Государственное регулирование и культурная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование и культурная политика



 

В 1990-е годы большая часть учреждений искусства и культуры перешла в ведение региональных и местных органов управления (в настоящее время им подведомствены почти 98% всех учреждений, при которых были созданы региональные фонды развития культуры и искусства. В них зачисляются и бюджетные средства, идущие на развитие культуры). С 1992 г. местным органам власти было предоставлено право самостоятельно принимать решения о распределении своих средств. Кроме того, они получили возможность устанавливать дополнительные льготы некоммерческим учреждениям: по уплате региональных или местных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, поступающих в соответствующие бюджеты, а также вводить ограничения на ставки арендной платы, льготные тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги и т.д.

В регионах начинают постепенно осознавать необходимость проведения серьезной культурной политики.

Расширив в ходе рыночных преобразований самостоятельность региональных органов управления, федеральное правительство оставило в своей компетенции функции по формированию общеэкономических условий деятельности учреждений культуры и искусства, координации и выработке основных направлений культурной политики.

Управление в сфере культуры в России осуществляется Министерством культуры, Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Государственной архивной службой.

В 1990-е годы одной из важнейших задач государства стало формирование законодательной базы, регулирующей экономическую деятельность в новых рыночных условиях, в том числе и учреждений культуры и искусства.

Приватизационные процессы в сфере культуры ввиду их более позднего правового оформления стали развиваться лишь после 1994- 1995 гг. и не касались памятников культуры, объектов культурного наследия и национального значения. Они затронули, прежде всего, производство товаров и услуг - предприятия народного промысла, полиграфическую промышленность, издательскую деятельность, а также культурно-досуговые центры.

Принятие в 1995 г, нового Гражданского кодекса и законов "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и "О некоммерческих организациях" сделало возможным частное предпринимательство в некоммерческих видах деятельности, которое развивалось здесь намного медленнее и, как и в коммерческой сфере, в основном путем образования новых структур.

Процесс формирования законодательной базы еще не завершен. Одни законы нуждаются в корректировке и совершенствовании, например, законы, регулирующие деятельность государственных и частных некоммерческих учреждений и организаций, или таможенное законодательство, которым установлены слишком высокие пошлины на ввоз в страну художественных произведений, что препятствует развитию арт-рынка. Другие только обсуждаются в Государственной думе РФ или еще не разработаны.

Из-за нехватки средств в России пока не уделяется достаточного внимания такому важному направлению политики, как повышение культурного уровня населения, которому в странах с развитой рыночной экономикой придается приоритетное значение. Данная проблема становится еще более актуальной вследствие неравномерности развития культурной сферы в регионах и невысокого уровня преподавания гуманитарных наук в общеобразовательных школах. Кроме того, в регионах особенно остро ощущается нехватка храмов и религиозных учреждений. В свободных демократических обществах именно духовно-нравственные ценности, хранимые в монастырях и храмах и представленные в национальных культурных традициях, объединяют социум. Без такого объединения трудно рассчитывать на успешное продолжение демократических преобразований и рыночных реформ. Важную роль в повышении культурного уровня населения играет преподавание различных искусств. Через приобщение к высокому искусству человек познает жизненный опыт всего человечества и таким образом учится делать выбор между нравственным и безнравственным, добром и злом, прекрасным и уродливым, гармонией и дисгармонией. Отсюда и возникает положительный внешний эффект воздействия уровня культурного развития на экономику.

Расширение культурных связей на основе открытия национальных культурных центров, развитие культурного туризма и т. д., - следующее важное направление культурной политики в современных демократических странах. Культурный туризм в мире превратился в одну из самых прибыльных сфер экономической деятельности, в то время как в России внешнеторговый баланс по туристическим услугам имеет отрицательное сальдо (в 2001 г. число выехавших в зарубежные страны с туристическими целями (дальнее зарубежье) почти в два раза превысило число прибывших в страну). Организация туристической деятельности в регионе должна основываться на преимущественном развитии тех видов туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать его ресурсы. В этих целях необходимо провести их инвентаризацию. К сожалению, до сих пор в целом по России и по многим ее регионам эта проблема не решена.

Одна из причин заключается в отсутствии унифицированных и достоверных методов учета туристических ресурсов. Измерения направлены на оценку качественных характеристик, отличаются субъективизмом, и, как следствие получаемые результаты крайне противоречивы и разнородны.

Существует нескольких подходов к оценке туристического потенциала: ранжирование регионов по наличию тех или иных ресурсов; нормативный, экспертный методы; компьютерные технологии.

Ранжирование регионов является классическим методом, используемым учеными-географами. Как правило, оно базируется на туристическом районировании - разделение территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков (например, благоприятность природно-климатических условий и пр.).

Второй подход к оценке туристических ресурсов - нормативный - основан на расчете оценочных показателей и сопоставлении фактических ресурсов с установленными нормативами.

Третий подход основан на экспертных оценках. Экспертные методы находят в последние годы все большее применение,

Четвертый подход основан на применении компьютерных технологий. Данное направление получило реализацию при составлении мониторинга туристических ресурсов. Суть его предполагает наложение на цифровую карту местности различных информационных слоев: природных, географических данных; сведениях о памятниках природы и архитектуры; показателей инфраструктуры региона; экономических, экологических и социальных данных; параметров туристических ресурсов, их экономической эффективности, факторах, влияющих на их использование. Таким образом, для развития туризма в России крайне важной задачей является инвентаризация туристических ресурсов. Для ее решения необходима разработка современных методов исследований, позволяющих получить объективные результаты как в масштабах отдельных регионов так и России в целом [5 С.92-94].

Как показывает опыт развитых стран, туризм становится одной из бюджетообразующих отраслей и источником внебюджетного финансирования музейных учреждений, реставрации и восстановления памятников истории и культуры, способствуя оживлению деловой активности и росту занятости населения. В России туристические ресурсы неисчерпаемы. Стимулирование развития туристического бизнеса могло бы содействовать созданию на этой основе возвратного механизма финансирования сферы культуры.

социальный культурный инвестиция человеческий капитал


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.008 с.)