Специфика взаимосвязи логопеда и воспитателя в работе по преодолению ффнр у дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика взаимосвязи логопеда и воспитателя в работе по преодолению ффнр у дошкольников



Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

М.Ф. Фомичева в своём исследование выделяет этапы формирования фонематического восприятия:

I этап - узнавание неречевых звуков;этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, слов, фраз;этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;этап - дифференциация слогов;этап - дифференциация фонем;этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.[6]

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин неправильного звукопроизношения является неумение вслушиваться в речь окружающих. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже- различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.[5]

Филичева Т.Б и Чиркина Г.В в своей коррекционной программе «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» рассматривают взаимосвязь логопеда и воспитателя в работе над звукопроизношением.

Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:[18]

Таблица № 1Основные отличия работы воспитателя и работы логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности.

Подготовительный этап

Логопед исправляет нарушения речи Воспитатель, под руководством логопеда, активно участвует в коррекционной работе
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.

 


 

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения(Филичева Т.Б, Чиркина Г.В): 1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам; 2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Осознанному звучанию речи способствует опора на кинестетические ощущения; 3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени; 4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков;[30] Материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, выработке грамматически правильной связной речи и уточнению словаря. [4]

Таким образом, подводя итог этой главы важно отметить то, что работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Так же в данном подпункте можно рассмотреть условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения. Необходимо отметить, что М.Ф. Фомичева в своём исследование выделила этапы по формированию фонематического восприятия:

I этап - узнавание неречевых звуков;этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;этап - дифференциация слогов;этап - дифференциация фонем;этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.158.3 (0.007 с.)