Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков



На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работники служб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях. От социальной защиты, в отличие от прочих, ждут не административных или правовых воздействий, а рассчитывают на помощь. Поэтому специалистам по социальной работе центра всегда удается установить контакт с членами даже самых неблагополучных семей. В своей работе за основу они берут следующие принципы:

1. необвинительность - вместо обличения, упреков, осуждений, даже вполне заслуженных - социальная защита, создание платформы для выхода их кризиса;

2. индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания;

.   плотный и постоянный контакт с семьей в течении длительного времени;

.   доверительные отношения между специалистами по социальной работе и членами семьи;

.   отношения с семьей строятся на деловой основе, как сотрудничество;

.   уважение норм и ценностей патронируемых.

Сотрудники подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних фиксируют, что несовершеннолетним, стоящим на учете, как правило, присущи следующие качества:

- отрицание ответственности - подросток рассматривает себя скорее как объект чьего-то воздействия, как жертву обстоятельств и этим подготавливает почву для отклонения от нормы, которую не отвергает. 38,5% подростков не думают об ответственности, 19,6% не подозревают, что за такие действия привлекаются к суду;

-  отрицание причиненного вреда или ущерба. Например. Хулиганство интерпретируется как озорство, угон автомобиля - как временное заимствование, драка - как выяснение отношений и т.д.;

-  отрицание наличия жертвы - подросток ставит себя в положение мстителя, а жертва превращается в злодея.

Специалисты выделяют три блока воздействия на девиантное поведение подростка:

. неблагополучные отношения между родителями;

2. распадающиеся семьи;

.   психологические проблемы, которые отражаются на детях и приводят к полной бесконтрольности.

Накопленный опыт психолого-педагогической помощи семье и детям, работы с подростками данной категории дает возможность выделить несколько основных направлений:

- выявление семей социального риска и организации социальной поддержки;

-  психологическое консультирование детей и родителей;

-  оказание психолого-педагогической помощи в предотвращении кризисов развития подростков;

-  подбор и адаптация индивидуальных психологически-коррекционных программ;

-  психологическая реабилитация детей и подростков;

-  динамическая диагностика в ходе реабилитационных мер;

-  работа с родителями (тренинг «Как быть хорошими родителями»);

-  решение социальных проблем семьи и подростка;

-  организация совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних экскурсий в следственный изолятор для несовершеннолетних преступников.

Незнание психологии подростков, отрицание их значимости приводит к самым неожиданным проявлениям в поведении, а иногда и к противоправным поступкам: уходу из дома, воровству, в том числе у родителей, бродяжничеству, отказу от посещения школы, примыканию к негативно характеризующимся подростковыми группировками и т.д. [10].

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида. Исходя из этих положений, развитие отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок; социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества; психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.

Педагоги совместно с социологами, психологами, медиками разработали теоретические основы (концепции девиантного поведения подростка, модели реабилитационной и коррекционной работы с правонарушителями несовершеннолетнего возраста), создали специальные системы мер по работе с подростками и детьми, совершившими правонарушения и склонными к ним. Вместе с тем школа пока еще остается наиболее слабым звеном в этой системе в связи с приоритетом учебных задач при работе с детьми и подростками в общеобразовательных учреждениях, с низкой доступностью конкретных технологий работы по предупреждению и коррекции девиантного поведения для практических работников, с отсутствием продуманной системы работы в большинстве образовательных учреждений. Помощь «трудным» детям осуществляется преимущественно по личной инициативе педагогов. В большинстве случаев отсутствуют систематичность и последовательность в реализации мер профилактики и реабилитации детей и подростков [20].

Непринятие коррекционных мер по отношению к подросткам, ведёт к развитию взрослой девиации. Как правило, отклонения в поведении взрослых вызвано нарушениями их развития как личности именно в детском периоде.

Основное содержание социальной работы с подростками девиантного поведения должно включать в себя несколько направлений. Так, в интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения. Для этого можно использовать метод убеждения, реализуемый в таких формах, как исторические аналогии, библейские притчи, басни, пословицы, газетные и журнальные статьи, а также самоубеждение, предполагающее, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.

В мотивационной сфере необходимо обеспечить гармонию, разумное соотношение компонентов с тем, чтобы деформированная структура мотивационной сферы нормализовалась за счет устранения асоциальных мотивов, намерений и так далее. Важно обеспечить устойчивость положительных мотивационных состояний, их динамику в направлении совершенствования. С этой целью целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу и правдивости; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными[20].

Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения информации, а в результате переживания, или проживания (в общении, в совместной деятельности).

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.

В волевой сфере необходимо формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Одной из эффективных форм их формирования является разновозрастная группа, руководителем которой становится подросток правонарушитель.

В сфере саморегуляции требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали в себе. Одним из важнейших методов воздействия на сферу саморегуляции является метод коррекции, направленный на то, чтобы создать условия, при которых индивид внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления собственного поступка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.

Другим направлением социальной работы с девиантными детьми является формирование у остального населения более терпимого и милосердного отношения к людям с проявляющимися отклонениями в поведении. Использование этих и других мер, конечно, не решат существующей проблемы девиантного поведения, но может позволить снизить её остроту.

Таким образом, на основе выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

) при анализе литературы, возникает гипотеза о глубокой наполненности содержания понятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения, девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

2) девиантное поведение может быть как ярко выраженным (направленное на окружение и воздействие с ним: физическое и сексуальное насилие) так и скрытным (суицидальные действия). Важно вовремя выявить данное отклонение.

)   девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют особенности характера.

)   основным рычагом воздействия на детей девиантного поведения являются родители. Важно заставить родителей обратить внимание на недостатки воспитания детей. Именно от родителей зависит становление личности ребенка.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.011 с.)