Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема детства в историко-литературном контексте
Детство – особый период формирования личности, в который закладываются духовные ценности, основы характера, определяющие будущую жизнь человека. Литература, посвященная теме детства, занимает важное место в мировой художественной культуре, привлекая внимание людей самых разных социальных слоев по всему миру и во все времена. Таким образом, согласно существующему в литературоведении разграничению детство относится к вечным темам, выражающим «универсальное, общечеловеческое содержание» литературного произведения [5, с. 37]. На последний аспект особенно важно обратить внимание в связи с тем, что тема детства не ограничена рамками книг, специально написанных для юного читателя: С.В. Киприна справедливо выделяет «литературу о детях, но не собственно для детей» [8], где тема детства преломляется сквозь взрослую, глобальную проблематику. Иные исследователи отмечают и обратную тенденцию, когда такая литература входит в круг детского чтения [8] (в издательской практике подобные книги принято называть «литературой для детей» [17]). Такая двойственность читательского адреса объясняется тем, что писатель, обращаясь к детской теме, нередко стремится через восприятие ребенка дать ответ на «взрослые» вопросы, более объемно раскрыть недостатки взрослого мира [8]. Рост интереса к теме и образу детства в мировой художественной культуре относят к эпохе Просвещения. Продолжая гуманистические тенденции Ренессанса, а также стремясь к «правдивому, неприкрашенному отображению действительности» [1], просветители обращали внимание прежде всего на воспитание личности, признавая за детством «социальную и психологическую ценность» [9]. Так, Ж.-Ж. Руссо поднимает эти вопросы в романе «Эмиль», где призывает к воспитанию в ребенке прежде всего человека, закладыванию с детства основ гуманности, гражданственности и свободолюбия, ключевую роль в чем будет играть постоянное обращение к природе и наблюдение за ней [1, с. 577–578]. Период романтизма характеризуется интересом к народному творчеству и последующим перерождением фольклорных элементов в жанр сказки [1, с. 665; 9], по сей день остающийся одним из самых популярных жанров детской литературы, прочно ассоциирующимся с детством. М.И. Крупенина отмечает, что детство для писателей-романтиков – это «уникальный самостоятельный период в жизни человека… идеальная, безвозвратно ушедшая пора, когда человек находился в гармонии с собой и миром» [9]. Интерес к теме детства в эту эпоху проявлялся так же за счет биографических и автобиографических текстов.
К XVIII веку относят первое появление образа детства в английской литературе, связанное с публикацией романа «История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга – основоположника английского реалистического романа [8], однако дальнейшее развитие детская тема в английской литературе получает лишь с середины XIX века [16]. А.С. Одышева выделяет следующие элементы, формирующие образ детства в литературе [16]. 1. Герои-дети. Такой герой обладает деятельностью и любознательностью, свойственной большинству детей, а также ярким, индивидуальным либо типизированным характером [16]. В исследованиях особо отмечается, что герой-ребенок в английской литературе «ведет себя наравне со взрослыми персонажами, а часто и превосходит их» [12]. Это связывается, во-первых, с тем, что авторы, как правило, не являлись детскими писателями, во-вторых, с творческой задачей показать взаимодействие взрослых и детей, являющееся «одной из центральных проблем» английской литературы XIX века [16]. Как правило, по ходу произведения герой «должен быть показан в развитии» [16], повзрослеть, и вопросы взросления являются неотъемлемой частью тематики детской литературы [17]. Однако этот аспект значительно зависит от читательского адреса. Так, в книгах, специально ориентированных на юного читателя, становление образа предпочитается проводить «в очень скрытых формах», иначе психологический анализ «усложнит сюжет и остановит движение действия» [11], в то время как упомянутая ранее «литература о детях, но не собственно для детей» свободна от таких условностей. 2. Детская субкультура. Упомянутое выше понимание детства как уникального, особого периода в жизни человека привело к тому, что мир детства и мир взрослых в литературе четко разграничиваются [16]: взрослые либо выступают «пассивными наблюдателями», либо «открыто противопоставляются детям» [12]. В учебном пособии «Редакторская подготовка изданий» детство сравнивается с отдельной «страной, в которой живет особое племя – племя детей» [17]. Это ощущение подчеркивается обращением к характерным для детской литературы элементам фольклора, использованием отдельных стилистических приемов [16].
3. «Категория чудесного», или сказочная основа, которая, как правило, переплетена с реальным миром и становится не менее реалистичной в глазах читателя [16]. При этом авторы не стремятся «объяснить созданный ими мир», чтобы усилить ощущение чуда [12]. Дети воспринимают жизнь «в образно-эмоциональном плане» [17], и в роли таких эмоциональных образов выступают именно фантастические, сказочные мотивы. Справедливо дополнить этот список морально-нравственной составляющей. В английской литературе она преобладает над авантюрно-приключенческим сюжетом [12]: «герой избран и должен стать сильным, умным и добрым, ибо другого выхода у него нет» (здесь важно иметь в виду упомянутые ранее особенности в показе развития героя). Воспитательная идея, лежащая в основе произведения детской литературы, призвана сформировать у читателя «определенные морально-этические нормы» [17]. В основе литературы для детей также лежит переосмысление действительности, способом которого выступает детское восприятие [16].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.004 с.) |