Стратегическое значение Шпицбергена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическое значение Шпицбергена



 

В Договоре о Шпицбергене 1920 г. обозначены пределы, где реализуется на договорных условиях суверенитет Норвегии, а именно только на суше. А условия о равном доступе норвежцев и граждан других государств - участников Договора реализуются и на суше, и в "территориальных водах" местностей Шпицбергена. Используемый в Договоре 1920 г. термин "территориальные воды" местностей Шпицбергена отражает специфику того правового режима акваторий, прилегающих к Шпицбергену, который создан Договором. Составители текста Договора не стали употреблять термин "территориальное море (territorial sea) Норвегии". В Договоре не зафиксировано, что Норвегия осуществляет суверенитет над такими "территориальными водами" Шпицбергена; напротив, предусмотрено, что Норвегия осуществляет суверенитет только над перечисленными островами, т.е. только над сушей. Хотя в тот период институт территориального моря прибрежного государства уже существовал в международном праве. То есть составители Договора изначально заложили юридическое отличие понятия территориальных вод местностей Шпицбергена от классического института морского права - территориального моря прибрежного государства. Действительно, впечатляет перечень различий между традиционным институтом территориального моря и теми "территориальными водами местностей", которые предусмотрены Договором 1920 г.

В порядке толкования значения договора о Шпицбергене Норвегия предполагает, что такой суверенитет также распространяется на территориальные воды вокруг обозначенных Договором местностей. Это наиболее значимое правопритязание Норвегии, не имеющее основания в Договоре 1920 г. Но изобретательные норвежские юристы пытаются сослаться на то, что суверенитет над территориальными водами Шпицбергена мог подразумеваться.

Но даже при согласии с таким толкованием других государств-участников (что далеко не факт) и этот суверенитет Норвегии (над территориальными водами Шпицбергена) был бы ограничен договорным постановлением статьи 1, он реализуется лишь "на условиях, предусмотренных" Договором.

Тем не менее, судя по документам, даже государственные ведомства стран - участниц Договора смешивали юридически разные понятия: "территориальные воды Шпицбергена" и "территориальное море Норвегии". Понятно, что это упущение юридических советников руководителей ведомств, причем не только России. Но допускать такое упущение впредь нецелесообразно, поскольку это может иметь негативные правовые последствия. Если Россия, Исландия, другие заинтересованные страны будут фактически считать территориальные воды Шпицбергена территориальным морем Норвегии, это приведет в конечном счете к образованию соответствующей обычной нормы международного права1.

При любом толковании бесспорно то, что на морских "участках" внутри района действия договора о Шпицбергене за пределами территориальных вод Шпицбергена нет ни суверенитета, ни иных властных полномочий Норвегии по Парижскому договору 1920 г. Это важнейшая его юридическая характеристика, имеющая и сегодня практическое значение.

. Вправе ли Норвегия установить 200-мильную рыбоохранную (или исключительную экономическую) зону вокруг Шпицбергена, не нарушая Договор о Шпицбергене?

Королевским декретом 1961 года Норвегия расширила границы ранее установленной у ее материкового побережья, а также у побережья норвежского острова Ян-Майен рыболовной зоны до 6 морских миль с апреля 1961 г., а Законом о рыболовной границе Норвегии 1966 г. - до 12 морских миль с сентября 1966 г. Этим декретом, однако, не затрагивалось право на рыболовство у Шпицбергена, открытое для судов всех государств - участников Парижского договора 1920 г. на одинаковых с норвежцами условиях.

Норвегия, проявляя актом национального законодательства свои природоресурсные права у материкового побережья и у побережья о. Ян-Майен, не применила те же нормативные меры у побережья Шпицбергена. Тем самым Норвегия в 1961 и 1966 гг. в полном соответствии с договором о Шпицбергене 1920 г. подтвердила различие между: а) осуществлением суверенитета над государственной материковой территорией страны и над о. Ян-Майен (без каких-либо договорных ограничений суверенитета) и б) осуществлением суверенитета над Шпицбергеном - на условиях, предусмотренных Парижским договором.

В целом исполнение после 1920 года в течение десятилетий тех положений Парижского договора, которые применимы к морской деятельности, было относительно неконфликтным. Такое положение дел стало изменяться в 1970-х годах. В этот период в русле развивающегося международного морского права прибрежные государства стали устанавливать исключительные экономические зоны шириной до 200 морских миль. Хотя эти морские пространства в состав государственной территории не входят, в них прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении некоторых видов деятельности. Практика установления таких 200-мильных "природоресурсных" зон получила уже в 70-х годах отражение в документах III Конференции ООН по морскому праву, а впоследствии - в принятой на ней Конвенции по морскому праву (1982 г.).

Норвегия с 1977 года поддерживает притязания на 200-мильные морские пространства вокруг Шпицбергена. При этом оставлено без внимания то, что Договор не предусмотрел территориального моря Норвегии вокруг Шпицбергена, а 200-мильная исключительная экономическая зона - это "район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему" (ст. 55 Конвенции 1982 г.). Не удивительно после этого, что в средствах массовой информации государств - участников Парижского договора, прежде всего Исландии, участились публикации, оспаривающие норвежскую морскую политику в районе Шпицбергена, установление законодательством Норвегии в июне 1977 года 200-мильной рыбоохранной зоны (Fisheries Protection Zone) вокруг Шпицбергена и последующее исполнение этого законодательного акта1.

Обвинения со стороны Исландии в нарушении Норвегией международного права посредством введения 200-мильной зоны целевой юрисдикции вокруг Шпицбергена выглядели весьма убедительно.

Еще до введения 200-мильной рыбоохранной зоны у Шпицбергена - 17 декабря 1976 года - был принят Закон "Об экономической зоне Норвегии". Согласно ему:

) устанавливается "на расстоянии 200 морских миль от применяемых исходных линий" экономическая зона "в морях, прилегающих к побережью Королевства Норвегия";

) лица, "не являющиеся норвежскими гражданами или не приравненные к норвежским гражданам... не могут заниматься рыбным, китобойным и тюленьим промыслом или охотой в пределах норвежской экономической зоны". В порядке уточнения района применения этого Закона в п. I Королевского декрета от той же даты предусмотрено, что "с 1 января 1977 г. в водах, примыкающих к материковой части Норвегии, устанавливается экономическая зона". То есть по смыслу п. I Королевского декрета Закон "Об экономической зоне Норвегии" 1976 г. не применяется к морским районам вокруг Шпицбергена. С учетом этого важного уточнения протестов в адрес правительства Норвегии со стороны других государств ни Закон, ни Декрет Норвегии не вызвали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.005 с.)