Правовые основы защиты прав потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы защиты прав потребителей



Введение

 

Сфера защиты прав потребителей является весьма актуальной в настоящее время, в условиях развития рыночных отношений и большого разнообразия товаров, широкого спектра предлагаемых работ и услуг. Каждый из граждан ежедневно выступает в роли потребителя, приобретая для удовлетворения своих личных, бытовых нужд товары различного рода, заказывая выполнение работ, оказание услуг.

Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь своего развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

Независимая лига потребителей, которая была создана в 1891 г. в Нью-Йорке (США), стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.

Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.

Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы, к примеру, Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).

В 1960 г. была создана международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной международной организации.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г.

В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести:

) право на безопасность;

) право на информацию;

) право быть услышанным;

) право на здоровую окружающую среду.

С этого времени во многих западных странах стали появляться законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. "О гарантиях при продаже товаров широкого потребления", Закон Франции 1983 г. "О безопасности потребителей...").

В конце 80-х гг. в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей. В основном они основывались на международно-правовом документе, который был подготовлен Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и назывался "Руководящими принципами для защиты интересов потребителей". Они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Резолюции № 39/248 от 9 апреля 1985 г.

В этот период в нашей стране права потребителей, которые к тому времени были регламентированы во всем мире, либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации.

До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые иногда в одностороннем порядке навязывали потребителям невыгодные для них условия, ставя в привилегированное положение специализированные организации, обслуживающие население. Достаточно большое количество таких правил в значительной степени ухудшало правовое положение потребителей по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданским кодексом 1964 г.

Осенью 1988 г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, а вот защите их прав был посвящен всего один раздел. Весной 1991 г. (22 мая) был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон СССР "О защите прав потребителей". Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.

Указанный нормативный акт содержал большое количество положений, которые не были регламентированы гражданским законодательством, а также специальные механизмы реализации всех закрепленных в нем норм. Указанные черты, несомненно, являлись достоинствами этого нормативного акта.

В РФ правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей". Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах.

Закон РФ "О защите прав потребителей" стоит на защите всех прав потребителей, закрепленных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, т.е. соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей.

Степень научной разработанности проблемы. Перечисленные выше обстоятельства вызвали растущий интерес исследователей к проблемам дальнейшего развития защиты прав потребителей права.

Вопросы становления и развития института защиты права потребителей исследовались такими авторами: А.А. Вешняков, С.Д. Князев, О.Е. Кутафин, В.Д. Мостовщиков.

И тем не менее анализ научной литературы показывает, что проблема становления и развития защиты прав потребителей содержит ряд противоречий и нуждается в дальнейшей разработке.

Цель представленной дипломной работы: раскрыть правовой институт судебной защиты прав потребителей и условий повышения ее эффективности.

В соответствии с поставленной целью определен и объект исследования - система отношений в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации с учетом судебной практики.

-см., например: А.А. Вешняков

Предметом изучения являются общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту прав граждан в области защиты прав потребителей в суде.

Задачами исследования соответствуют его цели и определены следующим образом:

а) анализ теоретических аспектов гражданского права Российской Федерации в целом и законодательства в области защиты прав потребителей в частности;

б) выявление особенностей гражданско-правовых отношений с участием потребителей;

в) изучение и анализ судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей;

г) выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства (в том числе процессуального) в плане повышения эффективности механизма судебной защиты прав потребителе

В качестве методов исследования использовались диалектический подход к анализу соотношения общего, особенного и отдельного, общенаучные и частно-научные методы исследования: системный подход, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.

 


Заключение

 

Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон о защите прав потребителей - один из немногих российских законов (если не единственный), который защищает права неограниченного круга граждан от недобросовестных производителей товаров и услуг.

Характерной особенностью законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что ответственность за нарушение прав потребителя наступает только у изготовителя (продавца, исполнителя). Это объясняется необходимостью обеспечения интересов потребителя как более слабой стороны в договорных отношениях. Предъявление иска в суде с целью восстановить свои нарушенные права должно стать обычным делом для гражданина. Законодательство о защите прав потребителей должно работать, быть востребованным. Эта цель не выполнима без активной жизненной позиции потребителей.

Изучение судебной практики в данной сфере показывает, что наиболее типичные случаи обращения потребителей в суд связаны с покупкой некачественной бытовой техники, технически сложных товаров бытового назначения, сотовых телефонов, некачественных меховых и кожаных изделий, обуви; в сфере услуг зачастую иски потребителей возникают вследствие оказания некачественных услуг по изготовлению и установке пластиковых окон, мебели, дверей, ненадлежащего оказания туристических услуг. защита право потребитель неустойка суд иск

Как правило, причиной обращения потребителей в суд является отказ продавца (исполнителя) удовлетворять требование потребителя в добровольном порядке.

На стадии досудебного урегулирования большое значение имеет предъявление письменной претензии продавцу (исполнителю). Во-первых, в претензии потребитель имеет возможность четко изложить суть обращения и свое требование, и в последующем продавец не сможет подменить волеизъявление покупателя (предположим, за некачественную обувь потребитель хотел получить деньги, а ему произвели ремонт). Во-вторых, при обращении в магазин индивидуальный предприниматель, которому принадлежит магазин, или директор магазина могут отсутствовать и все доводы покупателя будут переданы руководству магазина уже со слов сотрудников. Возможно, смысл слов потребителя будет искажен. В-третьих, в письменной претензии указывается дата предъявления требований продавцу (исполнителю) и это заставляет его укладываться в установленные Законом о защите прав потребителей сроки для удовлетворения отдельных требований потребителя (например, на возврат денег и проверку качества -10 дней, на замену товара с проведением проверки качества -20 дней). В случае просрочки удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке и при дальнейшем обращении потребителя в суд ранее предъявленная письменная претензия с указанием даты будет служить покупателю доказательством для предъявления ответчику требований о взыскании неустойки в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей.

Как показывает судебная практика, одним из наиболее распространенных видов доказательств (способов доказывания) по гражданским делам, связанным с защитой прав потребителей, является заключение эксперта. Заключения эксперта регулярно используются также при внесудебном разрешении споров потребителей и хозяйствующих субъектов. Закон о защите прав потребителей подробно не раскрывает порядок проведения экспертизы и не устанавливает, когда должна проводиться экспертиза: до судебного разбирательства или в процессе рассмотрения дела в суде. Анализ судебной практики в области защиты прав потребителей показывает, что предприниматели и юридические лица при обращении к ним потребителей очень редко проводят экспертизу товара (работы, услуги) за свой счет в досудебном порядке, поскольку, исходя из ныне существующих норм законодательства о защите прав потребителей и Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" зачастую нецелесообразно проводить экспертизу товара (работы) на стадии досудебного разбирательства. Заключение такой экспертизы может быть оспорено любой из сторон в суде или подвергнуто сомнению, тем более, если потребитель заявлял о своем желании присутствовать при проведении экспертизы, а продавец его не известил.

Безусловно, при рассмотрении судами дел о защите прав потребителей одним из ключевых моментов является определение причин возникновения дефектов товара, либо возникновения недостатков услуги. От правильного решения данного вопроса во многом зависит результат рассмотрения дела.

Однако, на практике, потребители зачастую не знают и не заявляют о своем праве присутствовать при проверке качества товара, полагаясь на честность и добропорядочность продавцов. К тому же Закон о защите прав потребителей указывает лишь на право потребителя присутствовать при проверке качества товара, а не на обязанность продавца привлекать к участию в проверке качества товара потребителя. В результате могут возникнуть проблемы и сомнения в достоверности и правильности проведения подобной проверки качества. Кроме того, у потребителя нет уверенности в обеспечении надлежащего хранения вещи продавцов при сдаче товара для проверки качества. А в отношении выполнения работ (оказания услуг) Законом РФ "О защите прав потребителей" порядок проведения проверки качества, экспертизы вообще не предусмотрен.

И тем не менее Закон о защите прав потребителей наделяет потребителя весьма широкими правами и преимуществами, в том числе и в сфере судебной защиты. В случае нарушения прав потребителей на качество товара (работы, услуги), права потребителя на получение полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушения исполнителем срока выполнения работы (оказания услуги), помимо основного требования (вернуть деньги за некачественный товар, заменить товар на аналогичный, произвести ремонт и др.), в суде потребитель вправе предъявить ответчику иные требования. А именно: взыскать неустойку, причиненные ответчиком убытки, компенсацию морального вреда.

Отличительной особенностью рассмотрения дел по искам о защите прав потребителей в случае удовлетворения судом требований потребителя в связи с нарушением его прав является предусмотренное статьей 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" взыскание с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. При этом вопрос о необходимости взыскания с ответчика штрафа судам надлежит обсуждать в каждом случае, независимо, заявлялось ли такое требование.

В целях повышения эффективности рассмотрения дела в суде потребителям необходимо с самого начала выявления нарушения их прав активно и грамотно действовать: убедиться в правильности своих убеждений относительно качества товара или информации о нем (внимательно прочитать инструкцию, проверить товар доступным способом), в случае затруднения с определением своих действий проконсультироваться у специалистов, в том числе у работников Управления Роспотребнадзора по Кировской области, о своих правах и способах их защиты, написать и предъявить продавцу (исполнителю) письменную претензию в 2-х экземплярах с изложением сути проблемы и своих требований, грамотно составить исковое заявление в суд, представить суду расчет неустойки, иные расчеты (смета на восстановительный ремонт квартиры, предположим), обосновать понесенные убытки, позаботиться о свидетельских показаниях, если это необходимо и др.

Ну и конечно, в суде потребителю необходимо адекватно оценивать сложившуюся обстановку, не исключая возможность заключения с ответчиком мирового соглашения. Так как именно заключение мирового соглашения в некоторых случаях способствует более эффективному и быстрому разрешению спора.

Анализ судебной практики показывает, что повышение эффективности защиты прав потребителей в суде во многом зависит от активной позиции самого потребителя, знания своих прав и своевременного предъявления им законных требований.

Безусловно, итог рассмотрения дела о защите прав потребителей зачастую находится в зависимости от результата экспертизы и исследования иных доказательств, обосновывающих требования потребителя. И тем не менее, в законодательстве о защите прав потребителей еще остаются неоднозначные формулировки некоторых норм, коллизии, устранение которых позволит повысить эффективность защиты прав потребителей в суде.

 


Введение

 

Сфера защиты прав потребителей является весьма актуальной в настоящее время, в условиях развития рыночных отношений и большого разнообразия товаров, широкого спектра предлагаемых работ и услуг. Каждый из граждан ежедневно выступает в роли потребителя, приобретая для удовлетворения своих личных, бытовых нужд товары различного рода, заказывая выполнение работ, оказание услуг.

Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь своего развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

Независимая лига потребителей, которая была создана в 1891 г. в Нью-Йорке (США), стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.

Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.

Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы, к примеру, Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).

В 1960 г. была создана международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной международной организации.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г.

В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести:

) право на безопасность;

) право на информацию;

) право быть услышанным;

) право на здоровую окружающую среду.

С этого времени во многих западных странах стали появляться законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. "О гарантиях при продаже товаров широкого потребления", Закон Франции 1983 г. "О безопасности потребителей...").

В конце 80-х гг. в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей. В основном они основывались на международно-правовом документе, который был подготовлен Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и назывался "Руководящими принципами для защиты интересов потребителей". Они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Резолюции № 39/248 от 9 апреля 1985 г.

В этот период в нашей стране права потребителей, которые к тому времени были регламентированы во всем мире, либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации.

До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые иногда в одностороннем порядке навязывали потребителям невыгодные для них условия, ставя в привилегированное положение специализированные организации, обслуживающие население. Достаточно большое количество таких правил в значительной степени ухудшало правовое положение потребителей по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданским кодексом 1964 г.

Осенью 1988 г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, а вот защите их прав был посвящен всего один раздел. Весной 1991 г. (22 мая) был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон СССР "О защите прав потребителей". Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.

Указанный нормативный акт содержал большое количество положений, которые не были регламентированы гражданским законодательством, а также специальные механизмы реализации всех закрепленных в нем норм. Указанные черты, несомненно, являлись достоинствами этого нормативного акта.

В РФ правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей". Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах.

Закон РФ "О защите прав потребителей" стоит на защите всех прав потребителей, закрепленных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, т.е. соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей.

Степень научной разработанности проблемы. Перечисленные выше обстоятельства вызвали растущий интерес исследователей к проблемам дальнейшего развития защиты прав потребителей права.

Вопросы становления и развития института защиты права потребителей исследовались такими авторами: А.А. Вешняков, С.Д. Князев, О.Е. Кутафин, В.Д. Мостовщиков.

И тем не менее анализ научной литературы показывает, что проблема становления и развития защиты прав потребителей содержит ряд противоречий и нуждается в дальнейшей разработке.

Цель представленной дипломной работы: раскрыть правовой институт судебной защиты прав потребителей и условий повышения ее эффективности.

В соответствии с поставленной целью определен и объект исследования - система отношений в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации с учетом судебной практики.

-см., например: А.А. Вешняков

Предметом изучения являются общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту прав граждан в области защиты прав потребителей в суде.

Задачами исследования соответствуют его цели и определены следующим образом:

а) анализ теоретических аспектов гражданского права Российской Федерации в целом и законодательства в области защиты прав потребителей в частности;

б) выявление особенностей гражданско-правовых отношений с участием потребителей;

в) изучение и анализ судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей;

г) выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства (в том числе процессуального) в плане повышения эффективности механизма судебной защиты прав потребителе

В качестве методов исследования использовались диалектический подход к анализу соотношения общего, особенного и отдельного, общенаучные и частно-научные методы исследования: системный подход, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.

 


Правовые основы защиты прав потребителей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.068 с.)