Правопреемство государств и решение вопроса членства государств в международных межправительственных организациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правопреемство государств и решение вопроса членства государств в международных межправительственных организациях



Прекращение существования государства — в этом случае, как правило, возникает проблема правопреемства. Новое государство свободно решать вопрос, оставаться ли ему членом ММПО или выйти из этой организации. При объединении или разделении государств во­прос о правопреемстве решается с участием самой ММПО.

 

33. Территория в международном праве: понятие, виды, способы приобретения и утраты.

Под территорией в МП  понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой  статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и МП.

По правовому режиму территории подразделяются на государст­венные, территории со смешанным режимом и территории с между­народным режимом.

Государственные территории являются материальной базой су­ществования соответствующего государства и находятся под его су­веренитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Государственная территория представляет собой про­странство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной тер­ритории входят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соот­ветствии с международными нормами и правилами прибрежных государств.

Территории с международным режимом (открытое море за пре­делами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Способы приобретения территории
Современное международное право признает только законные способы приобретения территорий.
Одни из первых «легальных» способов приобретения земель, которые установились в международном праве средних веков, были связаны с эпохой великих географических открытий. Именно тогда в качестве правового основания для присоединения новых земель появился титул «первичного присвоения». В дальнейшем этот способ приобретения территории, заключавшийся в том, что государство присоединяет все открытые никому ранее не принадлежащие территории (например, открытие Христофора Колумба). Называют еще «Очки оккупации». При этом нужно не только публично заявить об открытии, но и начать там хоз-ю д-сть.
Еще один начальный способ приобретения государственной территории - в результате увеличения территории заключается в установлении государством суверенитета над вновь образованными новыми участками суши (чаще всего островами), появление которых связано с природными катаклизмами (землетрясение, извержение вулкана). В настоящее время увеличение территории в большинстве случаев связано с целенаправленной деятельностью человека, направленной на увеличение территории государства (намыв новых участков территории в море, строительство искусственных островов и т.д.).
Производные способы приобретения государственной территории. Их значение состояло в переходе территории одного государства в состав территории другого. Такой переход мог осуществляться как на договорной, так и на внедоговорной основе.

1)легальные

-цессия-передача суверенитета на определенной территории другому государству

-сецессия – отделение, предусмотренное внутренним законодательством

-аккреция- естественный или искусственный прирост территории

-адьюдикация- в результате вынесения решения м/н органа

-присоединение ничейных территорий.

2) неправомерные

-аннексия

 

34. Понятие и состав государственной территории. Территориальное верховенство: понятие и основания его ограничения.

Территория понимается как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят:

• сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

• водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

• земные недра;

• воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

К сухопутной территории относятся все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, и также прибрежные острова и анклавы. Анклав — это часть территории государства, отделенная от основной его территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других) государства. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом.

К водной территории государства согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся морские воды, расположенные в сторону от берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (включая воды государств-архипелагов), воды внутренних морей, морских портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, и, если их ширина не превышает 24 морских миль, воды исторических заливов, гаваней и бухт, озера, каналы, реки и воды территориального моря. К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

• воды портов;

• воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;

 • воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству

• воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушное пространство — это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальные воды). Государственной территорией считаются (условно) также морские суда, воздушные и космические корабли, носящие флаг соответствующего государства, подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют две части одного и того же государства, здания посольств и некоторых других представительств за рубежом.

Процедура установления границ включает:

- делимитация - установление линии государственной границы по крупномасштабной карте;

- демаркация - установление линии государственной границы на местности.

Территориальное верховенство – невозможность в пределах конкретной территории одновременного существования другой власти. Любые попытки реализовать в пределах территории государства без его ясно выраженного согласия властных полномочий другого государства будут в соответствии с современным международным правом расценены как вмешательство во внутренние дела такого государства и посягательство на его суверенитет.

Верховенство государства на своей территории — это его возможность применять в соответствии с законом все средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам на этой территории, если нет соглашения об ином. Законы государства, как известно, могут распространяться на своих граждан за пределы государственной границы; властное принуждение — нет. Территория государства целостна и неприкосновенна.

Территориальное верховенство не предоставляет неограниченной свободы действий:

· каждое государство имеет право требовать, чтобы его торговые суда могли проходить через территориальные воды других государств.

· судоходство по так называемым международным рекам Европы должно быть свободно для торговых судов всех государств.

· государство не может обращаться с иностранными гражданами, передвигающимися по его территории или проживающими на ней, произвольно, по своему усмотрению, как оно вправе обращаться со своими гражданами; оно не может принуждать их служит в своей армии или флоте

· государству не разрешается изменять естественные условия его собственной территории к невыгоде естественных условий соседнего государства

· государство обязано предотвратить такое использование его территории, которое, в зависимости от обстоятельств, причиняет чрезмерный' вред жителям соседнего государства, например в результате работы фабрик, выделяющих вредные пары.

· государству не разрешается допускать на своей территории подготовку враждебных экспедиций против другой страны.

 

35. Государственные границы: понятие, виды, способы определения и правовой режим.

Государственная граница - юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории.
Представляет собой линии, обозначенные на карте и на местности, и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом, с одной стороны, и до центра земли и в глубь ее недр – с другой.

Правовое оформление сохранности государственной территории осуществляется через процедуры ее международного признания и установления.

Международно-признан­ными государственными границами называют линии отграничения территории государства от территории с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано с сопредельным государством. Установление государственной границы представляет собой довольно длительный, включающий в себя комплекс двусторонних договоров, заключаемых с сопредельными государствами, процесс.

Для международного установления границы должны быть делимитированы и демаркированы. Кроме того, государства договариваются о режиме границы.

Делимитация - установление линии государственной границы по крупномасштабной карте.

Демаркация - установление линии государственной границы на местности.

Практике государств известна также редемаркация, под которой понимается восстановление или обновление ранее установленной границы.

Односторонняя отмена договора о границах противоправна в своей основе. Коренное изменение обстоятельства, которое, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 62), может служить основанием для прекращения других договоров, не распространяется на договоры, устанавливающие границы. Возникновение вооруженных конфликтов также не означает прекращение действия договоров о границах.

Прохождение границы устанавливается:

Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Их именуют естественными границами.

Географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России.

на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными госу­дарствами определяются по соглашению между ними);

на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает пра­вила:

содержания границы; пересечения границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц и товаров; ведения на границе хозяйственной и иной деятельности; разрешения пограничных инцидентов.

От режима государственной границы следует отличать погранич­ный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Погра­ничный режим нацелен на создание необходимых условий для охра­ны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

 

36. Правовой режим международных рек и каналов.

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.

Каждое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки..

Международные реки подразделяются на открытые для международного судоходства и пограничные реки, которые разделяют территории нескольких государств.

Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства. Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г. содержат положения относительно судоходства по международным рекам. На Хельсинкской конференции в 1966 г. некоторые статьи Барселонской конвенции были изменены. Так, «каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам».

В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств.

В несудоходное использование международных рек входят строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав. Все вопросы несудоходного использования решаются на основе соглашения между прибрежными государствами. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.

Международные морские каналы – это искусственно созданные морские пути. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств, под их суверенитетом. Для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.

Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом. В Декларации 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу, торжественно заявило о своей решимости «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888.». Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетским правительством была создана Администрация Суэцкого канала.

Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала в 1850 г. между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю. США декларировали постоянный нейтралитет Канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англоамериканским соглашением 1901 г., предусматривавшим, по существу, применение к Каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 г. В 1977 г. были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала.

Кильский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 г. До Первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим Канала. Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым с соблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией.

 

37. Правовой режим полярных пространств (Арктики и Антарктики).

Арктика  — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора, в которых все земли и острова считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п. Исключение - острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Режим Арктики действует в районе, который охватывает Северный Ледовитый океан и прилегающие к нему части материков, включая острова и архипелаги. В отношении морских пространств Арктики действуют нормы м/н морского права.

В районе Арктики установлено свободное судоходство, кроме того возможны стоянки военных подводных кораблей, имеющих ядерное оружие.  Юр.статус закреплен в Женевских конвенциях по морскому праву (1958, 1982) – суверенитет и юрисдикция приполярных гос-в распространяются не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод СЛ океана и его подводных пространств, которые примыкают к сухопутным образованиям, т.е. на внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, на ряд проливов. Часть внутренних морских вод отнесена к сектору как исторические воды (во внутренние воды РФ входит Белое море, Енисейский залив).

Северный морской путь – национальная транспортная коммуникация, проложенная исключительными усилиями РФ – приоритетные права РФ на эту коммуникацию. Не имеет единой и фиксированной трассы (пролегает в зависимости от ледовитости, иногда в открытом море), но в любом случае его значительная часть путь находится в пространствах, подпадающих под суверенитет и юрисдикцию РФ. Открыт для иностранных судов.

Декларация об учреждении Арктического Совета (Оттава, 19.09.1996)

Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого уровня с целью:

• нахождения способов организации сотрудничества, координации и  взаимодействия между Арктическими государствами  • распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике и т.д.

Членами Арктического Совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, РФ, Швеция и США.

Альтская декларация о Стратегии защиты окружающей среды Арктик и (1977 года) – те же цели.

 Антарктика - территорию земного шара, включающая в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около 40 государств- бессрочное. В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются», не признаётся чей-либо суверенитет в Антарктике.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.

Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. 

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

Договор об Антарктике – Вашингтон, 1 декабря 1959 года - в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом м/н разногласий; Устанавливается свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.

38. Понятие населения государства и регламентация правового статуса его категорий.

Население – это совокупность всех физических лиц, которые находятся на территории определенного государства и подчиняются его юрисдикции. В категорию населения входят: граждане данного государства;  иностранцы – граждане иностранных государств; граждане, имеющие гражданство одного или нескольких иностранных государств (бипатриды); лица без гражданства (апатриды).

Наряду с понятием "население" международное право использует понятие "народ". Народ образуют граждане данного государства.

Правовой статус человека и гражданина включает:

1) гражданство;

2)правоспособность и дееспособность;

3) субъективные права и свободы;

4) их гарантии;

5) обязанности.

Правовое регулирование положения различных категорий населения относится к компетенции государства, на территории которого они проживают. Вместе с тем государства являются участниками универсальных и региональных международных договоров, в которых регламентируется статус различных групп населения. В силу этого их правовой статус определяется как национальным законодательством, так и нормами международного права.

Правовую основу составляют след. Международно-правовые акты:

· Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией в гражданстве 1930

· Конвенция о статусе апатридов 1954

· Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства 1963

· Европейская конвенция о гражданстве 1997

· Конвенция о сокращении безгражданства 1961

· Конвенция о статусе беженцев 1951

Национальное законодательство:

· Конституция РФ;

· ФЗ «О гражданстве»

· ФЗ «О беженцах»

· ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Статус населения и народа различен. Все население обладает основными правами, предусмотренными международным правом. Принцип уважения прав человека обязывает государства уважать права человека в отношении всех лиц на его территории. 

Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Признание за народом высшего права самостоятельно решать свою судьбу является характерной чертой современного международного права и достижением человеческой цивилизации. Международное право защищает права и интересы народа не только непосредственно, но и через государство. Оно запрещает применение силы или угрозу силой, вмешательство во внутренние дела и др. Остановимся теперь на различных категориях лиц, образующих население государства.

 

39. Международно-правовые вопросы гражданства: понятие, приобретение и утрата гражданства.

Гражданство -  правовая связь человека с государством, определяющая взаимные права и обязанности.

Принципиально новый шаг был сделан Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., которая провозгласила право каждого человека на гражданство. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим принципы и нормы, относящиеся к гражданству, явилась Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы в 1997 г. - подтверждается право на гражданство, предписывается избегать безгражданства. Основными актами по вопросам гражданства в России являются Конституция и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

Существует два основных способа приобретения гражданства:.

1) первоначальный - приобретение гражданства при рождении – филиация

2) производный — приобретение гражданства после рождения - натурализация, укоренение. Натурализация - в узком смысле - прием в гражданство по заявлению; в широком смысле -охватывает все способы приобретения гражданства после рождения, включая вступление в брак, оптацию (выбор гражданства из двух или более возможных) и др.

Право государств в отношении способов приобретения гражданства придерживается различных принципов. Один из них — принцип права крови (ребенок приобретает гражданство родителей), другой — принцип права почвы (гражданство ребенка определяется местом рождения).

Каждый из этих принципов имеет свои недостатки, поэтому появились смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США. Их гражданство приобретают как дети собственных граждан независимо от места рождения, так и дети иностранцев, родившиеся на их территории. Смешанной системы придерживается и законодательство России, но главная роль принадлежит все же принципу права крови.

Довольно часто вопрос о приобретении гражданства возникает при вступлении в брак с иностранцем. В прошлом- женщина утрачивает свое гражданство и приобретает гражданство мужа. В настоящее время – позиция  равноправия полов и устанавление, что вступление женщины в брак само по себе не влияет на ее гражданство.

Европейская конвенция о гражданстве содержит следующие правила о приобретении гражданства. При рождении гражданство приобретают автоматически, в силу закона:

а) дети, хотя бы один из родителей которых обладает гражданством данного государства.

б) дети, найденные или рожденные на территории государства, если в противном случае они окажутся лицами без гражданства.

Особым видом приобретения гражданства является реинтеграция -восстановление ранее утраченного гражданства, например в результате вступления в брак. Право многих стран предусматривает упрощенный порядок восстановления гражданства. Предусмотрена реинтеграция и Законом РФ о гражданстве.

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства.. Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства (лишение гражданства).

В ряде государств возможность лишения гражданства не предусмотрена законом (Дания, Китай, Япония). В некоторых государствах такая возможность предусмотрена лишь в отношении натурализованных граждан (Великобритания).

Международное право ограничивает право государства лишать гражданства не очень жестко.

Государство не может лишить гражданства только произвольно. На универсальном уровне ряд существенных норм об утрате гражданства содержится в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, — такая утрата возможна только при условии приобретения другого гражданства (ст. 5).

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований:

a. игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству либо получило или продолжает получать от него вознаграждение;

b. поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам  государства;

c. лицо сделало заявление о верности другому государству.

Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке. Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

В целом Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства, в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Европейская конвенция содержит общее положение о том, что государство не может предусматривать в своем внутреннем праве лишение гражданства по закону или по инициативе государства. Однако это общее положение сопровождается рядом исключений:

d. добровольное приобретение другого гражданства;

e. приобретение гражданства путем обмана;

f. добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

g. поведение, наносящее серьезный ущерб интересам государства;

h. отсутствие реальной связи между государством и гражданином, обычно проживающим за рубежом.

Нельзя не обратить внимания на то, как решается вопрос о выходе лица из гражданства. Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о гражданстве признают право на изменение своего гражданства, а не на безусловный отказ от него.

 

40. Международно-правовое регулирование статуса апатридов и бипатридов.

Безгражданство — юридическое состояние, при котором лицо не обладает гражданством какого бы то ни было государства. Закон о гражданстве РФ содержит следующее определение: «…лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства». Такие лица называют апатридами.

Лицо может оказаться в таком состоянии уже при рождении  и гражданство может быть утрачено впоследствии. В прошлом такие лица находились в бесправном состоянии. Да и сегодня безгражданство отрицательно сказывается на правах человека.

Современное международное право направлено на сокращение случаев такого состояния, этому посвящена Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. Она обязывает государство предоставлять гражданство любому лицу, родившемуся на его территории, которое иначе стало бы апатридом. В таких случаях гражданство предоставляется либо при рождении в соответствии с законом, либо по ходатайству соответствующего лица или его представителя.

Генеральная Ассамблея ООН установила, что органом, к которому могут обращаться лица, считающие, что в отношении них не соблюдаются права, предусмотренные в Конвенции, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Международное право в немалой мере содействовало улучшению правового статуса лиц без гражданства, который приближается к статусу иностранцев. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. обязывает уравнять этот статус со статусом иностранцев. Это еще не означает права на дипломатическую защиту со стороны отечественного государства, которым обладают иностранцы.

В силу различий между национальными законами о гражданстве человек уже при рождении может обрести гражданство двух и более государств. Лица с двойным гражданством именуются бипатридами.

Лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.).

Находящееся на территории третьего государства, т. е. государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство руководствуется правилом эффективного гражданства, в соответствии с которым принимается во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано (ст. 5 той же Конвенции).

Для бипатридов особое значение имеет решение проблемы воинской обязанности. Этому посвящен Гаагский протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства 1930 г. Соответствующие положения имеются и в Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской обязанности 1963 г. Воинская служба обязательна для прохождения только в государстве обычного проживания или эффективной связи.

Как видим, общее международное право отрицательно относится к многогражданству, поскольку оно осложняет правоотношения между государствами.

 

41. Международно-правовое регулирование статуса беженцев, искателей убежища, а также вынужденных переселенцев.

Беженец — лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям находится вне страны своего гражданства и не может или не хочет пользоваться защитой этой страны. Основным актом является универсальная Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г.

Наряду с закреплением общих прав беженцев, соответствующих общепризнанным стандартам прав человека, Конвенция устанавливает специальные права: налагает обязательства на государство предоставить беженцам, прибывшим на территорию государства законным путем, свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории страны убежища и выдавать беженцам удостоверение личности, если они не обладают проездными документами (ст. 21). Конвенция закрепляет их обязанности в отношении страны проживания, заключающиеся в подчинении ее законам и распоряжениям, а также мерам в отношении общественного порядка.

К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображения, а также лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.093 с.)