Психолого-педагогические особенности организации работы с леворукими детьми в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические особенности организации работы с леворукими детьми в начальной школе



 

Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов (Д. Крыловой, Кулаковой Т.), процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей. Левшество она представляет как «одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности», подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка «грамотного психолого-педагогического сопровождения» обучения детей-левшей.

Педагогу нельзя проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Решение проблемы леворукости возможно лишь на основе учета психолого-физиологических предпосылок этого явления у детей, т.е. их индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Рекомендации психологов, педагогов и врачей по проблеме леворукости сводятся к следующему: перед началом занятий в школе необходимо побеседовать с родителями ребенка, с воспитателями детского учреждения (если ребенок его посещал) о том, какой руке ребенок отдает предпочтение» процессе деятельности.

Учитель должен воспитывать у сверстников и окружающих взрослых внимательность и тактичность к таким детям, разъяснять бестактность и несправедливость обидных кличек и насмешек.

Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Лет 10-20 назад считалось, что левшей необходимо в раннем детстве переучивать. Иначе в дальнейшем им будет очень трудно жить в мире, где основная часть населения - правши. Поэтому воспитатели, учителя и родители зорко следили за леворукими детьми. И при попытках взять ручку или ложку "не в ту руку" принимали меры (от уговоров до битья линейкой). На самом деле переучивание левшей в правшей, абсолютно бессмысленное занятие. Сейчас психологи пришли к выводу, что делать этого нельзя. Подобное переучивание может привести к весьма печальным последствиям, начиная от заикания и заканчивая сильными нервными срывами. Наверное, именно отказ от переучивания, является одной из основных причин резкого увеличения количества левшей.

Хотя, таких случаев становится все меньше, тем не менее, встречаются взрослые, которые, столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз надо подчеркнуть, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы.

Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое другое.

Работа педагога болжна быть направлена достижение безболезненой адаптации младшего школьника к учебному процессу.

Традиционно наиболее сложным считается период адаптации (приспособления) к школе в первом классе - первые недели обучения. Это действительно так. Период адаптации достаточно продолжителен - 6-8 недель. Почти у всех детей в этот период наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются, нередко жалуются на усталость, головные боли. Легче всего проходит этот период у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Среди тех, кто тяжело адаптируется, как правило, дети с неблагополучным течением периода новорожденности, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно те дети, которые имеют расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания и другие факторы риска, ухудшая состояние центральной нервной системы, снижая работоспособность, создают основу для повышенной утомляемости и возникновения школьных трудностей.

На первом этапе адаптации у леворукого первоклассника может не быть каких-либо специфических трудностей письма, чтения, математики. Но он может сильно уставать, появятся какие-то жалобы. Педагог должен разобраться, в чем дело. Возможно, он просто устает от быстрого темпа или объема нагрузки, режим в школе и дома не позволяет ему расслабиться, передохнуть. Целый день в школе (с 8 до 18 часов, как часто бывает), проведенный в напряженной работе и напряженном общении, может быть ребенку не по силам.

Затем наступает период относительно устойчивой работоспособности, но он продолжается недолго. Следующим этапом нарастания утомления и сниженной работоспособности является конец второй четверти - период примерно с 15 декабря. У многих детей, даже не имевших серьезных школьных проблем в начале года, резко снижается умственная работоспособность. Они перестают справляться с теми заданиями, которые раньше для них не представляли труда. Учителя жалуются на невнимательность, рассеянность. Родители отмечают ухудшение состояния, слезы, капризы, упрямство, ухудшение сна, аппетита, резкие перепады настроения.

Каникулы снимают нарастающее напряжение и утомление (если ребенок действительно отдыхает), но опять ненадолго - до середины февраля. Фактически февраль - самый трудный месяц на первом году обучения. К этому времени уже накапливается усталость, дети мало двигаются, мало бывают на воздухе, сказывается и недостаток витаминов и ультрафиолета, к тому же резко возрастают учебные нагрузки, темп и интенсивность учебной деятельности. Именно в этот период наиболее четко проявляются все учебные проблемы - трудности с письмом, чтением, математикой. Они могут быть разными, но почти всегда сочетаются с ухудшением общего состояния: снижением работоспособности, трудностями концентрации внимания, быстрой истощаемостью. Нередко в этот период появляются навязчивые движения, ухудшается настроение, и любой пустяк может вызвать слезы, даже агрессию или, наоборот, апатию, заторможенность, нежелание что-либо делать. Если состояние ребенка резко ухудшается, нужно, прежде всего, проанализировать режим и организовать так называемый «щадящий режим» и лишь потом думать о том, как «подтянуть» письмо, чтение и математику.

Двигательная активность - самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организованных занятий подвижными играми в школе, правильное распределение их в режиме учебного дня и рациональная организация двигательного режима дома оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма и прежде всего - на центральную нервную систему. Особенно важны все виды физических упражнений для леворуких детей.

Не стоит пренебрежительно и скептически относиться к так называемым малым формам физического воспитания в школе: гимнастике до занятий, физкультминуткам на уроках и во время приготовления уроков, подвижным играм. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 60%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает. Даже если используются возможности для повышения двигательной активности, все равно это дает только 60% требуемого объема движений.

Непродолжительная по времени гимнастика до занятий оказывает в то же время большое оздоровительное влияние, повышает тонус центральной нервной системы, помогает быстрее войти в работу, а значит и сократить период врабатывания. Физкультминутки на уроках и во время приготовления домашних заданий помогают снять неблагоприятные сдвиги в функциональных системах. Мы уже говорили о том, как утомительна для детей статическая нагрузка, а переключение на динамическую нагрузку (физические упражнения) позволяет повысить работоспособность, отодвинуть утомление. Очень важно вводить в физкультпаузы упражнения для мелких мышц пальцев рук. Это повышает работоспособность и благотворно действует на функциональное состояние центральной нервной системы.

Леворуким, пожалуй, больше, чем другим, необходимы подвижные игры на воздухе. В подвижных играх они утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит считаться, взаимодействовать с другими детьми.

Моторная неловкость заставляет многих левшей избегать таких игр, не дает возможности проявить себя, а отсутствие упражнений делает их еще более скованными. Если детей не научить вовремя основным движениям, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой. От родителей, особенно тех, у кого дети младшего школьного возраста, требуется не только общее наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они могут рассказать о тех играх, в которые играли сами, купить нужную книгу, наконец, принять активное участие в оборудовании спортивной площадки во дворе, обеспечить детей спортивным инвентарем: мячами, скакалками, санками, лыжами, коньками. Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями - получить элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для самых маленьких это в первую очередь плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т п. Эти навыки, как правило, просты и доступны. Лишь иногда при обучении им требуются специальные знания. К тому же в последние годы выпущено много методической литературы.

Даже пешая прогулка, если ее разумно организовать, может быть отличным средством физической культуры и способом повышения двигательной активности. Ходьба - прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благотворное влияние на весь организм - на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание. Столь же благотворно действует на организм оздоровительный бег. Но обязательно следует соблюдать разумные дозировки в нагрузках.

Леворукие дети совсем не однородная группа, т.е. нельзя говорить о каких-то проблемах, общих для всех леворуких дегей. Разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения. По-разному может проходить процесс адаптации к школе леворукого ребенка, а значит, не может быть единых, общих для всех рекомендаций по коррекции школьных проблем. Однако существуют общие законохмерности адаптации детей в школе, есть и наиболее трудные (критические) точки и на первом, и на втором, и на третьем году обучения.

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе

. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком».

Многие школьные проблемы, в том числе и нарушение почерка, и увеличение количества ошибок, и проблемы с чтением, и трудности с математикой, могут быть связаны с высоким функциональным напряжением и утомлением, возникающими из-за сильной перегрузки. Поэтому прежде всего необходимо снять перегрузку, напряжение. Перегрузки отрицательно сказываются не только на работоспособности, но если они постоянны - на росте, развитии и состоянии здоровья. Рекомендации нормализовать режим нередко вызывают разочарование родителей: дескать, несерьезно как-то, ребенку тяжело, у него проблемы с письмом, чтением, математикой, есть признаки невроза, а тут вместо радикальных мер советуют обратить внимание на режим дня.

Следует отметить, что при обучении леворукие более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих условиях. Их стихия - индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Особого рассмотрения требует вопрос несколько повышенной утомляемости левшей в учебном процессе вследствие слабости их нервной системы. Результаты исследований однозначно показывают, что повышенная утомляемость левшей (по сравнению с их праворукими сверстниками) не влияет существенно на их нервно-психическое здоровье и на результаты познавательной деятельности, если педагог отказывается от чрезмерной регламентации и контроля деятельности данного контингента учащихся. Эффективным является также введение в учебный процесс условий, которые способствуют поочередному включению левшей в разнообразную деятельность. Это достигается путем использования учителем наглядных пособий, звукозаписи, организацией элементов лабораторных занятий на уроках подачи нового материала, контроля и проверки знаний

Учитывая особенности формирования личности леворуких детей, связанные с доминантностью у них правого полушария, в организации учебно-воспитательного и трудового обучения в школе и дома учителям, воспитателям, родителям можно рекомендовать следующее:

В отношении организационных моментов учебно-воспитательного процесса: а) желательно выбрать для леворукого учащегося место в классе и дома, которое бы обеспечило хорошую освещенность правой стороны парты или стола. б) повышенная отвлекаемость, легкое переключение внимания левшей требует от педагогов такого размещения леворуких детей в классе, которое бы позволило уменьшить влияние на них шумов из окна, ярких красок стендов и наглядных пособий. В домашних условиях при организации рабочего места следует избегать таких отвлекающих моментов как окно, выходящее в шумный двор, яркие ковры, картины, календари.

Педагогу и воспитателю необходимо учитывать повышенную утомляемость переученных левшей. В отношении не переученных леворуких детей рекомендуется учителям в определенной мере не придерживаться строгой регламентации их деятельности. При этом условии их работоспособность не будет ниже их праворуких сверстников.

Исходя из типологических особенностей левшей, следует помнить о возможных трудностях в овладении ими точными науками и значительный интерес к изобразительной и музыкальной, деятельности, ручному труду (швейное, столярное дело, конструирование и т.п.). Важно стимулировать интерес к названным видам деятельности.

Необходимо учитывать, что переучивание леворуких детей создает дополнительные трудности в овладении ими счетом, письмом, чтением.

Нужно знать, что усвоенный леворуким ребенком неправильный навык в различных видах деятельности намного труднее перестроить, чем у праворуких детей.

Следует учитывать повышенную эмоциональность в понимании левшами своих успехов и неудач. Это требует более чуткого и внимательного отношения педагогов при оценивании деятельности леворуких школьников. Эмоциональные конфликты более пагубно влияют на нервно-психическое здоровье и познавательную деятельность леворуких детей. Эти особенности в сочетании с длительным последействием отрицательных эмоций умственно отсталых детей усугубляют негативное влияние переучивание переучивания умственно отсталых левшей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.032 с.)