Preparing future teachers for mission activities 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Preparing future teachers for mission activities



Abstract. The article discusses the issues of training future teachers who must meet the requirements of the federal state educational standard and the professional standard of the teacher.As an example, the experience of Vyatka State University in preparing future teachers for counseling activities is presented. The article analyzes the components of this preparation: subject-theoretical, psychological and instrumental readiness to carry out educational activities in children's recreation organizations and their recovery.

Key words: subject readiness, psychological readiness, instrumental readiness, competence, future teacher

 

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Педагогическое образование» и профессиональный стандарт педагога задают конкретные требования к подготовке и квалификации будущего специалиста. Одной из важных компетенций будущего педагога, в контексте стандарта, определяется его способность реализовывать социальное взаимодействие и выполнять свою роль в команде (УК-3); способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-2). Это соотносится с трудовой функцией профессионального стандарта – уметь организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; уметь реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Следовательно, будущий педагог должен быть готов к осуществлению воспитательной деятельности с использованием возможностей разных видов внеурочной деятельности для достижения воспитательных результатов.

В контексте подготовки будущего педагога к вожатской деятельности необходимо выделить из большого многообразия изучаемых учебных дисциплин в вузе, те важнейшие, которые дают основание для формирования обозначенных воспитательных компетенций обучающихся. В том числе, в трудах исследователей отмечается важность использования ресурсов вузовской среды (информационно-когнитивных, эмоционально-коммуникативных, действенно-практических, результативно-рефлексивных, перспективно-прогностических) для развития и реализации потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентации обучающихся, что также позволяет готовить их к будущей профессии [2].

Представим опыт работы ВятГУ о подготовке будущих педагогов к вожатской деятельности. В основе разработанной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» (ФГОС 3++) установлена своя логика подготовки будущего педагога. Этот процесс предполагает поэтапность действий, выражаемый в формуле «готовность – способность – компетенция». В свою очередь готовность это не только определенный уровень умственного и интеллектуального развития специалиста, но и осознанное отношение к выполнению профессиональной деятельности в реальной практике. В структуре готовности выделяются следующие компоненты: предметная готовность, психологическая готовность и инструментальная готовность.

Для осуществления вожатской практики будущему педагогу необходим определенный уровень предметной готовности, получаемый посредством изучения учебной дисциплины «Педагогика», в том числе раздела «Теория воспитания. Психолого-педагогический практикум» и учебной дисциплины «Теоретические основы подготовки вожатого» из образовательного модуля «Основы вожатской деятельности». В рамках этих дисциплин будущие педагоги получают предметно-теоретические знания по вопросам содержания, методики и организации воспитательного процесса; работы с временным детским коллективом; особенностей воспитания личности в коллективе и через коллектив. В результате изучения теоретических основ деятельности вожатого студенты будут готовы создавать воспитывающую среду в организациях отдыха детей и их оздоровления, использовать её ресурсы для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Изучение вышеперечисленных дисциплин дает необходимый теоретический уровень знаний студентам для последующего успешного прохождения вожатской практики в детских оздоровительных лагерях.

Психологическая готовность один из важнейших показателей подготовки будущего педагога, который выражается в наличии знаний психологических особенностей разновозрастных групп детей, умений управлять процессами воспитания во время организации индивидуальной и совместной деятельности. Этими знаниями будущие педагоги овладевают через изучение учебной дисциплины «Психология», которая реализуется на первом и втором курсе бакалавриата (в объеме360 часов).

Как показывает практика в подготовке будущих педагогов недостаточно ориентироваться только на теоретические компоненты готовности, в связи с тем, что вожатская деятельность будет реализовываться в реальных условиях полифункциональной среды. В связи с этим будущим педагогом нужны не просто знания, а навыки и умения по проведению различных мероприятий, организации проектной и кружковой деятельности с использованием современных технологий (игротехники, робототехники, событийных технологий и др.), умения работать с временным детским коллективом [1; 3]. Все эти компетенции входят в инструментальную готовность студента, которая формируется в процессе реализации проектной практики в школе.

Проектная практика в школе (тип практики распределённая), проходит на базовой кафедре педагогических технологий и предметных методик в лицее 21 г. Кирове за год до вожатской практики. На ней будущие педагоги знакомятся с инновационными образовательными технологиями и реализуют собственные проекты с учащимися разных возрастов: «Со спектаклем в детский дом», «Найди себя» «Россия начинается с тебя» (разработка рабочей тетради ) и другие. Такие проекты будущие педагоги смогут использовать в будущей своей практике, в том числе вожатской, непосредственно в лагерной смене.

Таким образом, подготовка будущих педагогов к вожатской практике в детском оздоровительном лагере требует усвоения не только содержания предметных теоретических областей (учебных дисциплин), но и их практической реализации на практике, в том числе в рамках проектной деятельности в школе. В результате подготовки у будущих педагогов формируется предметная, психологическая и инструментальная готовность. Готовность как результат – это, прежде всего, мотив действия с определенными стереотипами поведения, который впоследствии будет представлен как соответствующая воспитательная компетенция.

Список литература:

1. Программы подготовки специалиста по работе с временным детским коллективом. Учебно-методическое пособие / М.М. Борисова, Н.Д. Десяева, А.П. Каитов, О.А. Любченко, А.С. Львова, Э.К. Никитина, А.И. Савенков, Ю.А. Серебренникова, С. Ю. Степанов – М., 2018. – 306 с.

2. Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда образовательного учреждения как ресурс личностного развития обучающихся / Е.И. Тихомирова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: материалы VI всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 2016. – С. 289 – 293.

3. Подготовка специалиста по работе с временным детским коллективом (вожатого) в условиях педагогического университета: монография / А.П. Каитов, А.С. Львова, О.А. Любченко, Н.С. Трухановская, А.И. Савенков и др.; под научной ред. проф. А.И. Савенкова. – М., 2016. – 123 с.

 

Вазаева Медни Алмановна

Магистрантка 3 курса ИППиД ЧГПУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.)