Миф о “катакомбном епископе” Леонтии Чилийском 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миф о “катакомбном епископе” Леонтии Чилийском



Можно с большей или меньшей долей уверенности сказать, что “епископы” и клирики-автономисты, влившиеся в 1946 г. в состав РПЦЗ, явились своего рода сильной инъекцией яда отступления в тело Русской Зарубежной Церкви, как бы неким “троянским конем” сергианства, это тело разъевшим и окончательно сгубившим. Эти двенадцать лжеапостолов сергианской ереси, скорее всего, и укрепили то леволиберальное крыло в РПЦЗ, которое с течением времени привело ее к полной индифференциации, нравственному разложению и духовной смерти.

Приходилось не раз сталкиваться с мнением о принятом в РПЦЗ среди прочих архиереев-автономистов Леонтии (Филипповиче), б. еп. Житомирском и Волынском, как о “катакомбном епископе”.1) Сегодня в РПЦЗ подготовлены и опубликованы материалы к его жизнеописанию,2) из коих мы можем убедиться, что это – миф. “Епископ” Леонтий, известный более широко как “Архиепископ” Леонтий Чилийский, не только никогда таковым не являлся, но наоборот – был самым ярким выразителем отступнического начала в РПЦЗ. Ему принадлежит самая видная роль в духовном разложении как русского церковного зарубежья, так и греко-старостильного движения, и даже Катакомбной Церкви в СССР. Между прочим, на примере деятельности “Архиепископа” Леонтия очень хорошо просматривается апостасийное лицо всех остальных “архиереев”-беженцев из Автономных “Церквей”.

Итак, какова же настоящая биография Леонтия Чилийского?

После издания в 1927 г. Декларации митр. Сергия (Страгородского) о. Леонтий, тогда еще простой монах, приехал в Петроград и поселился на подворье Киево-Печерской Лавры, ставшее после арестов «иосифлян» оплотом сергианства. О. Леонтий никогда не отделялся от митр. Сергия и всегда находился в его юрисдикции, при этом стараясь лавировать между убежденными сергианами и теми безкомпромиссными архипастырями и пастырями, которые были готовы идти на смерть, но не признавать ни сию нечестивую Декларацию, ни самого митр. Сергия. Отчасти, только благодаря этому “лавированию” о. Леонтию и удалось выжить во все время самых жесточайших гонений на Церковь.

В 1928 г. монах Леонтий был рукоположен в “иеродиакона”, а в 1930 г. – в “иеромонаха”. Оба рукоположения совершал сергианский еп. Василий (Богдашевский). В 1935 г. иером. Леонтий был возведен в “архимандриты”. Все это время проживая на Украине, о. Леонтий не прерывал канонического общения с митр. Сергием и возносил его имя за богослужениями, продолжая до конца оставаться его клириком. “Архимандрит” Леонтий никогда не принадлежал к Истинно-Православной Церкви, хотя в контакт с катакомбниками входил. В 1937 г. он скрылся от советской власти и перешел на нелегальное положение, однако, Сергия по-прежнему поминал..

С 1941 г. архим. Леонтий сразу же вошел в состав Автономной Украинской Церкви, которая, в отличие от украинских автокефалистов, признала над собою главенство митр. Сергия, причем, МП объявлялась “Матерью-Церковью”. В том же 1941 г. тремя архиереями Украинской Автономной Церкви, в т.ч. хиротонисанным сергианами перед началом войны “епископом” Вениамином (Новицким), к личности коего нам еще придется в дальнейшем вернуться, – архим. Леонтий был рукоположен в “епископа” Житомирского и Волынского. С приходом немцев поминовение митр. Сергия во всех автономных церквях, естественно, прекратилось. Но произошло это отнюдь не по каким-то идейным соображениям, а по одному лишь требованию немецких оккупационных властей, не желавших даже и слышать ни о каком “духовном” общении с иерархами-сталинистами. Тем не менее, оставаясь сергианами в душе, “епископы”-автономисты предпочли до конца, как уже нами говорилось выше, сохранить за собою прежний официальный статус Автономии.

В это время на оккупированных немцами территориях находился целый ряд катакомбных епископов, которые не признали “Автономных Церквей” и не вступали с ними в какое-либо общение. Перечислим известных нам:

1. Схиепископ Маловишерский Макарий (Васильев) (†1.4.1944), поставленный в 1923 г. епископами Андреем (Ухтомским), Стефаном (Бех) и Михеем (Алексеевым);

2. Епископ Псковский Иоанн (Лошков) (†21.11.1945), поставленный в 1925 г. епископами Сергием (Дружининым) и Василием (Докторовым);

3. Неизвестный Епископ, поставленный в 1944(?)г. схиеп. Макарием и еп. Иоанном (Лошковым) в Псково-Печерском мон-ре и затем выехавший за границу 3);

4. Схиепископ Черниговский (?) Михаил (Костюк) (†1944), проживавший в Киеве, поставленный в 1930-х (?) гг., видимо, иерархами Украинской Катакомбной Церкви и тайно служивший как архимандрит;

5. Неизвестный Епископ, поставленный ок.1943(?) г. схиеп. Михаилом в Киеве и также выехавший за границу.

6. Епископ Ингерманнландский Роман (Руперт) (†09.1964), поставленный в 1928 г. архиеп. Григорием (Лебедевым), еп. Стефаном (Бех) и схиеп. Макарием (Васильевым).

7. Епископ Епифаний († после 1967), проживавший в г.Рославль, поставленный в 1937 г. еп. Кононом и еще кем-то из “андреевских” архиереев. Во время войны выехал за границу и проживал в США.

Особенно ярко выразилось отношение Катакомбной Церкви к автономистам при встрече в декабре 1941 г. в Киеве двух автономистских “епископов” – Пантелеймона (Рудыка) и Леонтия (Филипповича) со старцем схиепископом Михаилом. “Разговаривать старец с ними не стал, но один из его послушников принял от тех благословение. Старец Михаил ужаснулся и стал омывать святою водою лицо и руки своего послушника, приговаривая: “Каким они тебя черным сделали! От них одна злодать”. Очевидно, что он считал автономистов безблагодатными”.4)

Оказавшись за рубежом, еп. Леонтий в среде эмигрантов вызвал к себе крайнее недоверие, как отмечают составители его биографии. Ведь было хорошо известно, что все свои “священные степени” он получил из рук сергианских лжеепископов, и во многом только благодаря своему общению с советской “церковью” благополучно пережил красный террор и выехал за границу. В своем прежнем “лавировании” еп. Леонтий, как мы знаем, никогда открыто не каялся, создавая в то же время себе ореол исповедника Катакомбной Церкви, к которой на самом деле не имел ни малейшего отношения.

В РПЦЗ он сразу проявил себя с негативной стороны. Уже в 1948 г. еп. Леонтий, находясь в Буэнос-Айресе, переходит в состав вышеупомянутой Северо-Американской Митрополии, учинившей на разбойничьем Соборе в Кливленде в 1946 г. церковный раскол и провозгласившей МП “Матерью-Церковью”. Что ж? – “Пес возвращается на блевотину свою” (Притч. 26,11). За это безчиние и потерю всяких принципов Архиерейский Синод РПЦЗ запретил еп. Леонтия в священнослужении, но затем, после раскаяния, он был снова возвращен в РПЦЗ. Но на этом “шатания” (Иов. 12,25) еп. Леонтия отнюдь не закончились.

По своим экклезиологическим взглядам он прослыл самым оголтелым экуменистом. Он не только был убежден в действительности “таинств”, совершаемых еретиками-сергианами, новокалендаристами и экуменистами, но и считал благодатными и спасительными даже лжетаинства папистов, называя приобщение “искренне верующих” римо-католиков “тайной милости Божией”. В Чили еп. Леонтий сдружился с каким-то престарелым “консервативным” католическим кардиналом и не раз наносил ему приятельские визиты. Мало того, еп. Леонтий неоднократно сослужил с папистами, как о том свидетельствуют истинно-православные христиане-старостильники Греции, но не был подвергнут от своего священноначалия никаким каноническим взысканиям.5) Его пребывание в РПЦЗ во многом объясняет его поступки в отношении к Греческому старостильному движению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.25.80 (0.007 с.)