Международно-правовой статус архипелага на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовой статус архипелага на современном этапе



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Юридически проблема разграничения западной морской границы России теснейшим образом связана с международно-правовым статусом архипелага Шпицберген, находящего под суверенитетом Норвегии. Парижский договор 1920 г. признал данный суверенитет над архипелагом на условиях, включающих в качестве основного положения равное право всех участников на хозяйственную деятельность. Россия еще со времен СССР (1926 г.) придерживается секториального принципа делимитации - вдоль линии меридиана. Однако Норвегия с 1970 г. настаивает на медианном, или срединном принципе разграничения территории архипелага по линии, равноудаленной от крайних точек территорий сопредельных государств, включая островную сушу.

Настоящая работа посвящена исследованию Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе.

Предметом данной работы являются основы Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе.

Объект работы - Шпицберген.

Основной целью работы являются основы Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

) изучить международно-правовой статус Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе;

) провести анализ противоречий российско-норвежских отношений на Шпицбергене.

В данной работе использованы следующие методы: исторический, системного анализа, сравнительного исследования действующего законодательства в изучаемой области.

Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы.


Шпицберген в международных отношениях

 

Борьба природный ресурс архипелаг


Анализ противоречий российско-норвежских отношений на Шпицбергене

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Юридически проблема разграничения западной морской границы России теснейшим образом связана с международно-правовым статусом архипелага Шпицберген, находящего под суверенитетом Норвегии. Парижский договор 1920 г. признал данный суверенитет над архипелагом на условиях, включающих в качестве основного положения равное право всех участников на хозяйственную деятельность. Россия еще со времен СССР (1926 г.) придерживается секториального принципа делимитации - вдоль линии меридиана. Однако Норвегия с 1970 г. настаивает на медианном, или срединном принципе разграничения территории архипелага по линии, равноудаленной от крайних точек территорий сопредельных государств, включая островную сушу.

Настоящая работа посвящена исследованию Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе.

Предметом данной работы являются основы Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе.

Объект работы - Шпицберген.

Основной целью работы являются основы Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

) изучить международно-правовой статус Шпицбергена в российско-норвежских отношениях на современном этапе;

) провести анализ противоречий российско-норвежских отношений на Шпицбергене.

В данной работе использованы следующие методы: исторический, системного анализа, сравнительного исследования действующего законодательства в изучаемой области.

Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы.


Шпицберген в международных отношениях

 

Международно-правовой статус архипелага на современном этапе

 

Международно-правовой статус архипелага на современном этапе представляет собой следующее.

Международной территорией общего пользования являются огромные пространства, на которые не распространяется суверенитет или юрисдикция какого-либо государства, например, архипелаг.

Следует отметить, что в течение длительного времени правовой статус архипелагов и их ресурсов определялся посредством понятий, заимствованных из римского права, - terra nullius (ничейная земля) и res communis (вещь, находящаяся в общем пользовании). Использование римских гражданско-правовых понятий в международном праве подвергалось в международно-правовой науке обоснованной критике, поскольку их толкование и применение к конкретным ситуациям вызывало немало противоречий.

В отношении арктического архипелага Свальбард (Шпицберген) к середине XIX в. сложился обычай общего пользования и непринадлежности его какому-либо государству. В 1872 г. этот статус архипелага был подтвержден в Соглашении о Шпицбергене между Швецией, Норвегией и Россией. Однако в международных отношениях он ошибочно считался ничейной землей (terra nullius). Это дало повод Германии в 1898 г. попытаться аннексировать архипелаг, но противодействие России не позволило осуществиться германским планам1.

Климат архипелага Шпицберген в Северном Ледовитом океане не по-полярному мягок, природные богатства обширны. И пользоваться ими может каждый: несмотря на то, что суверенитет над архипелагом закреплен за Норвегией, там действует безвизовый режим для граждан всех стран.

Впервые архипелаг был нанесен на карту с указанием географических координат после экспедиции Виллема Баренца. Он же и назвал новую землю Шпицбергеном за ее остроконечные горы.

Согласно ст. 46 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. термин "архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

К государствам-архипелагам, в частности, относятся Индонезия, Филиппины, Фиджи и др.

Правовой статус архипелажных вод приобрел особую актуальность в последние десятилетия в связи с попытками государств-архипелагов подчинить своему суверенитету воды, которые традиционно использовались как открытое море.

Впервые такие односторонние действия в нарушение норм международного права предприняли в 1955 г. Филиппины, заявившие, что рассматривают все воды между островами Филиппинского архипелага в качестве внутренних вод и подпадающих, таким образом, под исключительный суверенитет Филиппин. Вслед за Филиппинами в 1957 г. с аналогичными притязаниями выступила Индонезия, причем ее суверенитет в одностороннем порядке был распространен на огромные морские пространства, ранее без каких-либо ограничений используемые для международного судоходства.

Конвенцией предусмотрено право государства-архипелага проводить прямые исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага, при условии, что в пределы таких исходных линий включены главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль (лишь 3% от общего числа таких линий могут достигать 125 морских миль1).

При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага.

С внешней стороны архипелажных исходных линий отсчитывается ширина территориальных вод, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны.

Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды с учетом ряда положений, соблюдение которых позволяет должным образом учитывать законные интересы других государств в пользовании такими водами. Так, государство-архипелаг должно признавать традиционное право на рыболовство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих государств в определенных районах в пределах архипелажных вод. Порядок и условия осуществления таких прав регулируются двусторонними соглашениями. Кроме того, государство-архипелаг не должно наносить ущерб существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через его воды, не подходя к берегу, не препятствовать поддержанию этих кабелей в исправном состоянии и замене.

По аналогии с территориальными водами Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. при условии соблюдения режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, закрепила за всеми государствами право мирного прохода через них2.

В то же время для путей, обычно используемых для международного судоходства, которые находятся в пределах архипелажных вод и территориального моря, устанавливается режим архипелажного прохода. Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

За государством-архипелагом признаются широкие полномочия по установлению и замене морских коридоров или схем разделения движения для судов. Хотя такие коридоры или схемы утверждаются ИМО, соответствующее решение принимается государством-архипелагом.

Если такие коридоры не установлены, право архипелажного прохода по морским коридорам может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.011 с.)