Подходы к решению интерьеров в искусстве зрелого барокко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к решению интерьеров в искусстве зрелого барокко



 

Барокко как стиль архитектуры повлиял не только на внешний вид архитектуры Росси эпохи 18 века, был не только пластическим и декоративным решением внешнего облика сооружения, но отразился в интерьере, создавая единый неповторимый замысловатый образ барочного стиля. [4 c. 87]

Следует отметить, что этот стиль невозможно перепутать ни с каким-либо любым другим стилем. Барокко - это воплощение той эпохи, в которой он появился. В барокко объединены два понятия, а именно: стиль и образ жизни. Отличительными чертами барокко являются пространственный размах, пышность, великолепие и роскошь. Следует отметить, что изменчивость и игру образов этого стиля можно сравнить с морской раковиной, в честь которой и был назван этот стиль. Изысканная роскошь, великолепие и превосходство вновь возвращается в убранство домов после простоты и минимализма в декоре помещений. Барокко - это пластичность различных форм используемых при декорировании украшений, причудливые витиеватые орнаменты и узоры, а также возвышенность, объемность и превосходство. Кроме того, доминирующим элементом декора в стиле интерьера барокко является фресковая роспись. Такой росписью обильно декорировались потолки и стены. А также для убранства и украшения стен в этом стиле интерьера используются тканые ковры, спускающиеся по стене от потолка до самого пола. Центральным и главным элементом всего декора являются зеркала, отличающиеся большими размерами, которые украшаются лепниной и позолотой. В орнаменте барокко используются витиеватые растительные мотивы, а именно: ветви деревьев, большие листья, а также крупные цветы. Такова общая характеристика барочного интерьера. [13 c. 247]

На протяжении XVIII и XIX столетий такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как И.-Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А.И. Штакеншнейдер работали над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покоев. Как в прошлые века, так и теперь, гости Петергофа (иллюстр17-20) не перестают восхищаться великолепием интерьеров Большого дворца.

В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. Главным элементом убранства этого небольшого, но уютного покоя служат дубовые резные панно, созданные еще при жизни Петра, талантливым французским скульптором Николя Пино. Здесь представлены и личные вещи Петра I, среди которых его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
В середине XVIII столетия, в годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойденный мастер барочного стиля. Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все западное крыло дворца занимает Танцевальный зал или, как он именовался в XVIII веке, Купеческий зал. Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала Растрелли убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…». Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото. [20]

Тронный зал Большого Петергофского дворца. (иллюстр. 21)

Самое большое помещение петергофского дворца - Тронный зал, первоначальный проект которого создал Б.-Ф. Растрелли. Площадь зала превышает 300 квадратных метров. Обилие воздуха, света, льющегося из двухъярусных оконных проемов, лепного декора, хрусталя, шелковых драпировок создает ощущение свободного пространства. Это ощущение подчеркивается и тем, что через окна открывается панорама Верхнего сада Петергофа и Нижнего парка Петергофа. В 1770-х годах архитектор Ю. Фельтен, перестраивая это помещение, придал ему модный для того времени классический стиль. Сегодня лишь нарядные наборные паркеты Тронного зала в виде спиралей, кругов, розеток и лучей напоминают нам о пышном декоре времен Б.-Ф. Растрелли. Вместо роскошной золоченой резьбы здесь появился богатый лепной декор, стены получили геометрические членения, на стенах помещены картины и портреты известных художников. В зале установлено обитое красным бархатом тронное кресло Петра I, за которым висит парадный портрет Екатерины II, написанный В. Эриксеном (1762 год). В период послевоенной реставрации Тронному залу были возвращены (правильнее сказать, созданы заново) прекрасные барельефы «Возвращение Святослава с Дуная» и «Крещение Ольги» (скульпторы М. Козловский и А. Иванов), а также скульптурные изображения Истины и Правосудия (скульптор И. Прокофьев). Многочисленные хрустальные люстры работы русских мастеров середины XVIII века, свисающие на длинных тягах с высокого потолка, делают Тронный зал необычайно нарядным. [17 c. 39]

Портретный, или Картинный зал Большого Петергофского дворца. (иллюстр. 22)

Один из залов дворца называется Портретным или Картинным. В 1724 году Итальянский салон (так называлось помещение при Петре I) украсили французскими шпалерами и картинами. Его двери и стены обрамляли орнаменты из резных позолоченных гирлянд. Художник Б. Тарсия совместно с С. Бушуевым и М. Негрубовым написали для этого салона плафон «Апофеоз Героя», в аллегорической форме прославляющий Петра I. В 1766 году архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот реконструировал ряд парадных помещений дворца, превратив Итальянский салон в Портретный (Картинный) зал, резной декор, позолота и зеркала были сохранены, а вместо шпалер на стенах разместились 368 небольших портретов, преимущественно молодых женщин, одетых в национальные костюмы разных стран.
Портреты, написанные итальянским художником П. Ротари и его русскими учениками, занимают все свободное пространство стен, вплотную подступая к каминам, резному барочному декору дверей и зеркалам. Такой тип развески называется шпалерным. Мебель в этом помещении представлена лишь несколькими низкими старинными столиками, расставленными вдоль стен. Интерьер Портретного зала дополнен зеркалами прямоугольной формы и обрамленными вызолоченными резными рамами работы русских мастеров. К предметам антиквариата, украшающим этот зал, относятся старинные бронзовые часы, установленные на каминной полке.

Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Ю.М. Фельтен, Ж..Б. Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770-х гг. такие интерьеры, как Чесменский зал, Тронный зал, Китайские кабинеты.

Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. Большой Петергофский дворец являлся летним центром официальной жизни Российской империи: здесь происходили многие важнейшие для страны события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады. На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. [17 c. 46]

 


Заключение

 

Русская архитектура переступила рубеж XVIII столетия, накопив богатейшую национальную традицию, громадный фонд культурных ценностей, созданных на протяжении многих веков. Глубокий перелом, пережитый Россией в эпоху Петра I, не оборвал этой традиции.

Русская архитектура первой половины и середины XVIII века это прежде всего архитектура строящегося Петербурга, отразившая черты новой культуры и те изменения, которые произошли в русском градостроительстве к началу века.

Сегодня, когда мы говорим об эстетической городской среде, мы имеем в виду гармонической сочетание красивого внешнего облика города и его разумной пространственной организации.

Атмосферой барокко в его национальном понимании пропитались, начиная с XVIII века, все слои общества - от аристократии до крестьян. Общими для столь разных проявлений стиля были, во-первых, чувство формы, во-вторых, декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. На всех уровнях - от утонченно-профессионального до стихийно-народного - в архитектуре и внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента: асимметрия, контрасты, крупные объемы.

Процесс обновления архитектурных типов и методов, тесно связанный в петровское время со строительной деятельностью государства и застройкой новой столицы, продолжался и в последующие десятилетия. Но теперь, в 30-е и 40-е годы, когда развернулась творческая деятельность ведущих архитекторов барокко, этот процесс принял новое направление. Архитектурный стиль петровского времени представлялся теперь слишком скромным, сдержанным, слишком буднично-деловым. Новым требованиям, шедшим не только от двора и столичных придворных кругов, архитектура ответила уже с начала 30-х годов решительным изменением трактовки дворцового здания.

Именно в дворцовых постройках раньше всего проявились особенности стиля русской архитектуры середины XVIII столетия. Резкое усложнение наружного облика здания путем введения выступов и ризалитов в прямолинейный фасадный фронт, применение сильного рельефа колонн и полуколонн, сгруппированных в пучки; многочисленные и частые раскреповки карнизов; сложные орнаментальные наличники, обильные резные и лепные украшения - горельефы, картуши, медальоны, вазы, статуи на кровле; яркая расцветка фасада - все эти приемы создали фантастически пышный облик дворцовых зданий, наиболее примечательные образцы которых принадлежат творчеству Растрелли, Чевакинскому, Ухтомскому.

Принцип анфилады, как уже отмечалось, вытеснил прежний тип дворцового интерьера, сложившийся в петровское время и представлявший собой группировку бытовых и парадных комнат с главной столовой или залом в центре. Скромная отделка стен дубовыми резными панно и правильной формы обрамлениями сменилась в дворцах сложной декорацией, выполненной в лепке или в деревянной резьбе и густо покрытой позолотой. Лепные и резные узоры свободно заполняют межоконные простенки, полотнища дверей, переходят со стен на перекрытия. В качестве главных орнаментальных мотивов применялись разнообразные завитки, образующие разорванные асимметричные картуши, причудливые ветви и так называемые «рокайли». Зеркала в золоченых резных рамах, заполняющие значительную часть стен и многократно отражающие убранство зала и огни многосвечных люстр; живописные плафоны с торжественными аллегорическими композициями из обнаженных и задрапированных фигур и фрагментов пейзажа; сложный графический узор покрытых цветными паркетами полов - все это ярко освещенное, ликующее, многоцветное составляло интерьер дворцового зала, которому стиль барокко придал невиданный до него, поистине ослепительный блеск и торжествующую красочность.


Список литературы

 

1. Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

.   А.П. Крюковских. Дворцы Санкт-Петербурга. Лениздат, 1997

.   Алексеевой Т.В: «Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования.» Искусство.М. 1968 310 с.

.   «Барокко в России» Сб/ статей под ред. А.И Некрасова.; М. 1954

.   Б.В. Виппер статьи об искусстве из. «искусство» москва 1970. Статься к проблеме русского барокко (исследование)

.   Б.В. Виппер «Растрелли и архитектура русского барокко.» В сб. «русская архитектура перв пол 18 века» М. 1954 стр. 270-310

.   «Всеобщая история архитектуры» 12 т. под редакцией Н.Я Колли

.   Грабарь И.Э. «Русская архитектура первой половины XVIII века. Материалы и исследования». М. 1954 г.

.   Егоров Ю.А., «Ансамбль в градостроительстве»: М., 1961.179 стр.

.   Евсина Н.А. «Архитектурная теория в России XVIII в»: - М., 1975. - С. 29.

.   Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России/ /Барокко в России. М., 1926. С. 13 42.

.   Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства «московского барокко» / /Древерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 232 235;

.   Ильина Т.В. «Русское искусство XVIII века» - учеб.-М. Высш школа 1999-399 с.

.   «Иссстория русского искусства» под редакцией И.Э.грабаря.

.   Ковалевская Н. «история русского искусства 18 века» из. московского университета 1962 г. 281 с.

.   Кисель В.П. «Памятники всемирного наследия» В.П. Кисель. - Минск., 2003

.   Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие/В.П. Максаковский. - М., 2003

.   Михайлов А.И. «Ухтомский и его школа» М. 1954.

.   Михайловский Е.В. «О национальных особенностях московской архитектуры конца XVII века»: Автореф.дис…. канд. архит. М., 1949.

.   Путрик, Ю.С., Гусев, С.В. По данным Всемирной туристской организации при ООН: Интернет - публикация Ю.С. Путрик, С.В. Гусев. - М., 2002

.   Пилявский В.И., Тиц А.А, Ушаков Ю.С «История русской архитектуры» Учебник для ВУЗов.-М.: Архитектура-С, 2007 г. - 512 с.

.   Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. - Вып. 1 8. - М., 1994-2002

.   Торопов С.А. «Подмосковные усадьбы» С.А. Торопов. - М., 1997



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.017 с.)