Individuality in the system of social relations 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Individuality in the system of social relations



 

Annotation. The article is devoted to the consideration of style as a system-forming basis in social and interpersonal relations. An empirical study of the behavior styles of different student samples showed that active students, compared to passive peers, are more dynamic and independent in the field of social relationships.

Key words: style, active student, self-regulation, coping.

 

Одной из острейших проблем психологии, безусловно, является проблема индивидуальных психических различий между людьми. Психика – это, в сущности, некоторый абстрактный объект, который может быть изучен и описан на уровне общих закономерностей организации и функционирования. Однако феномен индивидуального субъекта заключается в том, что закономерности индивидуального поведения не тождественны закономерностям поведения вообще. Соответственно, понятийный аппарат, созданный в рамках общей психологии, не может быть механически перенесен на понимание механизмов психической деятельности конкретного индивидуума. Поэтому понятия и подходы, которые позволяли выявить и описать механизмы индивидуальной специфики психической деятельности, всегда вызывали особый интерес в научном психологическом сообществе. Неудивительно, что появление понятия «стиль» в системе психологических категорий вызвало своего рода профессиональный ажиотаж, связанный с ростом надежд на углубление наших знаний о природе человеческого интеллекта [1].

Существует широкая панорама исследований стиля в разных научных традициях, на разных моделях, на разных этапах развития психологии как научной дисциплины. Проблема стиля, сформулированная в психологии в конце 1920-х годов А. Адлером, до настоящего времени остается актуальной. Нельзя не обратить внимания на сходство ряда критических оценок ее состояния, представленных в работах ученых, изучавших разные стили, что отражает и подтверждает известный факт исторического социального запроса [ 2].

Стиль - это свидетельство некоторой уникальности, выделенное из множества других людей, это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации. Действительно, найти свой стиль и уметь его поддерживать - это свидетельство таланта и личного мужества, это всегда знак индивидуальности. С точки зрения своей исходной этимологии слово «стиль» (stylos - греч.) означает палочку для писания на восковых досках с острым и тупым концами (тупым концом стирали неверно написанное) [3].

Описать стиль – значит указать на те объективные особенности, которые присущи произведениям автора. Вне этих особенностей говорить о стиле бессмысленно. На наш взгляд, в этом смысле, мы можем говорить о синонимии терминов «стиль» и «индивидуальность». Стиль – не есть выражение индивидуальности, это и есть индивидуальность, говоря более точно, индивидуальность эстетическая. Постепенное расширения понятия «стиль» привело к тому, что стали говорить о стилевых особенностях не только того, что можно назвать эстетическим поведением, но о поведении вообще. Человек-в-мире есть поведение, а потому описать стиль человека – значит указать на особенности того, что и как человек делает [4. c.29].

Круг феноменов, относимых к понятию индивидуального стиля, разнообразен. Он связан с широким спектром характеристик индивидуальности человека, поэтому до сих пор нет единства взглядов исследователей на то, какие проявления индивидуальности человека правомерно называть стилевыми. В зарубежной психологии стиль описывается через личностные диспозиции, особенности поведения, реагирования, познавательных процессов.

В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется. Изучение стиля в настоящее время связано с рядом психологических теорий, касающихся проблем деятельности, индивидуальности, активности, саморегуляции и совладающего поведения [5. с.13-18].

В ходе исследования было выявлено, что активные студенты по сравнению с пассивными имеют наиболее высокие показатели по шкале Самостоятельность (С), которая входит в методику «Стиль саморегуляции поведения - 98» (ССПМ) В. И. Моросановой, а также были выявлены высокие показатели по шкале Темп или Скорость (Т), входящая в методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) В. М. Русалова. Выявленные различия имеют высокую статистическую значимость на уровне р=0,000.

Таким образом, можно утверждать, что активная группа студентов более организованна и способна самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Такжеони имеют высокую скорость выполнения операций, при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.При том как пассивная группа студентов зависима от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатывают несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои. Имеется замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций. Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том,что все перечисленные проявления у активных и пассивных студентов, зависят от стилей семейного воспитания. Следовательно у активных студентов в семье господствовал демократический стиль воспитания, который характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника.

А у пассивных студентов - авторитарный, так как в этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии [6].

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий [3], т.е. с особенностями психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.

Список литературы

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.: Просвещение. – 2005. – 345 с.

2. Энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. – М.: Энциклопедия. – 2006. – 1600 с.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение. – 2009. – 175с.

4. Фёдоров А. А. Стиль в психологии: деконструкция термина. – 2007. – С. 29

5. Ковтун Е.В. Стиль деятельности в экстремальных условиях: полисистемный подход // Диссертация кан. психол. наук. – 2014. – С. 13-18.

6. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – МПСИ, МОДЭК. – 2009. – 640 с.

 

УДК 316.628

Закриева Петимат Лемовна

магистрант

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: zakrieva.petimat@mail.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.006 с.)