Глава 1. Теоретические аспекты проблематики социальной адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты проблематики социальной адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития



Введение

социальный адаптация дети психофизический

В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями[13, с. 34].

В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации. Осуществляемая до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается их помещение в учреждения интернатного типа. Отрицательными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях выступает его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий.

Отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации детей с особыми нуждами, соблюдения их конституционных прав, доступности ресурсов окружающего мира. Это подчеркивает необходимость определения новых приоритетов государственной социальной политики на основе принципов равенства, нормализации жизнедеятельности и включения лиц с ограниченными возможностями в общество.

Актуальность работы состоит в том, что проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Объект исследования: процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому учреждению

Предмет исследования: социальная адаптация ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития

Цель исследования: раскрыть влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего школьного возраста с особенностями психофизического развития

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие социальной адаптации.

.   Рассмотреть формы и способы адаптации детей раннего возраста.

.   Изучить факторы, влияющие на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР

.   Выявить особенности социальной адаптации детей с ОПФР.

.   Провести мониторинг социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР.

Методы исследования: литературно-библиографический анализ, наблюдение, эксперимент, общенаучные методы познания такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для педагогических целей.

Структура работы: Курсовая работа содержитвведение, две главы,заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями -34 страницы.


Выводы по первой главе

Подытоживая изложенный материал, отметим, что социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют различные формы и способы адаптации детей, такие как сказкотерапия, групповые и индивидуальные игры, упражнения по релаксации, элементы телесной терапии и так далее.

На социальную адаптированность ребенка раннего возраста с ОПФР и характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.

У детей с ОПФР существуют бесспорные сложности в адаптации, которые зависят от небольшого объема знаний, неточности, диффузности, недифференцированности, бессистемности самых разнообразных представлений и неумения опереться на имеющиеся знания.


Таблица 2.1 Результаты диагностики детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)

Испытуемые дети

Уровень адаптированности (кол-во чел.)

  Низкий Средний Высокий
Мальчики - 5 -
Девочки 2 3 -

 

На основании первичной диагностики можно сделать вывод, что испытуемые дети в целом имеют средний уровень адаптированности близкий к низкому уровню. При этом эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако следует отметить, что при эмоциональной поддержке взрослого испытуемые дети проявляют познавательную и поведенческую активность, проявляют способности адаптироваться к новой ситуации. Таким образом, можно констатировать, что диагностика на этапе констатирующего эксперимента проведена успешно. По итогам наблюденийбыли определены направления в помощи испытуемым детям раннего возраста при прохождении ими адаптации.

 

Таблица 2.1 Результаты диагностики детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)

Испытуемые дети

Уровень адаптированности

  Низкий Средний Высокий
Мальчики - 3 2
Девочки - 1 4

 

На рис. 2.1 изображена диаграмма динамики изменения уровня адаптированности детей раннего возраста с ОПФР.


 

Рисунок 2.1 Диаграмма динамики изменения уровня адаптированности

 

Руководствуясь наглядным изображением на диаграмме можно сделать вывод, что практическая работа принесла ощутимые результатыво время формирующего эксперимента. У большинства испытуемых детей преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Ониво время проведения занятий активно контактируют со взрослыми, детьми и окружающими предметами. Их адаптация к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).происходит без затруднений и попыток сопротивления.

Выводы по второй главе

 

Таким образом, практическая работа показала, что специально подобранные упражнения и правильная организация занятий позволяютдетям с особенностями психофизического развития повысить уровень социальнойадаптированности, При этом отмечается:

-  повышение уровня принятия задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности предметно-игровой деятельности, целеустремленности в выполнении задачи;

-  повысилась включенность детей в решение предметно-игровой задачи, глубина включенности в сам процесс деятельности;

-  активизировалась оценка ребенком продуктивности своей предметно-игровой деятельности;

-  улучшилась связь ребенка со взрослым, которая отражалась в самостоятельности в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления);

-  изменилось отношение к оценке взрослого и отношение к самой оценке результатов предметно-игровых действий;

-  улучшились (стали более частыми) контакты как с другими детьми, так и со взрослыми;

-  высокий уровень положительного эмоционального фона занятий привел к ощущению комфортности, защищенности.


Заключение

 

Уровень и характер взаимодействия личности и общества определяется степенью ее социальной адаптации и социализации.Социальная адаптация есть постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружением навыки общения, поведения и деятельность, дающие возможность личности самоутвердиться, реализовать свои потребности и интересы.

Проблема социализации лиц с особенностями психофизического развития и интеграции их в обществе на современном этапе социально-экономических преобразований приобретает особое значение. Признание ценности каждого ребёнка, направлений развития его индивидуальности, формирование личностных качеств - это отражение гуманистических тенденций, которые, к сожалению, не нашли ещё полного понимания в обществе.

Нарушение социально-коллективных связей, обусловленных наличием особенностей развития детей, создаёт предпосылки для иного подхода к выбору форм, средств и методов обучения таких детей. Как показывает практика, приходится всё более широко применять социальные формы воспитания и обучения, основанные на процессе непосредственного включения детей с особенностями психофизического развития на взаимодействие между собой, с другими людьми, налаживания взаимодействия.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограничениями направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать интеграцию максимально успешной и благополучной.

Одна из главных задач педагогов, работающих с такими детьми - создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной исключения человека из жизни.


Приложение 1

Приложение 2

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (констатирующий эксперимент)

Фамилия, имя ребенка

Наблюдение за ребенком

Взаимоотношения с взрослыми

Взаимоотношения с детьми

 

 
    Положительный Неустойчивый Отрицательный Активен Активен при поддержке взрослого Пассивен/ Реакция протеста Инициативен Принимает инициативу взрослого Уходит от взаимоотноше-ний, реакция протеста Инициативен Вступает в контакт при поддержке взрослого Пассивен/ Реакция протеста Принятие Тревожность Непринятие  
  Баллы 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1  
1 Г.Петя   +       +   +       +   +   1,6
2 А. Аня     +   +       +     +     + 1,2
3 Ж. Вика   +     +       +   +       + 1,6
4 Г. Антон   +       +   +       +   +   1,6
5 Р. Виталик     +   +   +         +     + 1,6
6 И. Саша   +     +       +   +   +     2
7 С. Дима   +       +   +       +   +   1,6
8 В. Маша     +   +       +     +     + 1,2
9 П. Женя +       +       +   +       + 1,8
10 В. Инна   +       +   +       +   +   1,6

 

Приложение 3

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (контрольный эксперимент)

Фамилия, имя ребенка

Наблюдение за ребенком

Взаимоотношения с взрослыми

Взаимоотношения с детьми

 

      Положительный Неустойчивый Отрицательный Активен Активен при поддержке взрослого Пассивен/ Реакция протеста Инициативен Принимает инициативу взрослого Уходит от взаимоотношений, реакция протеста Инициативен Вступает в контакт при поддержке взрослого Пассивен/ Реакция протеста Принятие Тревожность Непринятие     Баллы 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1   1 Г.Петя +     +     +       +   +     2,8 2 А. Аня   +   +     +       +   +     2,6 3 Ж. Вика +     +       +   +       +   2,6 4 Г. Антон   +     +   +       +   +     2,4 5 Р. Виталик +     +     +     +       +   2,8 6 И. Саша +     +       +   +     +     2,8 7 С. Дима +       +     +   +     +     2,6 8 В. Маша   +   +       +     +     +   2,2 9 П. Женя +     +       +   +     +     2,8 10 В. Инна +     +     +     +     +     3

 

Введение

социальный адаптация дети психофизический

В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями[13, с. 34].

В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации. Осуществляемая до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается их помещение в учреждения интернатного типа. Отрицательными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях выступает его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий.

Отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации детей с особыми нуждами, соблюдения их конституционных прав, доступности ресурсов окружающего мира. Это подчеркивает необходимость определения новых приоритетов государственной социальной политики на основе принципов равенства, нормализации жизнедеятельности и включения лиц с ограниченными возможностями в общество.

Актуальность работы состоит в том, что проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Объект исследования: процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому учреждению

Предмет исследования: социальная адаптация ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития

Цель исследования: раскрыть влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего школьного возраста с особенностями психофизического развития

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие социальной адаптации.

.   Рассмотреть формы и способы адаптации детей раннего возраста.

.   Изучить факторы, влияющие на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР

.   Выявить особенности социальной адаптации детей с ОПФР.

.   Провести мониторинг социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР.

Методы исследования: литературно-библиографический анализ, наблюдение, эксперимент, общенаучные методы познания такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для педагогических целей.

Структура работы: Курсовая работа содержитвведение, две главы,заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями -34 страницы.


Глава 1. Теоретические аспекты проблематики социальной адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.04 с.)