Общий анализ современных подходов к классификации норм международного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий анализ современных подходов к классификации норм международного права.



    Нормы МП можно классифицировать по следующим критериям:

І. По субъектно-территориальной сфере действия:

Универсальные - нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами.  Среди универсальных норм особое место занимают императивные нормы jus cogens («неоспоримое право»). Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens – это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств.

Локальные - их объект регулирования представляет интерес, прежде всего, для определенных государств, на которых эти нормы и распространяют свое действие. Локальные нормы подразделяются на:

региональные – регулируют отношения в пределах определенного географического региона между расположенными там государствами (например, нормы Заключительного Акта СБСЕ от 01.08.1975).

партикулярные – регулируют отношения государств независимо от географического региона (в основном содержатся в двусторонних соглашениях).Они распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения.

ІІ. По функциональному назначению:

регулятивные - устанавливают конкретные права и обязан­ности субъектов

охранительные (обеспечительные) – призваны гарантировать реализацию регулятивных норм

ІІІ. По способу регулирования (по характеру субъективных прав и обязанностей):

обязывающие нормы – фиксируют обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии);

запрещающие нормы – предписывают воздерживаться от совершения определенных действий (например, не производить бактериологическое оружие);

управомочивающие нормы – предусматривают возможность совершения указанных действий (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

IV. По юридической силе:

императивные - содержат категорические предписания, от которых недопустимо никакое отступление (таковы, помимо известных норм jus cogens, обязательства государств уничтожить химическое оружие, уничтожить объекты по его производству).

диспозитивные нормы – правила, применимые при отсутствии иной договоренности.

V. По способу создания:

Договорные – являются результатом соглашения субъектов МП и содержатся в международных договорах. Процесс их создания включает два этапа: Согласование воль субъектов относительно правила поведения; Дача субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения (подписание международно-правового договора

Обычные – возникают в результате неоднократного и длительного применения субъектами МП, но не закрепляются в договорах (нормы обычаев).

 

10. Особенности правотворчества в международном праве.

Международное правотворчество – это процесс создания норм международного права его субъектами.

Он отличается значительной сложностью и спецификой в результате отсутствия специального нормотворческого органа.

Таким образом, нормы международного права создаются самими субъектами. Юридической формой соглашения являются обычай и договор. Обычная норма и договорная норма различаются по способу достижения соглашения и форме его выражения.

Договор - ясно выраженная и, как правило, письменная форма.

Обычай - неписаная форма, в большинстве случаев создается молчаливым соглашением.

В некоторых случаях нормы создаются резолюциями международных организаций.

Создание норм международного права представляет собой процесс согласования воль (позиций), включающий две стадии:

1) достижение согласия относительно содержания правила поведения;

2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Формирование позиции государства начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также с понимания возможности защитить (удовлетворить) их с помощью других государств или совместно с ними.

Если позиции государств совпадают (тождественны), то они формулируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте; если не совпадают, то для достижения приемлемого баланса требуется их согласование, которое может быть достигнуто путем:

уступки - отказа государства от какой-то части своих требований вообще;

компромисса – отказа государства от какой-то части своих требований в связи с соответствующим отказом других государств.

Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание – это одновременно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е. правовых норм.

В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение-принятие) и вступления в силу международного договора, разрыв во времени между первой и второй стадией может быть значительным, достигая порой нескольких лет.

Специфика создания обычных норм международного права заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики. Таким же образом правила поведения признаются в качестве обязательных (opinio juris). Преимуществообычно-правового нормотворчества заключается в том, что правило поведения в процессе формирования проходит проверку практикой.

В современном международном праве существует два вида обычных норм:

традиционные – представляют собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила;

нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в том или ином акте (новый вид).

Практика должна быть достаточно определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило, и достаточно устойчивой

11. Имплементация и непосредственная реализация международно-правовых норм.

           Имплементация (англ. implementation — «осуществление», «выполнение», «практическая реализация») – это конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации – строгое следование целям и содержанию международного установления.  Имплементация осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальную правовую систему.

ВИДЫ трансформации:

І. По форме:

официальная - юридически оформленная трансформация, происходит в порядке, установленном законодательством соответствующего государства;

неофициальная (adhoc) – не оформлена юридически, происходит по усмотрению самих государственных органов.

II. По способу осуществления:

автоматическая – в законодательстве государства предусмотрено, что все или определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью его национального права.

неавтоматическая – в каждом отдельном случае международные нормы вводятся в национальное право государства специальным парламентским актом (законом о ратификации).

III. По масштабу процесса:

общая – трансформация на основе нормы внутригосударственного права, которая предусматривает, что все или большая часть положений международного права, обязывающих данное государство, являются частью его внутреннего права или его правовой системы;

частичная - трансформация на основе положения о том, что правила соответствующих договоров имеют приоритет перед правилами какого-либо отраслевого закона;

индивидуальная - осуществляется на основе нормы, предусматривающей необходимость в каждом случае вступления в силу для данного государства конкретного договора принятия специального парламентского акта, чтобы «превратить» его положения в нормы внутригосударственного характера.

СПОСОБЫ трансформации:

Прямая рецепция – норма международного права без изменения заимствуется национальным законодательством.

Бланкетная рецепция – норма МП не заимствуется, но на нее делается соответствующая отсылка в национальном законодательстве.

Собственно трансформация – норма МП изменяется путем создания словесной национальной транскрипции (переводится на другой язык) и закрепляется в национальном нормативном акте, но её смысл при этом не меняется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.009 с.)