Дипломатическое представительство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дипломатическое представительство



Под ними понимается совокупность определенных прав и привилегий, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции и предоставляемых в соответствии с международным правом иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам.

Соответственно, привилегии – это льготы и преимущества, которые не предоставляются обычным иностранцам в данной стране, а иммунитет – это изъятие из административной, уголовной юрисдикции страны пребывания. Подразделяются на: привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дип-х сношениях 1961 г. помещения представительства неприкосновенны.

Венская конвенция о дип-х сношениях возлагает на гос-во пребывания обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности». В перечне ее обязанностей – обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных гос-в на территории РФ (п. «н» ст. 12).

Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Как и неприкосновенность помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо исключений.

Помещения представительства, как собственные, так и наемные, освобождены от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Согласно Венской конвенции о дип-х соглашениях 1961 г. гос-во пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. В этих целях государство может использовать дип-х курьеров и закодированные депеши, специальные средства связи (шифрованные сообщения, курьеры). Дип-кая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дип-кий курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Консульские учреждения

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Однако этот иммунитет не носит абсолютного характера. Согласно п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти гос-ва пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или др. стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».

Консульские архивы и документы консульского учреждения неприкосновенны независимо от их местонахождения.

Гос-во должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь внешние знаки и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию, за исключением случаев, когда есть основания предполагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции или документов. Связь консульского учреждения со своим правительством и дип-ким представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дип-го представительства. Консульское учреждение освобождается на основе взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства (ст. 50 Венской конвенции 1963 г.). На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого гос-ва.

59. Сотрудники заграничных органов внешних сношений государств: категории, порядок назначения, привилегии и иммунитеты.

Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус, который возглавляется старейшим по времени пребывания в стране главой представительства — дуайеном (старейшиной, деканом). Этот корпус и его дуайен выполняют протокольные функции, поздравляют власти страны пребывания с соответствующими событиями или выражают соболезнование. Известны также случаи протеста со стороны корпуса при нарушении дипломатического иммунитета.

Вторая категория сотрудников представительства — административно-технический персонал. Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники, переводчики и т.п. Третью категорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферы и др.). Члены этого персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов на заработок, получаемый по службе, разумеется, при условии, что они не являются гражданами страны пребывания (п. 3 ст. 37).

В состав дипломатического представительства могут включаться представители иных ведомств. Такая возможность предусмотрена и Положением о Посольстве РФ. В соответствии с постановлениями Правительства РФ предусмотрена возможность направления, например, советников по экономическим вопросам, таможенных атташе и атташе по аграрно-промышленному комплексу.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2) частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;

3) дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания;

4) дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Объем иммунитетов консульских должн. лиц регулируется по-разному. Венская конвенция о консульских сношениях закрепляет ограниченный (функциональный) иммунитет от юрисдикции гос-ва пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.

Согл. ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должн. лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должн.лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Большинство двусторонних консульских конвенций воспроизводят основные положения ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях. В ряде двусторонних консульских конвенций выделяется статус главы консульского учреждения, которому предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов. В некоторых консульских договорах все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим агентам.

60. Особенности осуществления jus legationis («посольского права») международных межправительственных организаций (ММПО).

Внешние сношения с участием международных организаций - относительно новое явление в международной практике. Они существуют прежде всего в виде обмена официальными представительствами между государством и организацией. Значение таких отношений постоянно повышается не только усиления влияния самих организаций, но и как отражение попыток государств эффективно контролировать деятельность организаций. Государства стремятся иметь свои представительства при всех крупнейших универсальных международных организациях, а также при наиболее авторитетных региональных организациях. В свою очередь, международные организации также могут создавать свои представительства в государствах. Международно-правовой основой внешних сношений по участием международных организаций международные договоры.

Правовое положение таких представительств и делегаций определяется уставом соответствующей организации, заключаемыми с ними соглашениями о привилегиях и иммунитетах, а также нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Представительства при международных организациях могут выполнять различные функции. В то они схожи с функциями дипломатических представительств, в чем-то отражают специфику международной организации, ее специальную международную правосубъектность. Например, в Венской конвенции о представительстве государств названы следующие функции представительств государств: обеспечение представительства представляющий, при международной организации; поддержание связи междупредставляющим, и организацией, проведение переговоров с организацией и в ее рамках; выяснения осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней правительству, которое представляют, обеспечение участия государства, представляющего, в деятельности организации, защита интересов государства, представляющего

Государства, которые не являются членами международной организации, могут учреждать при ней постоянные миссии наблюдателей в целях: а) обеспечения представительства посылающего государства, охраны его интересов по отношению к Организации, а также для поддержания с ней связи; б) выяснения осуществляемой в Организации деятельности и сообщения о ней правительству посылающего государства; в) содействия сотрудничеству с Организацией и ведения с ней переговоров.

Структура персонала представительства государства при международной организации практически идентична структуре дипломатических представительств и включает главу представительства, дипломатических работников, членов административно-технического и обслуживающего персонала. Вместе с тем, в отличие от дипломатических представителей, представители государств при международных организациях аккредитуются не при главах государств или министрах иностранных дел, а в рамках международных организаций. Поэтому получение агремана для них не требуется. Полномочия главы представительства выдаются от имени главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или, если это допускается правилами международной организации, другим компетентным органом посылающего государства. Государство пребывания предоставляет представительству все возможности, необходимые для выполнения его функций, а международная организация оказывает ему содействие в получении таких возможностей и сама предоставляет ему такие возможности, которые входят в сферу собственной компетенции международной организации.

Прекращение функций. В соответствии со ст. 40 Венской конвенции 1975 г. функции главы представительства или члена его дипломатического персонала прекращаются, в частности, по уведомлению международной организации об их прекращении посылающим государством, а также в случае, если представительство отзывается окончательно или временно.

 

61. Привилегии и иммунитеты ООН и её специализированных учреждений

В соответствии со своими учредительными актами (например, ст. 104,105 Устава ООН) международные организации пользуются на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для выполнения их функций и достижения их целей. Иными словами, в основе привилегий и иммунитетов международных организаций лежит функциональная необходимость. Как предусмотрено в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., ООН пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно откажется от иммунитета в каком- либо отдельном случае.

Помещения ООН, архивы и вообще все документы неприкосновенны. Ее имущество и активы не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий. ООН, ее активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, а ввозимые предметы служебного пользования — от таможенных сборов.

Генеральный секретарь и все его помощники и члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям. Привилегии и иммунитеты других должностных лиц уже дипломатических и носят функциональный характер. В частности, должностные лица ООН не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное или за все действия, совершенные ими лишь в качестве должностных лиц. Генеральный секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ООН. В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности ООН.

Если гос-ва, не являются членами м/н организаций, то они могут направить на заседания тех или иных органов м/н организаций или на м/н конференции своих наблюдателей. Правовой статус делегации наблюдателей приравнивается к делегациям государств - членов м/н организаций и участников международных конференций.

Правовая природа иммунитетов и привилегий м/н организаций, как и в случае с дип-кими представительствами, кроется в суверенном праве гос-в на м/н представительство. Это нашло свое закрепление в м/н-правовых актах. Так, Генеральная Ассамблея ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, а 21 ноября 1947 г. ГенАссамблея ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная конвенция применима ко всем специализированным учреждениям системы ООН. Конвенции закрепили иммунитет представителей гос-в в м/н организациях значительно шире, чем иммунитет должностных лиц. Однако, в отличие от дип-х представителей, которые аккредитованы при гос-вах пребывания, представители при международных организациях реализуют свои права на м/н представительство не перед гос-вами, в которых находятся, а в рамках международной организации.

Правовая природа дип-х представителей и представителей государств при международных организациях различается тем, что первые аккредитованы в государстве пребывания, а вторые представляют свои государства в м/н организации (органе, на конференции). И их назначение не требует получения агремана от организации или государства пребывания, к тому же они не могут быть объявлены persona non grata.

 

62. Понятие, история развития и источники права международных договоров.

Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров. Центральным элементом права международных договоров является международный договор.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В структурумеждународного договора входят такие составные части, как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

История: Международные договоры в письменном виде появились очень давно - приблизительно пять тысяч лет назад. В государствах Двуречья первые письменные документы появились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. Тогда же стали заключаться и первые международные договоры. Это были договоры между древнейшими рабовладельческими государствами Востока. Все эти договоры носили ярко выраженный классовый характер, предусматривая помимо обязательств оказания военной помощи против внешнего врага также помощь в борьбе с восстаниями рабов и покоренных народов. Субъектами международных договоров в древности выступали не только государства, но и города, союзы государств и городов, иногда религиозные организации, как, например, амфиктионии в Древней Греции, и даже отдельные лица. Основным способом обеспечения была религиозная клятва. Кроме того, уже в древние века довольно широко распространилась практика заложничества.

Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных догово­ров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Обе конвенции констатируют сохранение обычая как ис­точника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих кон­венций, будут по-прежнему регулироваться нормами между­народного обычного права. Следует также иметь в виду значе­ние обычаев в связи с тем, что отдельные государства не явля­ются участниками Конвенции о праве международных догово­ров, а другая названная Конвенция пока не вступила в силу. Немаловажное значение в регламентации договорной дея­тельности государств имеет внутригосударственное законода­тельство. В конституциях и других законодательных актах ука­зываются органы государства или лица, которые уполномочены вести переговоры, заключать договоры, устанавливается поря­док их ратификации, исполнения. В законодательстве России этим вопросам посвящены от­дельные статьи Конституции РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. и некоторые другие нормативные акты.

 

63. Понятие международного договора и классификация международных договоров.

Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры классифицируют по различным основаниям:


1. по кругу участников

а) двусторонние;
б) многосторонние, которые подразделяются на:

универсальные (общие) договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права;

договоры с ограниченным числом участников – это региональные или партикулярные договоры, число участников в которых ограничено;

2. по объекту регулирования договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т. д.;

3. исходя из возможности участия:

а) закрытые – уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников;
б) открытые – может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора;

4. Закон РФ от 15 июля 1995 г. 101-ФЗ «О международных договорах РФ» предусматривает следующую классификацию договоров:

а) международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;
б) межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ;
в) межведомственные договоры, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий.

64. Порядок заключения международных договоров. Форма международного договора: титул, структура, язык

Стадии заключения договора

Заключение договора включает обычно три стадии.

Первой стадией является принятие текста. Текст многостороннего договора принимается большинством в две трети участников конференции и не налагает юридических обязательств. Тем не менее сам факт принятия текста многостороннего договора способен оказывать влияние как на политику, так и на международное право. Так, в 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов одобрила резолюцию, подчеркнувшую историческое значение принятия Конвенции по морскому праву «в качестве важного вклада в поддержание мира, справедливости и прогресса для всех народов земного шара».

Вторая стадия — установление аутентичности, т.е. подлинности текста, которое осуществляется путем подписания, полного или предварительного, самого текста или заключительного акта, содержащего текст договора.

Третья стадиясогласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного договором.

Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и фор­мой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних слу­чаях представляет собой принятие текста договора, а в дру­гих — и принятие текста, и одновременно согласие на обяза­тельность договора.

Обмен документами, образующими договор, — это упро­щенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в ко­торых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обяза­тельность этих положений.

Ратификация — это согласие государства на обязатель­ность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной националь­ным законодательством.

Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг госу­дарственных органов, в компетенцию которых входит утвер­ждение договоров. В зависимости от уровня заключенные договоры утверждаются Президентом РФ, Правительством РФ или другими федеральными органами.

Если государство по каким-либо причи­нам не участвовало в договоре, оно может к нему присоеди­ниться. Порядок и условия присоединения оговариваются в до­говоре. Как правило, присоединение осуществляется после всту­пления договора в силу путем депонирования ратификацион­ной грамоты или иного документа о присоединении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.032 с.)