Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Список детей экспериментальной группы.
При решении первой задачи констатирующего эксперимента нами были подобраны следующие диагностические методики, опубликованные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. Обследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике Чиркиной Г.В и Филичевой Т.Б(см. Приложение 1) При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: · при изолированном произношении; · в слогах - прямых, обратных, со стечением согласных; · в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова); · во фразах; · в спонтанной речи. При подборе лексического материала соблюдались следующие требования: · насыщенность лексического материала заданным звуком; · разнообразие лексического материала; · включение слов с оппозиционными звуками; · включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. При решении второй задачи констатирующего эксперимента было выявлено следующее: При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагались сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки. Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения. Наиболее трудными в произношении для детей оказываются твердые свистящие: [с], [з]. Для свистящих характерно межзубное произношение (у 6 детей), реже встречается губно-зубное произношение. Анализируя пары свистящих, мы видим, что в большей степени нарушается звук [з']- у 7 человек, а нарушение произношения звука [с'] встречается у 2 человек. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж]. Дети заменяют шипящие искаженными свистящими. Некоторые ребята имеют межзубное произношение звука [ж].
Среди аффрикат чаще страдает произношение звука [ц] - 5 человек, нарушение произношения [ч], отмечается у 4 ребят. Звук [ц] - заменяется на [с'] (2 человека) или искаженное [с], а звук [ч] заменяют на [т']. Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения межзубного лам6дацизма или звук [л] заменяют на [j]. Среди расстройств произношения звука [р] является искажение велярного произношения. Заднеязычные [г] и [к] заменяют на [т] и [д], у 4 детей заднеязычные звуки отсутствуют. Твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково: если глухой свистящий звук [с] имеет межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет межзубное произношение (у 7 детей).(см. Приложение 2 и 3) Нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией стабильно и зависит от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова.(см. Приложение 4) Сложным для детей являются слова со стечением согласных(см. Приложение 5). Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В слоге со стечением согласных С CN Г - Владик и Снежана допускали искажение трёх звуков. В слоге со стечением согласных CN С Г- искажение более пяти звуков допускали 2 ребёнка. Наибольшие трудности вызывали почти у всех ребят по схеме С Г С и Г С Г. Это видно из профиля нарушения звуков (см. Приложение 6). Так у некоторых детей отмечается во время произношения вялая артикуляция, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы "замирает" на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой. У троих ребят артикуляция неотрегулирована, язык чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик проходит в межзубную щель, а корень излишне приподниматься к мягкому небу, вследствие чего возникает искажение (шипящие и свистящие сигматизмы).
Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом. У двух детей при спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опушенное на дно полости рта, во время произнесения остается неподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р]. Исходя из решения третей задачи констатирующего эксперимента, на основании представленных результатов можно сделать вывод, что у детей данной группы выявлены следующие нарушения звукопроизношения: · свистящие звуки, · шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки, · аффрикаты, · сонорные звуки, · заднеязычные (в меньшей степени), · нарушение двух и более фонетических групп звуков, · межзубное произношение переднеязычных звуков [л], [с], [з], · смягчение согласных звуков, обусловленное спастическим напряжением средней части спинки языка. · искажённое произношение одного или нескольких звуков, ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Звукопроизношение может зависеть от фонетического аспекта, т. е. от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова.[31] Таким образом подводя итог важно отметить то, что для обследование состояния звукопроизношения экспериментальной группы использовались общепринятые в логопедии методики Чиркиной Г.В и Филичевой Т.Б. Экспериментальная группа состояла из 5 детей в возрасте 5-6 лет с диагнозами: ФФНР, дислалия и ФФНР, ст. дизартрия. Общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушение звукопроизношения носят полиморфный характер и выражается в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещении е) дефектах. Содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя Цель формирующего эксперимента: разработать содержание работы по преодолению ФФНР у дошкольников в процессе взаимосвязи логопеда и воспитателя. Задачи формирующего эксперимента: .Разработать перспективный план работы логопеда и воспитателя по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста. .Апробация перспективного плана по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста. .Формулировка выводов по разработке формирующего эксперимента. М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутепова выделили основные задачи коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду: ) формирование звукопроизношения; ) развитие фонематического восприятия; ) развитие слухового внимания и слуховой памяти; ) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков; ) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах; ) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий; ) формирование диалогической и монологической форм связной речи; ) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза; ) закрепление навыка чтения; ) подготовка детей к письму, формирование графических навыков; ) развитие памяти, внимания, мышления.[9] Перспективный план работы логопеда и воспитателя по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста. I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. Звукопроизношение 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [B]-[B'], [Г]-[Г'], [П]-[П'], [T]-[T'], [Ф]-[Ф'], [K]-[K'], [X]-[X']. 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). Слоговая структура слова 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк). Языковой анализ и синтез 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 - 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.). 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.). 5. Подбор слов на заданные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [П]-[П'], [T]-[T'], [K]-[K'], [X]-[X'], [C]-[C'], [З]-[З']. 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Знакомство с понятиями "гласный звук" и "согласный звук", "звук" и "буква", "твёрдый согласный звук" и "мягкий согласный звук", "звонкий" и "глухой". 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.). 10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) 11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х. 12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. Грамматический строй речи 1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме "Овощи, фрукты" и т. п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: 1. "Хлеб", "Осень" (деревья), "Осень" (грибы, ягоды), "Овощи". 2. "Фрукты", "Птицы и насекомые осенью", "Дикие животные осенью", "Поздняя осень". 3. "Наше тело, лицо", "Одежда, обувь", "Семья", "Игрушки". Связная речь 1. Составление простых распространённых предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики. 2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода). 3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 5. Печатание пройденных букв в тетрадях.период обучения (декабрь, январь, февраль) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Слоговая структура слова 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
Языковой анализ и синтез 1. Знакомство со звуками [В]-[В'], [Г]-[Г'], [Ж], [Л]-[Л'], [Р]-[Р'], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё. 2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв). 3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом). 4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука. 5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия "слово", "слог как часть слова". 6. Знакомство с понятием "предложение", составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами. 7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания: а) раздельное написание слова в предложении; б) точка в конце предложения; в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; г) правописание буквы И после букв Ж, Ш. 8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. 9. Обучить послоговому чтению слов. Грамматический строй речи 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детёнышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: 1. "Библиотека. Книги", "Домашние животные, птицы", "Зима. Зимующие птицы", "Зима. Новый год". 2. "Зима. Зимние забавы", "Комнатные растения", "Зима. Дикие животные", "Животные севера". 3. "Животные жарких стран", "Животный мир морей и океанов. Рыбы", "День защитников Отечества", "Профессии наших пап". Связная речь 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана. 3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения. Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода). 4. Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради. 5. Составление букв из элементов. 6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.период обучения (март, апрель, май) коррекционно-логопедическая работа Общие речевые навыки 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Слоговая структура слова 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). Языковой анализ и синтез 1. Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю. 2. Обучать звуковому анализу слов из 3 - 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям. 3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. 4. Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов. 5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме. а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки); б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю. 6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов. Грамматический строй речи 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее - самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар). Лексика 1. "Весна. Мамин праздник", "Профессии наших мам", "Квартира. Дом. Мебель", "Посуда. Продукты питания". 2. "Улица, город. Транспорт", "Весна. Перелётные птицы", "Лес. Деревья", "Животные и насекомые весной". 3. "Наша Родина. День Победы", "Школа. Школьные принадлежности", "Весенние с/х работы", "Лето. Цветы". Связная речь 1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. 4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. 5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности. Мелкая моторика 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода). 4. Составление букв из элементов. 5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
Планируемые результаты логопедической работы: · правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; · дифференцировать все изученные звуки; · называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; · находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; · различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне; · овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.[1] Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата. (см. Приложение № 7) Г.В Чиркина выделила цели и задачи обследования строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.: .Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; .Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.); .Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц. Обследование звуковой стороны речи.( см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; .Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер;[4] Обследование фонематического слуха. (см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; .Выяснение уровня сформированности фонематического анализа; .Выяснение уровня сформированности фонематического синтеза; .Выяснение уровня сформированности фонематического представления.[4] Обследование лексико-грамматической стороны и связной речи. (см. Приложение № 7) Цели и задачи обследования: 1.Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц); .Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций); .Определить характерные особенности фразовой речи.[9] Таким образом подводя итог важно отметить то, что М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутепова выделили основные задачи коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду. Так же в данном подпункте представлены: результаты логопедической работы, обследование лексико-грамматической стороны и связной речи, обследование фонематического слуха, обследование звуковой стороны речи, обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.25 (0.04 с.) |