара суохтар" (позже Театр юмора и сатиры, сегодня Театр юного зрителя),

Музей музыки и фольклора народов Республики Саха (Якутия).

Если мы говорим, что эстрада - искусство удивлять, то всеми этими жанрами якутская эстрада удивляла своих зрителей до определенного времени. Эстрады сегодня, как термина, обозначающего многожанровое искусство, практически нет. В эстраде остался почти единственный жанр - песня, также мало-мальски можно отметить отголоски таких жанров, как разговорный, музыкальный, экстремальный, танцевальный. В якутской эстраде разговорный жанр почти утерян, сегодня разговорники занимаются только ведением концертов, свадеб, корпоративных вечеров. Миниатюры, тематические сценарии остались давно в прошлом. В свое время разговорный жанр в якутской эстраде занимал достойное место, когда занимались этим профессионалы своего дела - Иван Иванович Бурцев - художественный руководитель театра эстрады, талантливый режиссер, Петр Петрович Пестряков - художественный руководитель театра эстрады, артист-разговорник.

Сегодня термин "эстрада" заключает в себе такие жанры, как вокальное искусство и юмор (разговорный жанр). Но, несмотря на это, мы можем достойно сказать, что "эстрадное искусство Якутии стремительно развивается, чувствуя пульс и темп времени". Время диктует свое, зарубежные и российские эстрадные площадки сегодня предназначены почти только для вокалистов. Другие жанры особо не востребованы. Танцевальное, цирковое, разговорное искусства давно нашли свои пути развития в профессиональном плане. Сегодня они не являются жанрами эстрадного искусства. Хотя, до недавнего времени эстрада соответствовала своему определению "Эстрада - многожанровое сценическое искусство: объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры". (Эстрада, с.173).


Проблемы якутской эстрады

 

Время идет и диктует свои правила, которые требуют от каждого вида жизнедеятельности выбор пути развития или постепенного разрушения. Все в нашей жизни меняется, совершенствуется, модернизируется. Если, эстрада, как термин, включает в себя многожанровость, то это понятие уже кануло в лету. С разветвлением эстрадного искусства на различные профессиональные структуры искусства, все встало на свои места. Клоунада, цирковое искусство, танец, музыка, разговорный жанр, оригинальные жанры давно от артистов требуют исключительно профессионализма. Есть у нас цирк, театр национального танца, симфонический оркестр, драматические театры, театр юного зрителя. Составляющей современной эстрады остались только песня и юмор, где песня - главное. То, что утеряна многожанровость - это продиктовано временем. С течением обстоятельств и определенных условий эстрадное искусство Якутии нашло свое развитие в разветвлении по жанровым видам. Основным жанром, но только уже в рамках Государственного театра эстрады, стала песня. А песня - это результат творчества одного или нескольких людей, и не всегда профессионалов, не всегда талантливых. Что стало настоящей проблемой. Песня - она народное достояние, и в никакие рамки загнать творчество невозможно. А то, что песня, как продукт, в современном мире стала орудием завоевания публики в коммерческих целях - это народная трагедия. Самобытность, этнические корни песни, что раньше считалось одним из важных качеств в исполнении, во многом теряется. Только песня, из всех жанров эстрады, пока остается за рамками профессионализма, что привело к дешевизне понятия "эстрадный артист". Эта легкость и доступность, сегодня, привлекает не только талантливых людей, но и всех, кто ищет легкой наживы, легкой славы. "Пущенное на самотек народное искусство пения в настоящее время претерпевает различного рода явления, в том числе и отрицательного характера, проявленные в создании современных песен, и в особенности, их исполнения молодыми, так называемыми звездами, которые далеки от понятия профессионального звуковедения. И все это происходит от того, что нет достаточного и собственного понимания смысла возрождения певческой культуры народа Саха". (Платонов с.58). О том, как изменялась эстрада, пишет А. Аргунов в своей статье: "Человек - довольно ленивое существо, всё время стремящееся облегчить и упростить свою жизнь, и это также факт. И всё, что нас окружает, будь то живая природа или же различные человеческие изобретения, постоянно находится под действием двух выше обозначенных факторов. Не стала исключением и эстрадная песня, также постоянно изменяющаяся и приобретающая всё новые и новые формы. И ко многим её изменениям, к сожалению, имеет далеко не последнее отношение банальная человеческая лень. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить эстрадную песню начала прошлого века с эстрадной песней начала нынешнего. Что представляет собой эстрадная песня начала прошлого века? Сложные, красивые мелодии, исполняемые вживую на настоящих, а не электронных, музыкальных инструментах; осмысленные и складные тексты, несущие в себе различные настроения, переживания, а не являющиеся простым набором слов со слабой зарифмованностью; сильные голоса исполнителей, чётко выраженные вокальные данные и музыкальный слух. На сочинение текстов и музыки уходит достаточно много времени, к исполнению приходится привлекать целые оркестры, не каждый сможет дома столь же хорошо исполнить эти песни; но зато они душевные, они качественные, они остаются в людской памяти на года, на десятилетия. К середине века у человечества появляются новые возможности в плане обработки и записи музыки, аранжировки заметно выигрывают в качестве звучания, в насыщенности. Однако в большинстве случаев по-прежнему используются настоящие музыкальные инструменты, сохраняются связь мелодии с текстом, смысловая составляющая текста, наличие голоса и слуха у исполнителя. Во второй половине века сила голоса, необходимая для исполнения песен, постепенно уходит на второй план. Если раньше пели единицы, то теперь петь может едва ли не каждый второй. Меняется манера пения, петь можно не во весь голос, не обязательно так сильно выводить, - и так далее. Упрощается процесс записи, появляется фонограмма, существенно упрощающая исполнение на концертах. Но пока ещё сохраняется мелодичность, сохраняется смысл в текстах, сохраняется связь мелодии с текстом - они остаются тесно связанными, неотделимыми друг от друга. Проходит ещё пара десятилетий, и мы видим уже совершенно иную картину: живые исполнения напрочь вытесняются фонограммами, настоящие музыкальные инструменты существенно потесняются электронными, исполнять песни уже может абсолютно любой человек, способный произносить хотя бы какие-то членораздельные звуки. Песни становятся менее душевными, менее чувственными. Во многих случаях в текстах напрочь отсутствует смысловая составляющая, они становятся простым набором слов, лишённых ровного ритма и зачастую - рифмы. Разрушается гармония единства текста и мелодии, под одну и ту же аранжировку можно с одинаковым эффектом исполнять десяток песен. Мелодию, дополнявшую и как бы подчёркивавшую те настроения, которые передавались исполнителями в песнях, заменяет музыкальный фон, голый ритм, под который произносятся строки текста. Один и тот же текст можно с равным успехом воспроизводить под совершенно разные по ритму и звучанию мелодии. Их связь разрушена. Написать и исполнить песню стало гораздо проще. Заняться этим может теперь любой. На запись альбома не уходит так много времени, как уходило в прежние времена. При желании можно даже организовать студию звукозаписи у себя дома, штампуя диски, не выходя из комнаты. Столь же легко и исполнять песни. Не нужно надрываться в микрофон, не нужно возить с собой оркестры; достаточно выйти на сцену и включить запись. Человек существенно упростил процесс создания эстрадной песни, сделав это в ущерб её качеству. Главным стало не качество, главным стало количество. Занимаясь упрощением процесса создания эстрадной песни, человек превратил её из искусства в конвейерное производство, приносящее доход, что лишь ускорило эволюцию эстрадной песни, превращение её в то, что она представляет собой сегодня. Человеческая лень, к которой впоследствии присоединилась столь же сильная жажда наживы, нанесла огромный ущерб искусству, во многом превратив его в так называемый ширпотреб. Настоящая, чувственная, душевная песня ушла на задворки, уступив центральное место её жалкой пародии. И, глядя на весь этот путь, который прошла эстрадная песня, сравнивая ту эстрадную песню, какой она некогда была, с той, какой она стала сегодня, ты невольно задаёшься вопросом: а что же будет дальше? Какой она станет ещё через десять-двадцать лет? Поймёт ли человек то, что он сотворил, осознает ли, или же продолжит свою разрушительную деятельность, потакая глубокой лени и бесконечной, ненасытной жажде наживы, принося им в жертву народное искусство? Сумеет ли он остановить процесс разрушения, деградации, сумеет ли вернуть всё вспять? Захочет ли он это делать? На все эти вопросы ответ даст время. А пока эстрадная песня продолжает двигаться по своему эволюционному пути, не зная и не ведая, что ждёт её впереди". (© Shkolazhizni.ru).

С автором этой статьи нельзя не согласиться. Такая проблема существует сегодня и в якутской эстраде. Произошла некая диффузия. Западные песни стали звукоидеалом нового поколения слушателей. Многие "авторы" песен ищут легкий путь, вместо того, чтобы удивить слушателей своими сочинениями, они под основу берут готовые мелодии песен китайских, корейских, английских исполнителей. В данном упрощении "творчества" об оркестрах, канувших в лету, и речи не может идти. Песня сегодня - товар, певец - поставщик, зритель, слушатель - потребитель. Коммерческая истина гласит: "потребитель всегда прав", или же "спрос диктует предложение". Если говорить о качестве песни, то сейчас большое внимание уделяется музыке, аранжировке и стилю исполнения, артистизма. В погоне за модными ритмами зарубежных мелодий, авторы песен часто искажают родные слова. Смысл слов песни, слушатель может и не понять, так как под зарубежную фанеру якутские слова звучат не по родному, нарушая все правила грамматики, орфоэпии. Об этом Ю. Платонов в своей статье приводит несколько примеров: "Песни исполнителей насыщены всевозможными мелодическими оборотами и ритмами, не присущими музыкальной культуре народа, которому принадлежит сам автор, в результате такой диффузии поклонники эстрады кроме чужой музыки слышат исковерканные слова с текстом на родном языке, что в профессиональном вокале считается нарушением правил певческой орфоэпии. Также автор статьи отмечает: "Несмотря на запись с помощью компьютерной системы все равно вырисовываются недостатки в технике пения, а также нарушения правил звуковедения, что противоречат профессиональным требованиям по вокально-исполнительскому мастерству певца. По этическим соображениям, имен этих "звезд" не будем называть - они молоды, талантливы, и у них все впереди. Повзрослев, сами поймут, что от исполнителей требуется качество исполнения по параметрам вышеперечисленных достоинств. А пока звуковедение - на очень низком уровне, нет округлого ровного одинакового звучания гласных, приятного для восприятия слуха, нет понятия о звукообразовании и формировании певческого голоса, т.к. никто "звезд" этому не учил, в результате следуют: плохая дикция, нарушение орфоэпии (искажение слов до неузнаваемости), слабая атака звука (не слышно начала слов), неполноценная фразировка, а ведь эстрадное пение целиком зависит от нее, т.е. от полноценного звучания содержания текста. И вот такую продукцию "благодаря" улусным студиям, мы слышим каждый день. … Такое положение требует разбирательства. Если кого-то интересует будущее певческой культуры Республики Саха, то такие аспекты воспитательного характера, приведенные выше действующие как метод духовного воспитания подрастающего поколения, должны контролироваться специалистами". (Платонов // СЫККТ, с.59).

Политические изменения в жизни страны вызвали не только развал всей прежней системы управления и функционирования эстрады, но и содержательный слом в самом искусстве. Создание больших шоу-программ, в которых превалирует зрелищная сторона, использование всевозможной современной аудио-визуальной техники в корне изменяют сложившееся представление об эстраде. как искусстве ярких актерских индивидуальностей, искусстве прямого контакта, непосредственного общения актера со зрителями. Утрачивается (временно?) одно из главных качеств эстрады - многожанровость. Стремление во что бы то ни стало, если не "покорить", то сравняться с Западом приводит исполнителей к прямому подражательству и, как следствие, стиранию, усреднению индивидуальности. Само понятие "Эстрада" все чаще заменяется современным "шоу-бизнес"; на практике нередко превалирующим оказывается вторая составная - бизнес. Ночные клубы заменили многим концертные площадки, возвращая эстраду на новом витке истории к кафешантану, варьете. В условиях свободного рынка снова отчетливо выявляется противоречие, замеченное критиком в начале века: эстрада, способствующая формированию личности актера, в ситуации непрерывной погони за успехом нивелирует личность, становится средством обогащения.

Проблемы современной эстрады в целом:

утеряна многожанровость;

главная составляющая эстрады - песня, стала дешевым орудием славы, товаром;

отсутствие профессионализма в вокальном творчестве и подборе репертуара приводит к кризису певческого искусства;

сложившиеся условия в материально-технической базе, отсутствие собственного здания.

Но песня, как единственный жанр эстрады, со временем обогатилась в плане стилей и направления вокального искусства. На первый план якутской эстрады вышло национальное исполнение: дэгэрэнг, дьиэрэтии, национальные элементы, как кылысах, горловое пение пользуются особым успехом не только в республике, но и на международном уровне. Немаловажную роль сыграли в развитии и возрождении традиционных форм исполнения сопровождение вокальных номеров на национальных музыкальных инструментах, забытых временем и поколениями надолго, которые нашли свое применение именно в современном эстрадном искусстве нашей республики. Несмотря на то, что вышеупомянутые инструменты имели место быть и на заре якутской профессиональной эстрады, у первых групп, широкое распространение национальные инструменты в современной эстраде нашли в конце годов. В этом большой вклад внесли творческая чета Клавдии и Германа Хатылаевых, этно-группа "Иэхэй-Чуохай” под руководством одного из первых эстрадников Владимира Татаринова, хомусистка, виртуоз мира Альбина Дегтярева. Наши артисты могли и держаться простого пути, пойти по тропам современной попсы, по стопам западных исполнителей. Но это было бы слишком просто и банально. А эстрада должна отражать культуру своего народа, именно на нее возложена большая ответственность показать "лицо нации”. Мы говорим, что песня - это единственный жанр, которым гордится эстрада, но ведь сама песня - искусство многожанровое. Поэт сочиняет стихи, мелодист, композитор создает музыку. Но дух любой песне и особенный тон задает именно исполнитель. Он - тот самый посредник, с помощью которого песня находит место в сердце слушателя. В сове время прошла борьба за завоевание той или иной ниши в вокальном искусстве. Сейчас уже налицо знают, кто есть кто. Например, песня дэгэрэнг в исполнении Павла Семенова, Анатолия Бурнашева, Саарын стала для визитной карточкой. Песни под сопровождение хомуса великолепно звучат в исполнении группы "Айархаан”, Юлианы Кривошапкиной. А современное исполнение якутских песен - попсу выбирают многие молодые артисты, в начале творческого пути, но кто-то закрепляется в них, как Ника, Сахая, Дария Лаврова и многие другие. Есть среди нихте, которым присущи и академические данные. Также большую роль играет и репертуар. Некоторые только благодаря своему хорошо подобранному репертуару заняли особенную нишу в эстраде, такие как Аскалон Павлов, Лэгэнтэй, Ыра Ча5аан - выбранная ими настоящая мужская тема, пристутствие в песнях патриотического духа и живого задора тоже своего рода жанровая особенность исполнения.

Также особенную колоритность и самобытность наших исполнителей показывают хорошо продуманные образы, созданные нашими талантливыми модельерами. Среди которых хочется отметить Андрея Зыкова, Амгалену Барашкову. Участие во многих конкурсах обогащает культуру исполнения и содействует процветанию нашей самобытной культуры. Это отличает наших артистов от других эстрадных исполнителей в мире шоу. Также исполнение песен на разных языках артистами якутской эстрады тоже всегда имел успех, благодаря тому, что зрители - аудитория республики многонациональная. Прежде всего, имея ограниченное направление эстрадного искусства, как вокальное искусство, от творческих, талантливых людей требуется большая и ответственная работа над репертуарами и стилем исполнения. Для этого важно профессиональная подготовка артистов.

Для подготовки профессиональных кадров, для процветания якутской эстрады важны также условия существования. Профессиональной эстраде уже 45 лет. Но все эти годы театр работал без специализированного здания. А последние около 30 лет приютил эстрадников храм - ветхое здание Свято-Троицкого собора. Все творческие начинания многих артистов связаны с этим зданием. В театре, благодаря огромной площади собора, работало много студий: хореографический зал, концертный, костюмерные, гримерные, музыкальный, стдия звукозаписи, кабинеты для администрации, отдельные студии для артистов, групп, даже столовая и общежитие для работников. Музыкальный салон "Чароит" при Государственном театре эстрады РС (Я) работает с 1990 года. В салоне проходят камерные концерты, творческие вечера, сольные, юбилейные концертные программы артистов эстрады, тематические праздничные вечера для жителей города с участием звезд эстрады. С 2009 года в салоне проходит ежегодный конкурс "Ыллаа, эдэр саас!" на призы народного артиста. Аркадия Алексеева. Также салон занимается проведением праздничных мероприятий, юбилейных, свадебных торжеств, корпоративов. Салон славится якутской традиционной кухней, также национальным стилем проведения торжеств. Благодаря четкой и налаженной работе администрации, постоянно улучшающемуся качеству сервиса, музыкальному оформлению, салон с каждым годом становится все популярнее и привлекательнее. Рядом с салоном находится концертный зал, где проходят пресс-конференции, презентации, лекции, круглые столы, съемки телепередач. Музыкальный салон "Чароит" вносит свою лепту в развитие музыкальной культуры республики. Здесь трудится любящий свою работу профессиональный персонал.

Государственный театр эстрады, как кузница кадров, гордится работой своей студии звукозаписи, которая была образована в 2001 году. Студия, из года в год развиваясь в техническом и творческом плане, обеспечивает артистов качественным звуковым материалом. Также студия работает и как музыкальная лаборатория, где есть возможность провести музыкальные эксперименты для изыскания новых стилей и образов направлений для каждого артиста индивидуально. Студией в течение всего времени руководит сам основатель - опытный звукорежиссер и аранжировщик, творческая личность, профессионал своего дела Евгений Тазетдинов. Он также известен как талантливый музыкант, соло-гитарист, неоднократный участник Международного фестиваля рок-музыки "Табык".

Сегодня храм по соответствующему указу передан в собственность РПЦ. Театр эстрады, единственное гнездо, где куются профессиональные кадры (единственная творческая мастерская эстрадного искусства по всей России после Всероссийского ТМЭИ им. Маслюкова) остается без крыши над головой. Все, что накоплено за эти годы, из-за отсутствия условий может разрушиться как карточный домик. Как бы мы не говорили, что у нас самобытная культура, время диктует и требует свое: самобытность, что мы сохранили в искусстве, культуре, нужно проявить все в новом русле, новых качествах. Чтобы наша богатая культура не только держалась на том уровне, котором закреплена, а именно развивалась и прославляла якутский народ, во внимание нужно взять все ее стороны. Ведь, именно эстрада, как самая доступная часть, нуждается в особой поддержке, чтобы быть ей качественной и действительно олицетворяющей культуру народа нужен профессиональный подход.

2.2 Профессиональная подготовка эстрадных артистов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.032 с.)