Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические аспекты проблематики социальной адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развитияСтр 1 из 8Следующая ⇒
Введение социальный адаптация дети психофизический В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями[13, с. 34]. В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации. Осуществляемая до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается их помещение в учреждения интернатного типа. Отрицательными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях выступает его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий. Отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации детей с особыми нуждами, соблюдения их конституционных прав, доступности ресурсов окружающего мира. Это подчеркивает необходимость определения новых приоритетов государственной социальной политики на основе принципов равенства, нормализации жизнедеятельности и включения лиц с ограниченными возможностями в общество. Актуальность работы состоит в том, что проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.
Объект исследования: процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому учреждению Предмет исследования: социальная адаптация ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития Цель исследования: раскрыть влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего школьного возраста с особенностями психофизического развития Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие социальной адаптации. . Рассмотреть формы и способы адаптации детей раннего возраста. . Изучить факторы, влияющие на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР . Выявить особенности социальной адаптации детей с ОПФР. . Провести мониторинг социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР. Методы исследования: литературно-библиографический анализ, наблюдение, эксперимент, общенаучные методы познания такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для педагогических целей. Структура работы: Курсовая работа содержитвведение, две главы,заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями -34 страницы. Выводы по первой главе Подытоживая изложенный материал, отметим, что социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют различные формы и способы адаптации детей, такие как сказкотерапия, групповые и индивидуальные игры, упражнения по релаксации, элементы телесной терапии и так далее. На социальную адаптированность ребенка раннего возраста с ОПФР и характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки. У детей с ОПФР существуют бесспорные сложности в адаптации, которые зависят от небольшого объема знаний, неточности, диффузности, недифференцированности, бессистемности самых разнообразных представлений и неумения опереться на имеющиеся знания. Таблица 2.1 Результаты диагностики детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)
На основании первичной диагностики можно сделать вывод, что испытуемые дети в целом имеют средний уровень адаптированности близкий к низкому уровню. При этом эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако следует отметить, что при эмоциональной поддержке взрослого испытуемые дети проявляют познавательную и поведенческую активность, проявляют способности адаптироваться к новой ситуации. Таким образом, можно констатировать, что диагностика на этапе констатирующего эксперимента проведена успешно. По итогам наблюденийбыли определены направления в помощи испытуемым детям раннего возраста при прохождении ими адаптации.
Таблица 2.1 Результаты диагностики детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)
На рис. 2.1 изображена диаграмма динамики изменения уровня адаптированности детей раннего возраста с ОПФР.
Рисунок 2.1 Диаграмма динамики изменения уровня адаптированности
Руководствуясь наглядным изображением на диаграмме можно сделать вывод, что практическая работа принесла ощутимые результатыво время формирующего эксперимента. У большинства испытуемых детей преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Ониво время проведения занятий активно контактируют со взрослыми, детьми и окружающими предметами. Их адаптация к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).происходит без затруднений и попыток сопротивления. Выводы по второй главе
Таким образом, практическая работа показала, что специально подобранные упражнения и правильная организация занятий позволяютдетям с особенностями психофизического развития повысить уровень социальнойадаптированности, При этом отмечается:
- повышение уровня принятия задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности предметно-игровой деятельности, целеустремленности в выполнении задачи; - повысилась включенность детей в решение предметно-игровой задачи, глубина включенности в сам процесс деятельности; - активизировалась оценка ребенком продуктивности своей предметно-игровой деятельности; - улучшилась связь ребенка со взрослым, которая отражалась в самостоятельности в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); - изменилось отношение к оценке взрослого и отношение к самой оценке результатов предметно-игровых действий; - улучшились (стали более частыми) контакты как с другими детьми, так и со взрослыми; - высокий уровень положительного эмоционального фона занятий привел к ощущению комфортности, защищенности. Заключение
Уровень и характер взаимодействия личности и общества определяется степенью ее социальной адаптации и социализации.Социальная адаптация есть постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружением навыки общения, поведения и деятельность, дающие возможность личности самоутвердиться, реализовать свои потребности и интересы. Проблема социализации лиц с особенностями психофизического развития и интеграции их в обществе на современном этапе социально-экономических преобразований приобретает особое значение. Признание ценности каждого ребёнка, направлений развития его индивидуальности, формирование личностных качеств - это отражение гуманистических тенденций, которые, к сожалению, не нашли ещё полного понимания в обществе. Нарушение социально-коллективных связей, обусловленных наличием особенностей развития детей, создаёт предпосылки для иного подхода к выбору форм, средств и методов обучения таких детей. Как показывает практика, приходится всё более широко применять социальные формы воспитания и обучения, основанные на процессе непосредственного включения детей с особенностями психофизического развития на взаимодействие между собой, с другими людьми, налаживания взаимодействия. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограничениями направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать интеграцию максимально успешной и благополучной.
Одна из главных задач педагогов, работающих с такими детьми - создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной исключения человека из жизни. Приложение 1 Приложение 2 Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (констатирующий эксперимент)
Наблюдение за ребенком |
Взаимоотношения с взрослыми |
Взаимоотношения с детьми |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Положительный | Неустойчивый | Отрицательный | Активен | Активен при поддержке взрослого | Пассивен/ Реакция протеста | Инициативен | Принимает инициативу взрослого | Уходит от взаимоотноше-ний, реакция протеста | Инициативен | Вступает в контакт при поддержке взрослого | Пассивен/ Реакция протеста | Принятие | Тревожность | Непринятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Г.Петя | + | + | + | + | + | 1,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | А. Аня | + | + | + | + | + | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Ж. Вика | + | + | + | + | + | 1,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Г. Антон | + | + | + | + | + | 1,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Р. Виталик | + | + | + | + | + | 1,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | И. Саша | + | + | + | + | + | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | С. Дима | + | + | + | + | + | 1,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | В. Маша | + | + | + | + | + | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | П. Женя | + | + | + | + | + | 1,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | В. Инна | + | + | + | + | + | 1,6 |
Приложение 3
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (контрольный эксперимент)
№ | Фамилия, имя ребенка |
Наблюдение за ребенком
Взаимоотношения с взрослыми
Взаимоотношения с детьми
|
Введение
социальный адаптация дети психофизический
В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями[13, с. 34].
В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации. Осуществляемая до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается их помещение в учреждения интернатного типа. Отрицательными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях выступает его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий.
Отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации детей с особыми нуждами, соблюдения их конституционных прав, доступности ресурсов окружающего мира. Это подчеркивает необходимость определения новых приоритетов государственной социальной политики на основе принципов равенства, нормализации жизнедеятельности и включения лиц с ограниченными возможностями в общество.
Актуальность работы состоит в том, что проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.
Объект исследования: процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому учреждению
Предмет исследования: социальная адаптация ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития
Цель исследования: раскрыть влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего школьного возраста с особенностями психофизического развития
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие социальной адаптации.
. Рассмотреть формы и способы адаптации детей раннего возраста.
. Изучить факторы, влияющие на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР
. Выявить особенности социальной адаптации детей с ОПФР.
. Провести мониторинг социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР.
Методы исследования: литературно-библиографический анализ, наблюдение, эксперимент, общенаучные методы познания такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для педагогических целей.
Структура работы: Курсовая работа содержитвведение, две главы,заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями -34 страницы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблематики социальной адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.04 с.)