Менеджмент предприятий потребительской кооперации: проблемы и пути решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент предприятий потребительской кооперации: проблемы и пути решения



Кооперативные предприятия являются основной единицей торгового обслуживания в районном масштабе. Поэтому весьма важным является постоянное внимание к проблемам их развития.

Торговым предприятиям потребительской кооперации принадлежит роль локального центра по обслуживанию населения на хозяйственном и районном уровнях. На практике осуществление этой роли возможно через местные кооперативно-торговые точки. Зачастую кооперативные предприятия убыточны, но закрыть их нельзя, так как они являются единственными торговыми точками в малых населенных пунктах. Выходом из данной ситуации может стать внедрение эффективных программ менеджмента и разработка долгосрочных стратегий развития. В связи с этим возрастает роль и значимость управления кооперативным предприятием.

Недостаточное внимание к интересам организаций потребительской кооперации, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы – с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Дезинтеграционные процессы могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России.

Исследования тенденций развития розничной торговли в России показывают, что число крупных торговых рыночных форматов в ближайшем будущем вырастет в 10-20 раз. По данным исследований маркетинговых агентств (STEP-BY-STEP и РБК.Рейтинг) доля крупных сетей в розничной торговле возросла с 25% в 2007 году до 62.3% в 2010, и будет продолжать расти в среднем на 14,1% в год до 2012 года. Это приведет к еще большему вытеснению с рыночного пространства средних и малых торговых предприятий.

Большинство кооперативных торговых предприятий уступают крупным ритейлерам в организации эффективного управления. По объективным оценкам производительности труда в российской рознице, самую значимую составляющую занимает низкое качество менеджмента и отсутствие стратегического планирования. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне, а наличие долгосрочной стратегии может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество и позволить предприятию успешно функционировать.

Одним из выходов в данной ситуации может стать внедрение управленческих команд, как системы управления в кооперативном предприятии.

Современный менеджмент все чаще старается использовать в своей работе командные методы. Необходимость быстро реагировать на внешние изменения, накладываясь на возросшую сложность ведения бизнеса, вынуждает компании нанимать для своего управления специфические группы высококлассных специалистов. Наиболее эффективно эти специалисты работают в том случае, если отношения внутри группы удается выстроить таким образом, чтобы они образовали управленческую команду. Единоличные знания и опыт всегда ограничены. В современных рыночных условиях происходит переход от функциональных структур к различным типам динамических, адаптивных структур – процессным, проектным, характеризующимся активным взаимодействием с внешней средой и высокой степенью делегирования ответственности и полномочий на нижние уровни управления. Во многих случаях одним из основных компонентов подобных организаций становятся рабочие группы и команды, которые способны стать средством быстрой и эффективной адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка и условиям внешней среды.

Проблема управления кооперативными предприятиями заключается в том, что каждая отдельно взятая единица (например, магазин в небольшом населенном пункте) обладает небольшим потенциалом по сравнению с крупной сетью, а в целом предприятия входящие в кооператив разрознены и не придерживаются единой политики. Руководитель отдельно взятого подразделения концентрирует свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования. Вопросы перспективного развития нередко оказываются за пределами хозяйственной деятельности. А нанять квалифицированного специалиста, который будет заниматься вопросами разработки и внедрения стратегии долгосрочного развития каждому отдельному предприятию не по средствам.

Поэтому решением данной проблемы может стать организация управленческой команды, в которую будут входить руководители подразделений (заведующие магазинами, производством, предприятиями обслуживания и т.д.), а так же специалисты в узких областях (менеджмент, маркетинг, кадры и т.д.). Большинство проблем российской экономики носят организационно-управленческий и кадровый характер. Любые изменения – реинжиниринг, антикризисное управление, осуществление стратегического планирования и менеджмента, реорганизация или организационное развитие и другие – требуют целенаправленного подбора профессионалов, формирования управленческих и исполнительских команд и осознанных командных действий.

Управленческая команда группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды организации (группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором или другим должностным лицом, выполняющим его функцию) и при этом образуют полноценную команду.

Современные консультанты и практики менеджмента видят в рабочих командах основу управления XXI столетия.

Литература:

1. www.rus.coop – сайт Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации.

2. www.rbс.ru

 

Ж.П. Павлова

В.И. Бобченко

(Дальневосточный федеральный ун-т)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.006 с.)