Анализ исследования технологий социальной работы с семьей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ исследования технологий социальной работы с семьей



 

На базе МОУ СОШ № 55, г. Брянска было проведено исследование родителей учащихся в виде анкетирования (см. Приложение1). В данной анкете был задан ряд вопросов для выяснения влияния родителей на детей. Далее представлены результаты анкетирования.

В большинстве случаев, опрошенные родители считают, что в их семье есть взаимопонимание между родителями и детьми (90,6%). Другие (9,4%) отрицают наличие этого понимания.

- да - 90,6%

-  нет - 9,4%

 

Рисунок 1. Наличие взаимопонимания родителей и детей

 

Родители напрямую влияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознание ребенка формируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочные суждения, и эмоции его родителей.

По результатам выявления общих интересов у детей и родителей получены следующие данные: телевидению уделено больше всего внимания (68,75%); более половины опрошенных отметило совместные выезды на природу (56,25%); чтению книг и культурному развитию в виде посещения театров и кино не отведено внимания (0%); в виде своего варианта ответа респонденты отметили занятия спортом (9,4%) и радиотехнику (3,1%).


 

Рисунок 2. Наличие общих интересов родителей и детей

 

Внимательно глядя в одну точку, ребенок испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. Дети, после просмотра телевизора не могут заниматься ничем определенным, склонны к агрессии, неупорядоченной разрядке накопленной и неизрасходованной активности, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Регулярный просмотр телевизора приводит к тому, что ребенок мыслит готовыми шаблонами. Ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные. Интерес к определенным занятиям, включая школьные предметы, неглубокий. Ребенок практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки. Речь как способ общения остается примитивной, способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается. В общении с людьми не ощущают дистанции, при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения; проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности; неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого отвечают гримасами. В будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия.

Из приведенного анкетирования больше половины родителей (81,25%) считают, что знают интересы ребенка, другие (18,75%) не знают интересов своего ребенка.

- да - 81,25%

-  нет - 18,75%.

Знание круга лиц окружающих собственное чадо, зачастую помогает родителям более внимательно делать выводы о степени нормальности.

Большинство родителей оценивает успеваемость своего ребенка как удовлетворительно (68,75%); чуть меньше (18,75%) оценивает успеваемость - хорошо; остальные результаты разделились поровну: отлично - 6,25%, плохо - 6,25%.

- удовлетворительно - 68,75%

-  хорошо - 18,75%

-  отлично - 6,25%

-  плохо - 6,25%.

По данным исследования была выявлена явная закономерность, а именно: успеваемость прямо пропорциональна общего времени проведения родителей и детей. Родители, давшие ответ на второй вопрос, «просмотр телевизора», совпало в процентном содержании с удовлетворительной успеваемостью. По уже приведенным ранее данным понятно, что негативное влияние телевизора на успеваемость подтвердилось полностью.

При выявлении интересов подростков, по мнению родителей, телевидение, компьютерные игры и прогулки с друзьями на улице оказываются в «лидерах» увлечений (62,5%); немного меньший интерес уделяется спорту (31,25%); четверть подростков проявляет интерес к музыке (25%); чтению книг, по данным анкет, уделяет внимание 12,5% подростков, рисование же увлечение 6,25% опрошенных.

- просмотр телевидения, компьютерные игры - 62,5%.

-  друзья, улица - 62,5%.

-  спортивные увлечения - 31,25%.

-  музыка - 25%.

-  чтение книг - 12,5%.

-  рисование - 6,25%.

-  другое - 0%.

 

 

В любом обществе находятся люди, предпочитающие «убегать» от проблем, а компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни.

Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Несмотря на то что уровень интереса подростка компьютерными играми и телевидением так же высок как и проведение времени с друзьями, не стоит забывать о чувстве коллективизма подростка, его стремлению внедриться в круг лиц с такими же интересами и потребностями.

При проведении анализа разговоров родителей и детей «по душам» подавляющее большинство разговаривает со своими детьми (81,25%); остальные (18,75%) не общаются с родителями на сокровенные темы.

- да - 81,25%.

-  нет - 18,75%.

В подавляющем большинстве случаев родители выполняют коммуникативное взаимодействие с ребенком, тем самым решая некоторые психологические проблемы. Сама беседа родителя и ребенка, как педагогический процесс, способствует снижению риска отклонения у подростка, т. к. подросток не перестает признавать авторитета родителя в виду воздействия на него силой слова.

При подведении итогов по вопросу проводимого времени с детьми, получены следующие результаты: 3-4 часа с детьми проводят большинство опрошенных (87,5%); меньшее количество респондентов (12,5%) проводят с детьми 5-6 часов; иных вариантов опрошенные не дали.

- 3-4 часа - 87,5%.

-  5-6 часов - 12,5%.

-  1-2 часа - 0%.

- времени на детей практически не хватает - 0%.

Количество времени, уделяемое подростку очень важно. Время, уделяемое на воспитание подростка родителями и друзьями, может по-разному влиять на становление и развитие личности. Следует так же помнить то, что мнение о подростке сверстников гораздо более значимо, чем мнение родителей.

Проверяют подготовку ребенка к домашнему заданию (56,25%), остальные (43,75%) не проверяют подготовку своих детей.

- да - 56,25%.

-  нет - 43,75%.

Проверка домашних заданий выступает как мера контроля за ребенком. Существует и другая сторона: чрезмерный контроль за ребенком побуждает его к различным видам отклонения в целях отстаивания своей индивидуальности.

Анализируя ответы родителей на причастность ребенка молодежной субкультуры, абсолютно все родители отрицают данную причастность.

- да - 0%.

-  нет - 100%.

При анализе ответов о вредных привычках подростков было выявлено два типа ответов: игровая зависимость (6,25%) и отсутствие вредных привычек (93,75%).

- вредных привычек нет - 93,75%.

-  игровая зависимость - 6,25%.

-  курение - 0%.

-  употребление спиртного - 0%.

-  другое - 0%.

Несмотря на то, что родители отмечают основными интересами своих детей компьютерные игры, просмотр телевидения и прогулкам на улице, только 6,25% осознают всю полноту отклонения ребенка выражающегося в игровой (компьютерной) зависимости. Исходя из этого, можно сделать вывод о недостаточном влиянии родителей на подростков, о не готовности что-то менять в воспитании ребенка.

При выявлении «побегов» из дома подростков все респонденты отрицают данное явление (100%).

- да - 0%.

-  нет - 100%.

При определении возраста родителей школьников, выявлены следующие возрастные группы:

- 25-30 - 0%.

-  31-45 - 81,25%.

-  46-50 - 18,75%.

В современном обществе возраст родителей школьников подросткового возраста находится преимущественно в рамках «31-45 лет». Данный возраст родителей свидетельствует о достаточно хорошем уровне интеллектуального потенциала.

 

 

При определении состава семьи имеем следующие данные:

- оба родителя и ребенок - 43,75%

-  оба родителя и несколько детей - 43,75%

-  один родитель и ребенок - 6,25%

-  один родитель и несколько детей - 6,25%

-  другое - 0%.

В исследовании большинство семей принимавших участие состоит из двух родителей, что благоприятно сказывается на воспитании и становлении личности ребенка. В некоторых случаях воспитанием детей занимается один родитель. Наличие нескольких детей в семье на процессе социализации подростка может сказываться как положительно, когда родителями осуществляется регулирование отношений в семье, так и отрицательно - когда регулирование отсутствует.

Таким образом, проведя исследование можно сделать следующие выводы:

. Основным рычагом профилактики детей и подростков, по преодолению отклонений, выступает семья. Корни порока идут из семьи, и только сама семья способна исправить данные пороки ребенка. При этом существует ряд причин возникновения этих пороков. В России же основными причинами можно назвать: экономические и культурные.

2. Собственное исследование показало, что роль телевидения и СМИ играет первоочередную роль в становлении личности ребенка. Основной причиной этого можно назвать низкий уровень профессиональности родителей по организации досуга детей. При этом активное внедрение социальной рекламы, в профилактики поведения детей, дало бы превосходный результат.

.   При работе с родителями важно учитывать степень заинтересованности самих родителей в предотвращении девиаций у своих детей. При недостаточной заинтересованности идет работа по мотивированию родителей для деятельности. Не малое внимание уделяется культурным традициям.

.   Сам анализ эмпирического исследования следует отнести к сбору наиболее важной информации. Важно суметь выявить причины и виды девиации подростка. От собранной информации зависят и методы работы с клиентом.

 


 

Заключение

Подросток строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение подростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего это наблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки не находят в «нормальном» репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственную значимость и любовь родителей.

На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работники служб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях.

Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему.

В организации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.

Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.

Деятельность родителей в профилактике девиантного поведения играет почти самую главную роль, поэтому центры социальной помощи семье и другие государственные структуры, оказывают непосредственное влияние на данный социальный институт.

В некоторых случаях необходимо оказывать влияние на состояние семьи подростка-девианта, так как отрицательный пример родителей напрямую связан с отклонением подростка.

Иногда, семья может выглядеть вполне благополучно, но при этом существует вероятность проявление личностных качеств подростка таких как: проявление воли, самостоятельность и попытку привлечь внимание.

В таких случаях главное вовремя дать информацию родителям о взаимодействии с их ребенком.

 


 

Литература

 

1.Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. - 2010. - №9. - С. 28-33

.Белов В.Г.Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - №7. - С. 11-17

.Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2010. Вып. №2. - С. 43-46

.Бочаров В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология, педагогика. - 2010. - С. 116-124

.Валиахметов Р.М. Опыт социологического исследования проблемы суицида // Вестник общественного мнения. - 2011. - №1. - С. 65-89

.Дернова-Ярмоленко А.А. Воспитание дошкольника. 2-е издание. // Библиотеки журнала «Гигиена и Здоровье», 2012 г.

.Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. // Профессиональное образование. Столица - 2012. - №10. - С. 40-41

.Калашкова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Социальная педагогика. - 2012. №2. -С. 44-47

.Качанова О.Б. роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.- №5. - С.33-38

.Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением // Работник социальной службы - 2011. - №5. - С. 51-79

.Лемиш Д. «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей» // Поколение, 2010 г.

.Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 2011. - 200 с.

.Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - №2. - С. 147

.Николаева Н.В. Игровые технологии при обучении детей с девиантным поведением // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №10. - С. 14-16

.Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №8. - С. 39-42

.Новичкова Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях // Сибирский педагогический журнал - 2012.- №7.- С. 121-125

.Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. - 2013. - №9. - С. 13-18

.Чибышева У.Б. Проектная деятельность «Семьи» г. Балашов. Социальная работа. - 2010. - №4. - С. 38-39

.Шипунова Т.В. Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции.- М., 2011. - С. 125

.Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением // Социальная педагогика. - 2010. - №3. - С. 109

 


 

Приложения

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 10

«Общение в семье»

При заполнении анкеты поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Вопросы

Ответы

    да нет иногда, отчасти
1 Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?      
2 Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?      
3 Интересуется ли ребенок вашей работой?      
4 Знаете ли вы друзей вашего ребенка?      
5 Бывают ли друзья ребенка у вас дома?      
6 Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами?      
7 Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?      
8 Проверяете ли вы, как он учит уроки?      
9 Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам?      
10 Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»?      
11 Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги?      
12 Смотрите ли вместе с ребенком телевизионные передачи и фильмы?      
13 Бываете ли вы вместе с ребенком на прогулках, в туристических походах?      
14 Бываете ли вместе с ребенком на концертах, выставках?      
15 Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ребенком?      

 

За каждое «да» ставится - 2 балла; «иногда, отчасти» - 1 балл; «нет» - 0.

Далее подсчитывается количество набранных баллов.

Оценка результатов анкеты

Более 20 баллов: ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов: ваши отношения с ребенком можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов: ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.138.123 (0.066 с.)