Синтез искусств в стиле русского барокко середины XVIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтез искусств в стиле русского барокко середины XVIII века



Синтез искусств в стиле русского барокко середины XVIII века

 


 

Ведение

 

Архитектура - комплексный, синтетический вид искусства, у нее много общего с другими пластическими искусствами. Так, зодчество родственно живописи и графике - оно так же оперирует линиями и плоскостями (но владеет в полной мере глубиной пространства). Родственна архитектура и скульптуре, т.к. оперирует массами и объемами (но архитектура способна придавать массе форму и снаружи, и внутри). Для всех видов пластических искусств характерна тенденция к взаимообогащению, контакту. Не исключение и архитектура. Понятие «синтез искусств» характеризует процесс образно-творческого объединения многих видов искусств в одном произведении с целью создания яркого художественного образа. [1. с. 4]

Архитектура тяготеет к ансамблевости, ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. [1.с. 5]

В архитектуре так же, как и во всех областях русской культуры, происходил сложный процесс отмирания одних форм и нарождения других, пересмотра и обновления устоявшихся навыков, понятий, привычных канонов. Этот процесс был в значительной степени подготовлен еще в конце XVII столетия. Именно в эту пору в русской архитектуре стали довольно широко применяться элементы ордерной композиции, «регулярной» планировки, новые типы жилого интерьера.

В это время сложился архитектурный стиль, отмеченный ярким своеобразием: его образцами были так называемые «нарышкинские» церкви, башни-колокольни, терема, трапезные.

Образы и приемы русского зодчества XVII столетия продолжали оказывать глубокое воздействие на формирование нового стиля - архитектурного стиля петровского времени. Но уже в начале нового периода были внесены существенные изменения в традиционные архитектурные типы, более широко усваивались элементы классического мирового Архитектурного наследия, складывалось новое понимание задач гражданском архитектуры, наконец, с поразительной быстротой и совершенно по-новому начал строиться русский город. Впервые в истории Руси архитектура получила ярко выраженную светскую основу. Строительная деятельность и архитектурное творчество были направлены на застройку повой столицы по «регулярному» плану, на сооружение промышленных предприятий, верфей, портов, зданий для административных и поенных нужд. Этот характер строительства потребовал значительного упрощения архитектурных форм, отказа от изощренной живописности московского зодчества XVII века, от множественности деталей и сложного декоративного убора. [3. c. 48-49]

Середина XVIII века стала для русского барокко временем высшего расцвета. Грандиозные дворцовые сооружения, появившиеся в Петербурге и его окрестностях, поражают и поныне своим великолепием и размахом, богатством композиционно-пространственных решений, пышностью декоративного убранства. В архитектуре высокого барокко наглядно воплотилась растущая мощь России. [5. c. 30]

Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы - мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40-50-е годы - годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Эта эпоха расцвета русского барокко ознаменованы работой И.К. Коробова, П.М. Еропкина, творчеством М.Г. Земцова, Д.В. Ухтомского, С.И. Чевакинского и д.р. Но истинный расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Именно его творчество, его сооружения воплотили в себе наиболее ярко и красиво синтез искусств. [15. c. 117]

 


 

Заключение

 

Русская архитектура переступила рубеж XVIII столетия, накопив богатейшую национальную традицию, громадный фонд культурных ценностей, созданных на протяжении многих веков. Глубокий перелом, пережитый Россией в эпоху Петра I, не оборвал этой традиции.

Русская архитектура первой половины и середины XVIII века это прежде всего архитектура строящегося Петербурга, отразившая черты новой культуры и те изменения, которые произошли в русском градостроительстве к началу века.

Сегодня, когда мы говорим об эстетической городской среде, мы имеем в виду гармонической сочетание красивого внешнего облика города и его разумной пространственной организации.

Атмосферой барокко в его национальном понимании пропитались, начиная с XVIII века, все слои общества - от аристократии до крестьян. Общими для столь разных проявлений стиля были, во-первых, чувство формы, во-вторых, декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. На всех уровнях - от утонченно-профессионального до стихийно-народного - в архитектуре и внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента: асимметрия, контрасты, крупные объемы.

Процесс обновления архитектурных типов и методов, тесно связанный в петровское время со строительной деятельностью государства и застройкой новой столицы, продолжался и в последующие десятилетия. Но теперь, в 30-е и 40-е годы, когда развернулась творческая деятельность ведущих архитекторов барокко, этот процесс принял новое направление. Архитектурный стиль петровского времени представлялся теперь слишком скромным, сдержанным, слишком буднично-деловым. Новым требованиям, шедшим не только от двора и столичных придворных кругов, архитектура ответила уже с начала 30-х годов решительным изменением трактовки дворцового здания.

Именно в дворцовых постройках раньше всего проявились особенности стиля русской архитектуры середины XVIII столетия. Резкое усложнение наружного облика здания путем введения выступов и ризалитов в прямолинейный фасадный фронт, применение сильного рельефа колонн и полуколонн, сгруппированных в пучки; многочисленные и частые раскреповки карнизов; сложные орнаментальные наличники, обильные резные и лепные украшения - горельефы, картуши, медальоны, вазы, статуи на кровле; яркая расцветка фасада - все эти приемы создали фантастически пышный облик дворцовых зданий, наиболее примечательные образцы которых принадлежат творчеству Растрелли, Чевакинскому, Ухтомскому.

Принцип анфилады, как уже отмечалось, вытеснил прежний тип дворцового интерьера, сложившийся в петровское время и представлявший собой группировку бытовых и парадных комнат с главной столовой или залом в центре. Скромная отделка стен дубовыми резными панно и правильной формы обрамлениями сменилась в дворцах сложной декорацией, выполненной в лепке или в деревянной резьбе и густо покрытой позолотой. Лепные и резные узоры свободно заполняют межоконные простенки, полотнища дверей, переходят со стен на перекрытия. В качестве главных орнаментальных мотивов применялись разнообразные завитки, образующие разорванные асимметричные картуши, причудливые ветви и так называемые «рокайли». Зеркала в золоченых резных рамах, заполняющие значительную часть стен и многократно отражающие убранство зала и огни многосвечных люстр; живописные плафоны с торжественными аллегорическими композициями из обнаженных и задрапированных фигур и фрагментов пейзажа; сложный графический узор покрытых цветными паркетами полов - все это ярко освещенное, ликующее, многоцветное составляло интерьер дворцового зала, которому стиль барокко придал невиданный до него, поистине ослепительный блеск и торжествующую красочность.


Список литературы

 

1. Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

.   А.П. Крюковских. Дворцы Санкт-Петербурга. Лениздат, 1997

.   Алексеевой Т.В: «Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования.» Искусство.М. 1968 310 с.

.   «Барокко в России» Сб/ статей под ред. А.И Некрасова.; М. 1954

.   Б.В. Виппер статьи об искусстве из. «искусство» москва 1970. Статься к проблеме русского барокко (исследование)

.   Б.В. Виппер «Растрелли и архитектура русского барокко.» В сб. «русская архитектура перв пол 18 века» М. 1954 стр. 270-310

.   «Всеобщая история архитектуры» 12 т. под редакцией Н.Я Колли

.   Грабарь И.Э. «Русская архитектура первой половины XVIII века. Материалы и исследования». М. 1954 г.

.   Егоров Ю.А., «Ансамбль в градостроительстве»: М., 1961.179 стр.

.   Евсина Н.А. «Архитектурная теория в России XVIII в»: - М., 1975. - С. 29.

.   Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России/ /Барокко в России. М., 1926. С. 13 42.

.   Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства «московского барокко» / /Древерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 232 235;

.   Ильина Т.В. «Русское искусство XVIII века» - учеб.-М. Высш школа 1999-399 с.

.   «Иссстория русского искусства» под редакцией И.Э.грабаря.

.   Ковалевская Н. «история русского искусства 18 века» из. московского университета 1962 г. 281 с.

.   Кисель В.П. «Памятники всемирного наследия» В.П. Кисель. - Минск., 2003

.   Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие/В.П. Максаковский. - М., 2003

.   Михайлов А.И. «Ухтомский и его школа» М. 1954.

.   Михайловский Е.В. «О национальных особенностях московской архитектуры конца XVII века»: Автореф.дис…. канд. архит. М., 1949.

.   Путрик, Ю.С., Гусев, С.В. По данным Всемирной туристской организации при ООН: Интернет - публикация Ю.С. Путрик, С.В. Гусев. - М., 2002

.   Пилявский В.И., Тиц А.А, Ушаков Ю.С «История русской архитектуры» Учебник для ВУЗов.-М.: Архитектура-С, 2007 г. - 512 с.

.   Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. - Вып. 1 8. - М., 1994-2002

.   Торопов С.А. «Подмосковные усадьбы» С.А. Торопов. - М., 1997

Синтез искусств в стиле русского барокко середины XVIII века

 


 

Ведение

 

Архитектура - комплексный, синтетический вид искусства, у нее много общего с другими пластическими искусствами. Так, зодчество родственно живописи и графике - оно так же оперирует линиями и плоскостями (но владеет в полной мере глубиной пространства). Родственна архитектура и скульптуре, т.к. оперирует массами и объемами (но архитектура способна придавать массе форму и снаружи, и внутри). Для всех видов пластических искусств характерна тенденция к взаимообогащению, контакту. Не исключение и архитектура. Понятие «синтез искусств» характеризует процесс образно-творческого объединения многих видов искусств в одном произведении с целью создания яркого художественного образа. [1. с. 4]

Архитектура тяготеет к ансамблевости, ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. [1.с. 5]

В архитектуре так же, как и во всех областях русской культуры, происходил сложный процесс отмирания одних форм и нарождения других, пересмотра и обновления устоявшихся навыков, понятий, привычных канонов. Этот процесс был в значительной степени подготовлен еще в конце XVII столетия. Именно в эту пору в русской архитектуре стали довольно широко применяться элементы ордерной композиции, «регулярной» планировки, новые типы жилого интерьера.

В это время сложился архитектурный стиль, отмеченный ярким своеобразием: его образцами были так называемые «нарышкинские» церкви, башни-колокольни, терема, трапезные.

Образы и приемы русского зодчества XVII столетия продолжали оказывать глубокое воздействие на формирование нового стиля - архитектурного стиля петровского времени. Но уже в начале нового периода были внесены существенные изменения в традиционные архитектурные типы, более широко усваивались элементы классического мирового Архитектурного наследия, складывалось новое понимание задач гражданском архитектуры, наконец, с поразительной быстротой и совершенно по-новому начал строиться русский город. Впервые в истории Руси архитектура получила ярко выраженную светскую основу. Строительная деятельность и архитектурное творчество были направлены на застройку повой столицы по «регулярному» плану, на сооружение промышленных предприятий, верфей, портов, зданий для административных и поенных нужд. Этот характер строительства потребовал значительного упрощения архитектурных форм, отказа от изощренной живописности московского зодчества XVII века, от множественности деталей и сложного декоративного убора. [3. c. 48-49]

Середина XVIII века стала для русского барокко временем высшего расцвета. Грандиозные дворцовые сооружения, появившиеся в Петербурге и его окрестностях, поражают и поныне своим великолепием и размахом, богатством композиционно-пространственных решений, пышностью декоративного убранства. В архитектуре высокого барокко наглядно воплотилась растущая мощь России. [5. c. 30]

Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы - мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40-50-е годы - годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Эта эпоха расцвета русского барокко ознаменованы работой И.К. Коробова, П.М. Еропкина, творчеством М.Г. Земцова, Д.В. Ухтомского, С.И. Чевакинского и д.р. Но истинный расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Именно его творчество, его сооружения воплотили в себе наиболее ярко и красиво синтез искусств. [15. c. 117]

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.021 с.)