Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ полученных результатовРезультаты проведенного нами исследования духовно-нравственных ценностей и ориентации в мировоззрении старшеклассников и педагогов – еще одно свидетельство многообразия воззрений на современный мир и место человека в нем, еще одно доказательство мировоззренческого плюрализма современного общества. В рассматриваемом параграфе мы проведем сравнительный анализ полученных данных, не прибегая к их интерпретации. Интерпретации и социально-педагогическому осмыслению результатов исследования посвящены две последующие главы. Сравнительный анализ полученных в исследовании результатов проведем по трем направлениям: - по коэффициенту принятия христианских ценностей: Кху (табл. 76); - по распределению респондентов по интервалам (табл. 77); - по принятию определенных Евангельских заповедей (табл. 78-80). Первые два направления анализа полученных результатов касаются только старшеклассников, третье направления – и старшеклассников, и учителей. Сравнение по коэффициенту принятия христианских ценностей: Кху Таблица 76
Напомним, что вопросник №1 направлен на изучение особенностей поведения человека в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, и степень опоры на христианские ценности в ситуации выбора; вопросник №2 - на изучение отношения старшеклассников и учителей к духовно-нравственным постулатам, отражающих принятие евангельских заповедей и вопросник №3 - на изучение отношения к укладу жизни наших предков, основанном на евангельских заповедях и изложенных, в частности, в «Домострое». Из приведенных в таблице данных видно, что наиболее принимаемы для старшеклассников христианские ценности, сформулированные в виде некоторых духовно-нравственных постулатов, правил поведение в жизни, в общении с людьми, т.е. некоторых теоретических норм морали (78,9%). Что касается линии поведения в ситуациях требующих духовно-нравственного выбора, т.е. как я поступлю в той или иной ситуации (не теория, а практика жизни, деятельности, поведения), то в этом случае видим уменьшения процента респондентов до 72,2%. Наименьшее принятие у старшеклассников (70%) имеют христианские ценности жизни наших предков, они же имеют и наибольшую степень неприятия 3,8%. То что 1,2% респондентов не ответили на вопросник №3 связано, в большей мере, видимо с тем, что учащимся не хватило времени на его заполнение, а желания остаться и заполнить вопросник на перемене не было. Теперь сравним показатели принятия духовно-нравственных ценностей по интервалам (описание интервалов: часть 1, с.) по каждому из трех разработанных вопросников. Сравнение принятия духовно-нравственных ценностей по интервалам Таблица 77
Наибольший процент старшеклассников попадает по всем вопросникам либо в третий интервал (который характеризуется отсутствием устоявшегося христианского мировоззрения, но желанием жить по совести: человек хочет творить добро, но, к сожалению, не всегда правильно его понимает; старается жить так, чтобы окружающим его людям было хорошо, но не признает, а подчас и не знает, заповеди Божии. Можно сказать, что респонеденты третьего интервала прислушиваются к своему сердцу – источнику богопознания, но разум и система воспитания не дают им придти к вере и воцерковиться), либо в четвертый интервал (который характеризует крайнюю противоречивость в действиях и суждениях человека либо то, что человек о многом в духовно-нравственном плане не задумывался и не имеет своего мнения). Как мы видим, процент старшеклассников не велик в первом интервале, который характеризует наибольшую степень принятия христианских ценностей, а именно – знание Евангельских заповедей и выбор линии поведения с опорой на них, жизнь по совести, воцерковление человека. Под воцерковленностью человека понимается его участие в церковной жизни и в церковных таинствах: крещение, участие в церковных службах по воскресным и праздничным дням, систематическое исповедование грехов, причащение, соблюдение постов. Радует, что и в шестом, и в седьмом интервалах также не велик процент старшеклассников. Эти интервалы характеризуют эгоцентрическую позицию человека, непринятие христианских ценностей, отсутствие совестливых чувств (шестой интервал); демоническое порабощение человека, т.е. сформированностью сатанинского настроя, который заключается в ненависти к Богу, в отрицании Евангельских заповедей и принятие противоположной христианству позиции. Для сравнения, какие духовно-нравственные ценности наиболее приемлемы современными старшеклассниками и учителями, а какие являются наиболее отвергаемыми, распределим ответы на вопросы по Евангельским заповедям. Первые четыре Евангельские заповеди определяют отношение человека с Богом, их мы не будем дифференцировать; остальные заповеди четко определяют отношения между людьми и сформулированы в повелительном наклонении («Не убий», «Не прелюбодействуй» и т.д.). Эти заповеди рассмотрим каждую в отдельности с тем, чтобы и определить отношение к ним. Сравнение по принятию определенных Евангельских заповедей Сводная таблиц по вопроснику №1. Таблица 78
Из сводной таблицы по первому вопроснику видно, что наибольшее неприятие и у старшеклассников, и у учителей приходится на седьмую заповедь «Не прелюбодействуй». На вопрос о необходимости или желательности сохранения целомудрия, девственной чистоты до брака положительно ответили только 12% старшеклассников и 30,5% учителей; отрицают же эту добродетель или нравственную ценность 84% учащихся и 66,5% учителей. При этом крайнюю позицию, т.е. человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, выбрало 67% старшеклассников и 38% учителей (смотри табл., с.). На вопрос №2 о возможности нарушения супружеской верности нравственно дезориентированных ответов, т.е. ответов, которые показывает, что верность в супружеских отношениях не есть нравственная ценность, у старшеклассников 63%, у учителей 39%. О безусловной невозможности нарушить супружескую верность высказалось лишь 11,5% учащихся и 22% учителей (смотри табл., с.). Достаточно низкий показатель нравственной ориентации по восьмой заповеди «Не укради» дал вопрос, касающийся отношения к частной собственности (Разворачиваясь на своей машине Вы по неопытности повредили стоящую на обочине машину. Как Вы поступите?). Для старшеклассников он составил всего 29%, а для учителей 45,5%. Низкий показатель принятия из заповедей 1-3 имеет вопрос о сути поста и отношении к нему, особенно у старшеклассников – православно ориентированны в этом вопросе 32,5%. Учителей несколько больше 50,5%. Этот показатель особенно значим, поскольку связан с проблемой здоровья населения. Как видно из сводной таблицы наиболее высокий показатель духовно-нравственной ориентации и старшеклассников, и учителей по пятой заповеди о почитании родителей. Сводная таблица по вопроснику №2. Таблица 79
Из сводной таблицы по второму вопроснику видно, что наивысший показатель нравственно дезориентированного выбора приходится на седьмую заповедь «Не прелюбодействуй». Особенно это касается отношения к абортам у учителей (65%) и к искусственному оплодотворению и клонированию у старшеклассников (60%). Тезис о том, что за хорошее вознаграждение можно выполнить любую работу, был одобрен 60,5% старшеклассников. «Любая работа», в частности, подразумевает и возможность убийства за хорошее вознаграждение, тем самым можно сделать вывод, что старшеклассниками оправдывается профессия киллера, таким образом, попирается Евангельская заповедь «Не убий». Больше половины старшеклассников (52,5%) достаточно снисходительно относятся к мату, считая, что вполне возможны жизненные ситуации, при которых нецензурную лексику (мат) можно одобрить. По-прежнему высок показатель нравственной ориентации на Евангельскую заповедь почитания родителей, причем взаимно: почитание родителей детьми и уважение детей родителями (пятая заповедь). И старшеклассниками (92,5%), и учителями (95,5%) принимается девятая заповедь «Не лжесвидетельствуй» в отношении не нарушения данного слова или обещания. Сводная таблица по вопроснику №3. Таблица 80
Из сводной таблицы по третьему вопроснику видно, что старшеклассниками в жизни наших предков менее всего принимается отношение к наказаниям (38,5%), построение личной жизни по Евангельским заповедям (44,5%) и заповедь «Не прелюбодействуй» (46%). Для учителей трудной для принятия оказалась позиция наших предков относительно наказания и в отношении к духовному отцу, что, возможно, связано с непониманием роли духовного наставничества, руководства со стороны священнослужителя. Как и по предыдущим вопросникам, наиболее принимаемая всеми является пятая заповедь о почитании родителей. На второй ранг по принятию для учителей выходит заповедь «Не лжесвидетельствуй» (91,5%), а для старшеклассников – «Не кради» (61,5%).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.40 (0.009 с.) |