Не полагайтесь на свое чутье и спортивное мастерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не полагайтесь на свое чутье и спортивное мастерство



Чтоб что-то сделать — нужно знать,

А в спорте, не смешно ль:

Берутся все тренировать,

Имея знаний — ноль!

Быть может, скажете, потом

Научатся всему?

Нет! Не желают нипочем

Учиться ничему!

 

Дилетантам в тренерской работе, особенно если они мастера спорта и закончили какое-нибудь спортивное заведение, подготовка спортсменов обычно кажется простым делом. Вот пойдут они, скажут, покажут — и все у учеников получится. В спорте, более чем в других областях человеческой деятельности, все считают себя знатоками. “Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны”, — сказал когда-то Шота Руставели. А когда касается дела — выходит ерунда: спортивный рост учеников идет очень медленно, а то и вовсе останавливается, особенно если тренер-перехватчик забирает спортсмена у вдумчивого наставника.

 

Оказывается, спортсмен, став тренером, начисто забывает те методические приемы, которыми повышалось его спортивное мастерство. В этом я убеждался много раз на своих учениках — все они начинали с нуля. Если что и могли вспомнить, то это какой-нибудь тренерский срыв, поскольку это было потрясающе необычным явлением.

 

Суть в том, что тренерство — это сложный, терпеливый, тонкий педагогический процесс, для которого передаваемые ощущения заученного элемента почти ничего не значат. Ученик не может вообразить и почувствовать элемент со слов или видя его, а тем более пойти и сделать. И даже если бы он вообразил все и бросился с такими ощущениями на элемент, то не сделал бы его, так как ощущения эти при обучении на доли секунды запаздывают от фактического положения тела. В этом заключается основная трудность при обучении новому движению. Когда-то я, желая научиться делать сальто вперед с колец, сотни раз воображал себя в нем, ощущая напряжение каждой мышцы. Но когда с этими яркими ощущениями бросился на него, то вдруг оказался не на ногах, а на затылке... С тех пор своим ощущениям совершенно не доверяю.

 

Одним наскоком новый элемент освоить невозможно. Приходится разбирать его на части и осваивать в облегченных условиях, чтобы дать почувствовать нужное напряжение в нужной точке.

 

Дробить элемент, на деталях его создавать и тренировать нужные мышечные и пространственные ощущения — и есть главная забота тренера. Именно это и отличает настоящего тренера от верхогляда и авантюриста. Однако учиться этому тренеры не хотят, считая, что знаний у них предостаточно, даже если их учат. Как-то один тренер, бывший мой ученик, спросил у меня: “Зачем вы нас учите и учите? Ведь никто нигде этого не делает. Можно я не буду ходить на тренерскую учебу?” — “Почему?” — полюбопытствовал я. — “Я и так все давно знаю”. — “Откуда? Ведь никто тебя не учил, пособий никаких нет”. — “А я родился — и все это уже во мне было!” — ответил он, уверенный в своем тренерском даровании.

 

Интересно, почему никто не рождается со знанием высшей математики или хотя бы одного закона физики? И все это приходится изучать и открывать с большими муками. А вот со знанием тренерской науки, где есть тысячи тонкостей, рождаются почти все! И учиться не находят нужным. Научить же тренерскому искусству необычайно трудно… Причем, чем сильнее спортсмен, тем сложнее ему давалась педагогика. Это и понятно: ему из-за больших нагрузок учиться человеческой культуре было некогда, а освоенный элемент казался до смешного простым, не требующим ни особых усилий, ни нервного напряжения — раз, и готово! Смотри, как просто! Вот вся его методика. А если у ученика не получается, или он боится что-то пробовать, то, кроме “дурак”, вслух или про себя новоиспеченный наставник ничего сказать не может.

 

Иное дело — некоторые бывшие слабые спортсмены. Они, помня себя, стараются разобраться в каждом движении и осторожно подносят его ученикам, которых понимают значительно лучше. И учатся они тренерскому искусству намного внимательнее. Поэтому им стать приличными тренерами значительно проще, чем сильным спортсменам, которые традиционно уповают на свои ощущения. Конечно, звезды тоже могут стать хорошими педагогами, но для этого им нужно совершенно перестать надеяться на свое спортивное мастерство — оно им мешает.

 

Ярким примером малой значимости для тренера собственных успехов в спорте является румынский (а затем американский) тренер по гимнастике баскетболист Каролли, подготовивший несколько чемпионов мира и Олимпийских игр, в том числе знаменитую Надю Команечи. Каролли, конечно, понимал, что ничего не смыслит в гимнастике, поэтому несравненно больше, чем любой гимнаст, уверенный в передаче своего мастерства, вникал во все тонкости, постоянно учась и работая над собой, — и превзошел профессионалов.

 

Начиная тренерскую деятельность, с удивлением заметил, что мое спортивное мастерство, которым я гордился и на которое очень надеялся в своей профессии, ничего не дает мне как тренеру... Из этого следует, что в любом месте, где есть возможность, можно открывать группы по подготовке высококлассных спортсменов, не ожидая профессионалов. Нужно только найти вдумчивых, целеустремленных людей…


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.58.27 (0.007 с.)