Оливер Твист как главный герой и авторский идеал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оливер Твист как главный герой и авторский идеал



 

Главным героем романа выступает Оливер Твист – незаконорожденный сын богатого человека Эдвина Лифорда от молодой девушки по имени Агнес Флемминг. По стечению обстоятельств (мать Оливера умирает при родах, не имея никаких документов, а доказательства родства мальчика с Лифордом так или иначе оказываются утеряны) Оливер признан бедняком и как сирота попадает в работный дом. Сбежав из работного дома, Оливер знакомится с Феджином и его шайкой, а затем встречает добродетельного мистера Браунлоу, впоследствии оказывающегося другом покойного Эдвина Лифорда.

Оливер Твист имеет «взрослеющий» тип характера. Несмотря на все злоключения, ему удалось с юных лет сформировать четкие моральные принципы. Своей речью и поведением он производит впечатление воспитанного ребенка («Какое благодарное милое дитя», – замечает миссис Бэдуин [3, с. 103]), что особенно хорошо проявляется на фоне Плута и Бейтса, чьи развязные манеры и слова из воровского сленга удивляют Оливера. Оливер не хочет «бродить по улицам», зато проявляет интерес к книгам, оказавшись в библиотеке мистера Браунлоу [3, с. 124–125]. Это особенно удивительно, если учесть, какое отношение к воспитанию было в приходе: воспитанник престижной приютской школы Ноэ Клейпол вырос жалким вором.

Помимо этого, Оливер весьма отважен, что вместе с четкими и верными нравственными ориентирами оказывает большое влияние на его действия по ходу всего романа. Ярчайший пример – его вежливая, но очень смелая просьба о добавке: «Простите, сэр, я хочу еще» [3, с. 25].

Оливер не знает своих родных, но готов защищать их честь в ссоре с Ноэ Клейполом, случившейся в главе VI, когда последний оскорбляет мать мальчика, и отважно бросается на обидчика, который старше и сильнее. Именно эта ссора становится поводом для бегства Оливера из прихода: он не может оставаться с теми, кто унижает его и его семью.

То же самое проявляется вновь с бегством Оливера из шайки Феджина. В отличие от Чарли Бейтса, Оливеру не нужно потерять всех друзей, чтобы понять, чем опасна жизнь в преступном мире. Узнав, как Плут и Бейтс «делают» платки и часы, он испытывает искренний и очень сильный шок: «он стоял неподвижно, и от ужаса кровь бурлила у него в жилах так, что ему казалось, будто он в огне» [3, с. 90]. Важный момент: оба раза Оливер оказывается брошен «подельниками». Сначала это оказываются Плут и Бейтс, во второй раз – Билл Сайкс и Тоби Крекит. И так же оба раза Оливер не хочет возвращаться.

Причиной тому оказывается идеал семьи, которого так жаждет Оливер и который он открывает для себя в семьях мистера Браунлоу и миссис Мэйли. Это идеал людей, которые относятся к Оливеру с добротой, заботой, милосердием и пониманием, и Оливер воспринимает нормальным отвечать им тем же. В этом есть в то же время и некоторые отголоски его жизни в работном доме: Оливер в знак благодарности к Роз Мэйли просит у нее возможности «служить», как обычная прислуга: повар, горничная или садовник [3, с. 284].

Таким образом, Оливер Твист достигает своего идеала: его усыновляет мистер Браунлоу, а Чарльз Диккенс достигает идеала ребенка в образе своего героя как человека, сохранившего душу вопреки всем выпавшим на его судьбу испытаниям. Используя современное ему общество, писатель прежде всего раскрывает развитие детских характеров в зависимости от влияния взрослых и тех нравственных ориентиров, которые формируются в сознании ребенка.

 

Заключение

 

При подготовке курсовой работы были исследованы образы детей и тема детства в творчестве английского писателя-реалиста Чарльза Диккенса. Рассмотрено место темы детства в творчестве Чарльза Диккенса и в мировой культуре. Теоретические положения подкрепляются анализом романа «Приключения Оливера Твиста».

Детство – особый период формирования личности, в который закладываются духовные ценности и основы характера будущего члена социума. Интерес к детству зарождается в мировой культуре в эпоху Просвещения. Детство относится к вечным темам художественной литературы, а также является важным способом переосмысления действительности. Значимость темы и интерес к ней делают ее актуальной в современной деятельности редактора.

В творчестве Чарльза Диккенса тема детства занимает важное место, что вызвано, во-первых, биографией писателя, во-вторых, его гуманистическими воззрениями. Идеальный ребенок в творчестве Ч. Диккенса – это ребенок, отличающийся добротой, искренностью и милосердием к окружающим.

Этого идеала достигает Оливер Твист в романе «Приключения Оливера Твиста», который утверждает мысль о важности роли общества в воспитании ребенка. В романе противопоставлены два мира, в одном из которых дети являются лишь инструментом в руках корыстолюбивых взрослых и превращаются в изгоев общества, в другом – окружены теплом и заботой и получают хорошее воспитание, достойное честного человека.

Образы детей в романе отличаются беззащитностью, подверженностью влиянию взрослых и в то же время искренностью. Особое место в системе образов занимают ребята – уличные воры из шайки Феджина. С развитием сюжета, а с ним и судеб своих героев Ч. Диккенс показывает, насколько непоправим может быть ущерб, нанесенный ребенку взрослыми, плохо осознающими последствия своих поступков.

Оливер Твист представляет собой тип «взрослеющего» персонажа, имеющего четкие жизненные ориентиры и сформированный характер. Отвага мальчика позволяет Оливеру оставить прежний мир – мир работного дома и уличной шайки – и открыть для себя идеал семьи.

Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод, что работа автора над характерами персонажей позволяет не только создать реалистичный мир произведения, но и раскрыть авторский замысел. Детство как тема и образ дает писателю возможность говорить о неудобных для других вещах без прикрас и максимально убедительно обосновывать заложенную в художественное произведение идею. Задача редактора – увидеть эту взаимосвязь и учитывать ее при работе с текстом, направляя автора в соответствии с целями произведения, а не затрудняя их выполнение.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Артамонов, С.Д. [и др.] История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. [Текст]: учебник / С.Д. Артамонов, З.Т. Гражданская, Р.М. Самарин. – 3-е изд. – М.: Издательство «Просвещение», 1967. – 854 с.

2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 5. Статьи и рецензии. 1841–1844 [Текст] / В.Г. Белинский; под ред. Н.Ф. Бельчикова. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 863 с.; 6 л. ил.

3. Диккенс, Ч. Приключения Оливера Твиста [Текст]: роман / Чарльз Диккенс; пер. с англ. А. Кривцовой. – М.: Вече, 2018. – 512 с.

4. Дьяконова, Н.Я. Философские истоки миросозерцания Диккенса [Электронный ресурс] / Н.Я. Дьяконова // Известия АН. Серия литературы и языка. – Т. 55. – № 1 // http://www.philology.ru/

5. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Есин. – 4-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 248 с.

6. История зарубежной литературы XIX века [Текст]: учебник / под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. – 637 с.

7. Катарский, И.М. Диккенс и его время [Электронный ресурс] / И.М. Катарский // http://charles-dickens.ru/

8. Киприна, С.В. Развитие темы детства в английской литературе второй половины XX века [Электронный ресурс] / С.В. Киприна // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 1 // https://cyberleninka.ru/

9. Крупенина, М.И. Концепция детства в литературе [Электронный ресурс] / М.И. Крупенина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 3 // https://cyberleninka.ru/

10. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак»; ИНИОН РАН, 2001. – 1600 стб.

11. Макаренко, А.С. Стиль детской литературы [Текст] / А.С. Макаренко // Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 7 / А.С. Макаренко; сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1986. – С. 185–190.

12. Мамаева, Н.Н. Светлее алмазов горят в небе звезды. Английская литературная сказка как явление [Электронный ресурс] / Н.Н. Мамаева // Известия Уральского государственного университета. – 2000. – № 15 // http://elar.urfu.ru/

13. Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс: Биография писателя [Электронный ресурс] / Н.П. Михальская // http://charles-dickens.ru/

14. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе [Текст] / Владимир Набоков; под общ. ред. В.А. Харитонова. – М.: Издательство Независимая Газета, 1988. – 512 с. – (Серия «Литературоведение»).

15. Нерсесова, М.А. Творчество Диккенса [Текст] / М.А. Нерсесова. – М.: Знание, 1957. – 32 с.

16. Одышева, А.С. Репрезентация детства в английской литературе [Электронный ресурс] / А.С. Одышева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 3 // https://cyberleninka.ru/

17. Редакторская подготовка изданий [Электронный ресурс]: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; под общ. ред. С.Г. Антоновой // http://www.hi-edu.ru/

18. Сильман, Т.И. Диккенс: Очерк творчества [Электронный ресурс] / Т.И. Сильман // http://charles-dickens.ru/

19. Тугушева, М.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества [Электронный ресурс] / М. Тугушева // http://charles-dickens.ru/

20. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса [Текст] / Энгус Уилсон; пер. и комм. Р. Померанцевой и В. Харитонова. – М.: Прогресс, 1975. – 320 с.

21. Урнов, М.В. Неподражаемый. Чарльз Диккенс – издатель и редактор [Текст] / М.В. Урнов. – М.: Книга, 1990. – 286 с.

22. Черкасова, Т.М. Типология детского характера в творчестве Чарльза Диккенса [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Т.М. Черкасова // http://cheloveknauka.com/

23. Честертон, Г.К. Чарльз Диккенс [Текст] / Г.К. Честертон; пер. с англ. Н. Трауберг. – М.: Радуга, 1982. – 205 с.

3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.013 с.)