Специфика обучения леворуких детей в условиях современной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика обучения леворуких детей в условиях современной школы



 

Работа учителя, успешно обучающего учащихся с различными психофизиологическими возможностями. Болжна быть адаптирована ко всем стилям обучения, задания разноплановы, а учебная ситуация должна стимулировать деятельность то одной, то другой части класса, что не может не сказаться на успешности каждого ученика. Поэтому использование разнообразных методов обучения только обогащает работу учителя.

Начать нужно с самого главного - педагогических особенностей обучения маленьких левшей.

. Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши" - не напишет. Вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче - накличешь новую. В большинстве своем левши нестабильны: их можно доброжелательно поддержать и в неизвестности ждать результата. Но радует тот факт, что, продираясь через все возможные трудности, они побеждают! В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора (очень спасает), стремление понять и настроиться на другого, не считая идеалом себя со своими амбициями, желание постоянно думать и искать путь к победе. Получается, что главным становится девиз "Нет предела совершенству!" А путь усыпан пусть маленькими, но все-таки победами.

. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

. Следует учитывать причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с признаками левшества редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего левша не ограничивается верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивает полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.

4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание ребенком логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.

Почему для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Так как левша должен все воспринимать строго последовательно, пропуск в объяснении какого-то этапа останется не замеченным правшой, но совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он сам старается пусть своеобразно, но структурировать материал.

. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути левшей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Ребенку со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данное задание - и неуверенность уйдет. Раздав тетради, следует попросить детей разобраться в том, что исправлено, и в случае неясности задать вопросы. Можно это сделать и после урока на перемене. Сначала надо разобрать механизм возникновения ошибки, потом выяснить, какое место в алгоритме при выполнении оказалось нарушено, а позднее решить примеры, закрепляющие верный способ решения. Иначе для чего учителя столько времени проводят за тетрадями? Постепенно в памяти учителя оказываются все характерные ошибки, и когда на уроке встречается задание, провоцирующее чью-то "любимую" ошибку, обратите внимание "автора" на возможность "попасть в ловушечку", что вызовет всплеск энтузиазма и поможет избежать нового повторения неверного решения, которое опасно вероятностью закрепиться, возрастающей с каждым его следующим появлением. К ошибкам лучше относиться философски, с интересом естествоиспытателей. Ребята помогут найти причину, причем сами при этом на чужих ошибках учатся. Ученик, постоянно следящий за тем, чтобы все делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Можно коллекционировать интересные варианты ошибок, что позволяет не бояться их совершить и частично снижает возможность стресса. Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого ребенка. Отсюда следует неукоснительное правило: левша должен улавливать момент, когда началось непонимание, и сигнализировать об этом. Таким образом, удается избежать запутывания и лишней потери времени на разбирательство объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если ребенок сможет сформулировать, что именно он не понял, или хотя бы укажет сложное место в объяснении на доске. Ведь умению задавать вопрос нужно учиться, а своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю" спасает ребенка от полного непонимания нового материала.

Такая обратная связь существенно облегчает обучение. Ведь даже если не понявшему новый материал ученику все объяснят после уроков, пребывание в состоянии непонимания какое-то время ввергает его сознание в смятение, осадок от которого потом будет мешать при закреплении изученного. А если такие "следы" накапливаются, то формируется неуверенность в своих силах со всеми вытекающими последствиями.

. Следует признать, что успешная работа с левшами носит, конечно, индивидуальный характер, или близкий к этому. Среди тридцати учеников левши растворяются, но их проблемы остаются. Поэтому обучающий (учитель) должен анализировать процесс объяснения с точки зрения восприятия левши, имея в виду, что не понять тот может как очень важный момент, так и совершенно второстепенную для понимания объясняемого материала вещь, второстепенную, но только не для левши.

Обучение маленького ученика из дошколки или первоклассника следует начинать с него самого, то есть с его телесного пространства. И если даже маленькие правши в 6 лет немного путаются, отыскивая право и лево, то у детей с признаками левшества подобные ориентиры совершенно размыты. Самым простым выходом из положения служит браслетик из ниточки на левой руке, тем более что это сейчас модно и для мальчика, и для девочки. Постоянно ощущая свою опору во внешнем мире, ребенку станет проще осознавать сначала себя относительно других, а уж понимание того, где находится он сам относительно другого, придет намного позже. Понятия "верха" и "низа" (пол - потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Во время физкультминуток учитель может это отрабатывать, раздав детям каждого ряда карточки с порядковыми номерами первого десятка и на первых порах вызывая нескольких детей с устной инструкцией, как им встать. Потом проводится обсуждение, кто за кем и перед кем стоит, кто предыдущий, а кто следующий. При этом следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами. Поэтому детям проще вставать в затылок, тогда сомнений относительно порядка построения не будет, и учитель может отрабатывать сами понятия, используя это упражнение и для отработки порядкового счета, и для проверки зрительной памяти, когда по его просьбе сидящие дети закрывают глаза и после этого вспоминают, у кого, например, зеленая рубашка. Каждый учитель придумает, как максимально использовать ситуацию.

Кроме того, у левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет, а 9 лет - это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей. Как же сделать так, чтобы весь урок оказался "пронизан" идеей работы с пространством?

Большую помощь в осознании своего телесного пространства, равно как и внешнего, оказывают занятия физкультурой. Но на них сами дети не отрабатывают словесные конструкции, они их усваивают пассивно, поскольку у данного урока совсем другие задачи. А кроме того, приходится с грустью констатировать, что проблемные дети с признаками левшества часто пытаются увильнуть от трудного для них урока, поскольку не отличаются ни ловкостью, ни координацией движений. Им надо объяснять, что дорогу осилит идущий и нет смысла избегать очень полезных занятий.

Для обучения учащихся с ведущим правым полушарием не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запомнит яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для постоянного участия в уроке требуется создание проблемной ситуации. Объяснение нового теоретического материала лучше проводить на практических заданиях, активно используя интонационные возможности речи и сопровождая зрительным подкреплением. Поскольку чтение правил в учебнике по сути ближе к изучению научного текста, то и воспринимается оно правым полушарием намного хуже художественного произведения, а следовательно, и работе с учебником надо учить специально, равно как и пониманию условия задачи. Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок всегда идет от целого к частному, поэтому, вчитавшись в условие, он сначала должен представить ситуацию, а затем, последовательно выделив все числовые данные и зависимости между ними, решать эту конкретную задачу. Правополушарному школьнику намного легче справляться с вычислением значений выражений и решением уравнений, если это будут не отвлеченные номера в учебнике, а задания, например, по расшифровке загадок. И хотя традиционно считается, что геометрия осваивается правополушарными учениками лучше, чем алгебра, но левшам, прежде чем им начнет нравиться эта наука, предстоит преодолеть пространственные трудности.

Считается необходимым индивидуальный подход к обучению леворуких детей письму по методике, разработанной «применительно к праворуким детям». Говоря об «определенных особенностях зрительно-пространственной ориентировки у леворуких детей по отношению к контуру», выражающихся в «недостаточной дифференцировке его пространственных признаков, особенно право-левосторонней ориентации», считает ся проявлением «отставания» леворукого ребенка в функциях пространственной ориентировки. Не исключается, наверное, становление иных, чем у правшей, вариантов пространственной ориентировки, являющихся «нормой» для каждого конкретного ребенка-левши.

Воспитание и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а также разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.

Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Требования для леворуких школьников значительно отличается от требований, которые предъявляются к детям, пишущим правой рукой, и сводятся к следующему.

. Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена вправо.

. Положение рук, кисти и приемы держания ручки.

Положение рук: руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за кран стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Положение кисти рук: кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Приемы держания ручки: ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки при письме левой рукой - влево, а движение кисти и пальцев - вправо).

. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен в середину его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен в середину груди ребенка.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Для леворуких детей в начальный период обучения письму необходимы упражнения, которые непосредственно будут готовить руку к работе и ориентации в строке. У шестилетнего леворукого ребенка слабо развиты рука, пальцы кисти рук, отсутствует координация движений, что затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений по образцам. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат;ручку при письме; всасывание и высасывание пипеткой воды из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков;завязывание узелков и т.п. Здесь же можно предложить гимнастику для левой руки; выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони; выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному; руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы приэтом должны постепенно подниматься вверх; пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз; сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях. Какие же требования следует предъявлять к письму леворукого ребенка? Вот некоторые из них: правильное написание форм букв и их соединений; одинаковое расстояние между буквами и словами; сохранение линейности и ритмичности; прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, пугает направление. И это не случайно Главное при работе с маленьким левшой - это присутствие духа и вера в победу, если и неполную, то хотя бы в постепенное, последовательное улучшение. Поддерживайте своего ученика, ведь ему намного труднее!

Однако, с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент: перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и тому подобное.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

Проявление внимательного отношения к леворуким детям включает в себя и организацию учебной деятельности в классе. Леворукий ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть причиной задержки процесса овладения письмом. При обучении леворукого ребенка письму учитель должен знать, что такого ребенка не надо принуждать к наклонному письму, так как это отрицательно влияет на формирование у него навыка письма.

Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания, необходимого, во-первых, к последовательному воспроизведению самостоятельно, во-вторых, собственной рукой в своей тетради. К постоянно испытываемому им ощущению неясности в оформлении любой работы добавляется тревожность за верное соблюдение последовательности операций. Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

Леворукость бывает разной. Она может быть генетически закрепленная, то есть передаваться по наследству как по женской, так и по мужской линии, от бабушки к внукам, от родителей к детям. Таких людей в любой популяции примерно одинаковое количество - 9-11%.

Леворукость может быть вынужденная. Такая леворукость возникает в результате травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.

При обучении леворукие более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих условиях. Их стихия - индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей в обучении:

восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);

копирования;

неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

Тактика педагога по отношению к леворуким детям представляется однозначной: переучивать левшей нельзя. Установлено, что переучивание леворуких детей, т.е. насильственное превращение правой руки в ведущую не только может исказить формирование личности ребенка, но весьма часто сопровождается длительным невротическими состояниями.

Учитывая недостаточное влияние внешних мотивов на организацию леворуким ребенком своих сил в обучении в сравнении с праворукими, можно рекомендовать шире опираться в учебно-воспитательной деятельности на особенности формирования личности левши, в учебном процессе содержание учебного материала должно вызывать у левши положительные эмоции.

Необходимо в процессе обучения считаться с наличием "неправшей" среди учеников, используя (в том числе) необходимые для них способы объяснения, вовсе не мешающие процессу усвоения знаний классом, а делающие его доступнее и другим учащимся, поскольку учебный материал, поданный разнопланово, а не просто повторенный трижды, обречен быть усвоенным! А во-вторых, ученики в результате обучения математике должны не только усваивать программные знания, умения и навыки, но и развиваться в целом.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.027 с.)