Глава 2 . Что побуждает нас говорить о «невротической личности нашего времени». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 . Что побуждает нас говорить о «невротической личности нашего времени».



Глава 4. ТРЕВОЖНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ.

Человек, переживая тревогу, ощущает могущественную, неотвратимую опасность, перед которой он полностью бессилен. Такая опасность порождается или усиливается внутренними психологическими факторами, беспомощность же обусловлена собственным отношением человека, т.е. субъективным фактором. Основа тревожности лежит не в сексуальных влечениях, как считал Фрейд, а во враждебных импульсах, связанных с ними (стремление причинять боль или унижать партнёра посредством сексуальных отношений). В действительности враждебные побуждения образуют главный источник, из которого проистекает невротическая тревожность. Но возникает необходимость детальнее исследовать те психологические последствия, которые возникают в результате вытеснения враждебности. Вытеснить враждебность означает делать вид, что все хорошо, и таким образом устраняться от борьбы тогда, когда нам следует бороться, или по крайней мере когда нам хотелось бы бороться. Следовательно, первым неизбежным следствием такого вытеснения является то, что оно порождает чувство беззащитности. Если враждебность вытеснена, у человека нет ни малейшего представления о том, что он ее испытывает.

Когда человек осознает свою злобу, ее проявление ограничено в 3 отношениях:
1. Учет обстоятельств позволяет анализировать и контролировать ситуацию.
2. Если гнев относится к тому лицу, в котором он нуждается, то гнев раньше или позже включается в комплекс всех его чувств.

3. Осознание собственных принципов как личности позволяет сдерживать проявления враждебные побуждения.

Если гнев бесконтролен, то отрезается возможность ограничения, и в результате враждебные импульсы выходят за ограничительные барьеры как изнутри, так и снаружи. Происходит осознание наличия аффекта, проекция гнева на внешний мир.

Хорни предлагает классификацию форм тревоги, возникающих в результате вытеснения враждебности:
А. Человек воспринимает опасность как исходящую из его собственных побуждений – прямой результат вытеснения.

Б. Опасность ощущается как угроза извне – проекция (наделение другого человека собственными мотивами, чертами).

Группы делятся на подгруппы:

1) Опасность ощущается как угроза «Я». 2) Опасность ощущается как угроза другим.

Основных вида тревожности:

1А: Опасность ощущается как проистекающая от собственных побуждений и угрожающая "Я". Пример: Фобия, связанная с побуждением прыгнуть вниз с высоты.

2А: Опасность ощущается как исходящая от собственных побуждений и угрожающая другим. Пример: Страх нанести кому-либо увечье.

1Б: Опасность ощущается как идущая извне и угрожающая "Я". Пример: Страх грозы.

2Б: Опасность ощущается как приходящая извне и угрожающая другим. Враждебность проецируется на внешний мир и сохраняется первоначальный объект враждебности. Пример: Тревожность сверхзаботливых матерей по поводу опасностей, угрожающих их детям.
Крайне важным моментом для движущих сил невроза является то, что тревожность и враждебность неразрывно переплетены.

Концепция тревожности Хорни как психоаналитическая в некоторых положениях расходится с пониманием Фрейда. Фрейд выдвинул две точки зрения на тревожность.

1. Тревожность возникает в результате вытеснения влечений (она относилась к сексуальному влечению и носила характер физиологической интерпретации).

2. Тревожность возникает в результате страха перед влечениями, обнаружение которых влечет внешнюю опасность(она относилась к сексуальному влечению, агрессивным побуждениям и носила характер психологической интерпретации).

Хорни интегрирует эти две точки зрения: тревога возникает в большей степени из-за страха перед нашими вытесненными влечениями.

Фрейд: тревога возникает в результате любого побуждения, вызывающего внешнюю опасность. Хорни: ограничивает побуждения рамками культурных образцов, приемлемых табу общества.

Фрейд: тревожность порождается в детстве и влияет на неврозы, возникающие во взрослой жизни. Хорни: считает, что мы наблюдаем не повторение комплексов, а дальнейшее их развитие. И тревожность в целом не является инфантильной реакцией.

Проявление чувства вины:

- свои страдания объясняет не заслуженностью другой участи;

- постоянные самообвинения, которые часто являются фантастическими или, по крайней мере, сильно преувеличенными, но влекущие за собой депрессию;

- страх разоблачения и неодобрения очень часто встречается при неврозах. Почти каждый невротик, даже если на первый взгляд он кажется абсолютно уверенным в себе и безразличным к мнению других, испытывает чрезвычайный страх или сверхчувствителен к неодобрению, критике, обвинениям, разоблачению;

- возникает потребность в наказании для избавления от чувства вины.

Страх неодобрения является ведущим в формировании чувства вины. Он имеет ряд внутренних смыслов (постепенно неодобрение внешнего мира переходит на свое Я) и проявляется в различных формах:

- боязнь вызывать раздражение;

- нежелание посвящать других в личную жизнь – страх раскрытия его неискренности, проявляющийся в скрытии агрессии, слабости в ощущении себя;

- предупреждение любой критики путем стараний быть безупречным или всегда правым;

- поиск спасения в неведении, болезни или беспомощности;

- представление о себе как о жертве;

- интеллектуализация существующих проблем.

Цель чувства вины и самообвинения: достичь успокоения и уйти от реального положения вещей. У невротика присутствуют факторы, мешающие высказывать критику или обвинения в чей-либо адрес:

1. Отсутствие спонтанной уверенности в своих силах.

2. Базальная тревожность.

3. Боязнь разоблачения и обвинения самого невротика.

Внешнее проявление страха обвинения и попыток его преодоления крайне противоречиво и имеет некоторое свойство оторванности от реальности, недостаточно эмоционально насыщенны (для того, чтобы разрядить обстановку) и часто выражается в психосоматических заболеваниях.

Вывод: когда невротик обвиняет себя или указывает на наличие чувства вины того или иного рода, первым вопросом должен быть вопрос о том, каковы могут быть функции такого самообвинения. Основные функции, которые обнаружила Хорни, таковы: проявление страха неодобрения; защита от этого страха; защита от высказывания обвинений.
 Глава 14. СМЫСЛ НЕВРОТИЧЕСКОГО СТРАДАНИЯ (ПРОБЛЕМА МАЗОХИЗМА).
Страдание становится средством достижения определённых целей. Термин "мазохизм" первоначально имел отношение к половым извращениям и фантазиям, в которых половое удовлетворение достигается посредством страдания, с помощью избиений, пыток, изнасилования, порабощения, унижения. Фрейд предложил использовать понятие «морального» мазохизма, утверждая, что человек имеет также общую тенденцию к страданиям. Т.о., невротик стремится к удовлетворению в данной форме и готов переносить страдание. Различием между сексуальным и моральным мазохизмом является степень осознанности. При мазохизме оба бессознательны.

Хорни предлагает рассмотреть проблему страдания исключительно с психологической точки зрения. Она выделяет функции невротического страдания:

1. Для невротика страдание может иметь ценность прямой защиты и часто может быть единственным способом, которым он способен защитить себя от грозящей опасности.

2. Страдание служит для него также способом достижения желаемого, эффективной реализации требований и придания этим требованиям законной основы.

3. Страдание и беспомощность становятся для него мощными средствами получения любви и расположения, помощи, контроля и в то же самое время дают ему возможность избегать требований, предъявляемых к нему другими людьми.

4. Страдание выполняет функцию выражения обвинений в адрес других людей замаскированным, - действенным образом.

Страдания при неврозах являются следствием существующих личностных конфликтов и разногласий. Существуют потребности, попадающих в категорию мазохистских влечений. Данный фактор – стремление к преувеличению драматичности ситуации. Преувеличение дает выгоду: позволяет уходить от реальности и снижать значимость, болезненность события.
Для понимания эффективности преувеличенной боли, Хорни рассматривает элементы, которые лежат в основе мазохизма:

- ощущение внутренней слабости (собственной незначительности или ничтожности). Это чувство проявляется в отношении к себе, к другим людям, к судьбе в целом.

- склонность к сексуальным мазохистским фантазиям;

- погружение в ощущение горя (нахождение удовлетворения через потерю собственного «Я»);

- поглощенность некоторой идее и т.д.

Но Хорни утверждает, что данные элементы не есть сама слабость, лишь только склонность к слабости.
Мазохистские стремления интегрируются в общий феномен и служат одновременно защитой от тревожности и дают потенциальное или реальное удовлетворение. Ирреальность такого удовлетворения обосновывается Хорни через:

- наличие у невротика яркого стремления обозначать собственную уникальность. Т.о., невротик находится в ситуации неразрешимого компромисса (соединение несовместимых стремлений). В реальности невротик-мазохист не способен принести себя в жертву чему-либо.
- наличие разрушительных элементов в невротической структуре. Многообразие страхов становится невозможно отыграть с помощью современных культурных средств, следовательно, увеличивается значимость мазохистских фантазий.

Вывод: мазохистские побуждения не являются, ни сексуальным феноменом, ни результатом биологически заданных процессов, а берут свое начало в личностных конфликтах. Их цель не в страдании; невротик так же мало хочет страдать, как и любой другой человек. Невротическое страдание – это то, чем платит невротик. А удовлетворение, к которому он стремится, то это не страдание в собственном смысле слова, а отказ от своего "Я".
Глава 15. КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ.

Наша культура выдвигает общие условия жизни, способствующие развитию невроза. В понимании К.Хорни фактором, отделяющим здорового человека от невротика, является отсутствие скованности в преодолении препятствий, созданными его конфликтами, возможность правильно воспринимать их и преодолевать. Неврозы являются той ценой, которую приходится платить человечеству за культурное развитие. Хорни выделяет культурные факторы, порождающие невроз:

- принцип индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко "отталкивать" в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми.

- перспектива неудачи означает не только экономическую небезопасность, но также потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи.

- воздействие на чувство самоуважения, уровень самооценки.

Все эти факторы вместе в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Именно такая ситуация вызывает у нормального современного человека ярко выраженную потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. У невротика такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов.
Хорни выделила основные культурные противоречивые тенденции, которые исключительно в количественной представленности создают угрозу невроза:

1) противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью – с другой;

2) противоречие между стимуляцией наших потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения;

3) противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями.
Вывод: невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности.

 

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. – 480с.

 

Глава 2. ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС ГОВОРИТЬ О «НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».

Говоря о неврозах, Карен Хорни имеет в виду неврозы характера, то есть те состояния, в которых основное расстройство заключается в деформациях характера. Неврозы характера являются результатом скрытого хронического процесса, начинающегося, как правило, в детстве и в той или иной степени охватывающего более или менее обширные области в общей структуре личности.  С помощью внешнего наблюдения Хорни классифицировала отношения невротиков с людьми на 5 групп:

1. Отношения любви, привязанности и расположения. Одной из доминирующих черт невротиков в наше время является их чрезмерная зависимость от одобрения или расположения со стороны других людей.У невротиков имеет место неразборчивый голод на благорасположение или высокую оценку, безотносительно к тому, любят ли они сами данного человека или имеет ли для них какое-либо значение суждение этого лица. В то же время эта чувствительность может скрываться под маской безразличия.

2. Отношения, связанные с оценкой «Я» (внутренняя незащищенность). Постоянно присущими им характерными чертами являются их чувства неполноценности и несоответствия. Они могут проявляться множеством способов – такими, как убежденность в своей некомпетентности, глупости, непривлекательности, которые могут существовать без какой-либо основы в реальности. Эти чувства неполноценности могут открыто проявляться в форме жалоб или тревог, а приписываемые себе недостатки восприниматься как факт, не требующий доказательств. С другой стороны, они могут быть скрыты за компенсаторными потребностями в самовозвеличивании, за навязчивой склонностью показывать себя в выгодном свете, производить впечатление на других и на самого себя, используя все возможные атрибуты, сопутствующие престижу в нашей культуре, такие, как деньги, необычайные познания.

3. Отношения, связанные с самоутверждением. Под самоутверждением Хорни имеет в виду акт утверждения собственного "Я" или своих притязаний. В этой сфере невротики обнаруживают обширную группу запретов. У них существуют внутренние запреты на то, чтобы выразить свои желания или просьбы о чем-либо, сделать что-либо в своих интересах, высказать мнение или обоснованную критику, приказать кому-либо, выбрать человека, с которым они хотят общаться, установить контакты с людьми и так далее. Особенно важным также является неспособность что-либо планировать.

4. Отношения, связанные с агрессией – это действия, направленные против кого-либо, нападки, унижение других людей, посягательство на чужие права. Расстройства такого рода проявляются в двух абсолютно различных формах. Первая форма заключается в склонности быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, распоряжаться, обманывать, критиковать или придираться. Чаще всего такие люди ни в малейшей степени не осознают своей агрессии и субъективно убеждены в своей искренности и правоте. Вторая форма – противоположна. На поверхности лежит без труда обнаруживаемое чувство, что их постоянно обманывают, ими управляют, их бранят или унижают. Эти люди также часто не осознают того, что это лишь их собственное искаженное восприятие; напротив, они полагают, что весь мир ополчился против них и обманывает их.

5. Отношения, связанные с сексуальностью подразделяются на два вида: это либо навязчивая потребность в половой активности, либо запрет на нее.

Вывод: все отношения, какими бы разнородными они ни казались, структурно взаимосвязаны.
Глава 3. ТРЕВОЖНОСТЬ.

Тревожность является динамическим центром неврозов. Хорни прослеживает коренные отличия страха и тревоги. Как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги, в сущности, ему неизвестны. Хорни выделяет 3 отношения невротиков к тревоге.

1) невротики, которые вполне осознают, что их переполняет тревога. Ее проявления варьируются в громадном диапазоне: она может проявляться в виде неясной тревоги, в форме приступов страха; может быть привязана к определенным ситуациям или действиям, таким, как боязнь высоты, улиц, публичных представлений; может иметь определенное содержание, например опасение сойти с ума, заболеть раком, проглотить иголку.

2) невротики, которые осознают, что время от времени испытывают тревогу, зная или не зная о вызывающих ее обстоятельствах, но они не придают ей какого-либо значения.

3) невротики, которые осознают лишь наличие у себя депрессий, чувства неполноценности, расстройств в половой жизни и тому подобного, но до конца не осознают, что когда-либо испытывали или испытывают чувство тревоги.

В нашей культуре существует 4 способа избежать тревожности:

1. Рационализация (поиск разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков) – является наилучшим способом оправдания своего уклонения от ответственности. Он заключается в превращении тревожности в рациональный страх.  

2. Отрицание существования тревоги, т.е. устранение её из сознания, сопровождающиеся физическими признаками (тошнота, рвота, энурез, потовыделение и т.д.) и психологическими (чувство нетерпения, ощущение внезапного приступа, паралича). Мы можем испытывать все эти чувства и физические ощущения, когда боимся и осознаем этот страх. Всё, чего может достичь невротик самостоятельно – это устранить явные проявления тревожности. Но Фрейд говорил, что исчезновение симптомов не является достаточным признаком излечения. И всё же не следует недооценивать такой результат. Он может иметь практическую ценность и может также обладать психологическим значением для повышения уважения к себе.

3. Заглушение тревоги наркотиками. К ней могут прибегать сознательно посредством принятия алкоголя или наркотиков. Однако для этого имеется множество путей и не столь очевидных. 1 путь погружение в социальную деятельность под влиянием страха одиночества. 2 путь наркотического глушения тревожности – попытка "потопить" ее в работе. 3 путь – чрезмерная потребность в сне, хотя сон не способствует собственно восстановлению сил. 4 путь - половая активность, посредством которой может ослабляться тревожность.
4. Избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих тревогу. Это может быть сознательный процесс, когда, например, человек, боящийся нырять в воду, избегает делать это. Точнее говоря, человек может осознавать наличие тревоги и то, что избегает ее. Однако он может также весьма смутно осознавать – или вообще не осознавать – наличие тревоги и способы избавления от нее. Он может, например, не осознавая этого, откладывать со дня на день дела, вызывающие тревогу: принятие решений, обращение к врачу.

В свою очередь, если такое избегание действует непроизвольно, то мы сталкиваемся с феноменом внутреннего запрета. Внутренний запрет выражается в неспособности делать, чувствовать или обдумывать определенные вещи, а его функция – избавить от тревоги, которая возникает, если человек попытается делать, ощущать или обдумывать эти вещи. Внутренние запреты наиболее эффективно представлены в истерических выпадениях функций: истерической слепоте, немоте или параличе конечностей.

Условия, необходимые для осознания наличия внутренних запретов:

1. Мы должны осознавать наличие желания что-либо сделать для того, чтобы осознать неспособность сделать это (например, человек, слушающий научный доклад и имеющий насчет него критические суждения).

2. Осознанию может препятствовать запрет, который выполняет столь важную функцию в жизни человека, что он воспринимает его как не подлежащий сомнению и изменению факт (например, тревога, связанная с тяжёлой работой).

3. Возможно, запреты отдельного человека вообще нельзя осознать, если они совпадают с одобряемыми в культуре формами запретов или с соответствующими идеологическими установками.

Вывод: наша культура порождает огромную тревожность в людях, живущих в ней. Следовательно, практически каждый построил ту или иную из упомянутых Карен Хорни форм защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.038 с.)