Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение позиций старшеклассников и учителей по вопроснику № 2



 «Мировоззрение и жизнь»

Высказывание 1.

За хорошее вознаграждение можно выполнить любую работу.

Таблица 44

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 10 37 13,5   60,5 5 24 7,5   36,5
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 10 11,5 17   38,5 12 10 37   59
7 – затрудняюсь ответить 1 1 4,5 4,5

 

Высказывание 2.

Если дал слово, то его надо сдержать, даже если тебе выгодно его нарушить.

Таблица 45

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 52 29 11,55   92,5 67 18,5 10   95,5
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 2,5 3 1   6,5 1,5 1,5 0,5   3,5
7 – затрудняюсь ответить 1 1 1 1

Высказывание 3.

Даже у самого жестокого и порочного преступника где-то глубоко внутри есть
искра порядочности.

Таблица 46

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 22 23 18,5   63,5 18 20 20 58
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 12 8,5 11   31,5 12,5 3 18 33,5
7 – затрудняюсь ответить 5 5 8,5 8,5

 

Ответ на этот вопрос зависит от воззрения на природу происхождения человека: одно дело, если человек создан Богом по образу и по подобию Его, другое дело, если человек – продукт эволюции. Согласно христианской антропологии образ Божий заложен в самой природе человеческого духа; он троичен и проявляется в разуме человека, его чувствах и желаниях. А вот что касается подобия Божия, то не напрасно мы зовем Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других святых в земле российской просиявших – «преподобные». Они подобие Божие раскрыли в себе: это духовно-нравственная сторона бытия. Учение о креативном происхождении человека постулирует: образ Божий нерушим в каждом из нас, а вот подобие Божие должен в себе обновлять и укреплять всякий человек – это и есть задача жизни человеческой. С этой позиции самый жестокий и порочный преступник образ Божий в себе несет (и в этом смысле «где-то глубоко внутри есть искра порядочности»), а вот подобие Божие утрачено полностью. Суть педагогических воздействий на человека, по большому счету, должна сводиться именно к тому, чтобы помощь человека встать на путь уподобления Божиему, опираясь на нерушимость в нем образа Божия. То, что всего лишь 58% учителей согласились с тем, что «Даже у самого жестокого и порочного преступника где-то глубоко внутри есть искра порядочности» свидетельствует, видимо, о эволюционном понимании ими природы происхождения человека. Отрадно видеть, что старшеклассники дали более высокий показатель 63,5% согласия с данным высказыванием по сравнению с учителями (на 10% выше), что говорит о некотором отходе от эволюционных позиций и по сути о большей вере в глубинную порядочность человека.

Высказывание 4.

Искусственное прерывание беременности (аборт) невозможно ни по каким причинам.

Таблица 47

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 14,5 16,5 10   41 10,5 12 6,5 31
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 12 17,5 24,5   54 14 17 34 65
7 – затрудняюсь ответить 5 5 4 4

 

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе надо рассматривать как угрозу будущему человечества и как явный признак духовно-нравственной деградации. В 1993 году заведующим кафедрой эмбриологии Биологического факультета Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова, профессором, доктором биологических наук В. А. Голиченковым и профессором кафедры эмбриологии, доктором биологических наук Д. В. Поповым было подписано заключение о том, что с точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивида начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума (., с. 224).

Духовно-нравственный принцип святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместим с «правом» женщины распоряжаться собственным плодом. Развитие медицинской техники, в частности, ультра звуковой диагностики, позволило увидеть во чреве матери будущую жизнь, проследить все стадии ее развития. Все это плюс тот факт, что аборт представляет серьезную угрозу физическому и психическому здоровью матери, должно было бы повлиять на мировоззренческую позицию в этом вопросе. Однако, как мы видим из таблицы 44, большинство (54% старшеклассников и 65% учителей) выражают принципиальное несогласие с позицией, что искусственное прерывание беременности (аборт) невозможно ни по каким причинам. Нравственно ориентированный выбор с учетом особых ситуаций, например, того, что существует прямая угроза жизни женщины при продолжении беременности, мог быть дан в ответе «согласен частично», но все-таки в принципе согласен, что аборт зло.

Интересно отметить, что в данном вопросе позиция старшеклассников нравственно выше позиции учителей.

Высказывание 5.

Нет таких жизненных ситуаций, при которых нецензурную лексику (мат) можно одобрить.

Таблица 48

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 19 14,5 9   42,5 45,5 14 9,5 69
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 13,5 20,5 18,5   52,5 8 13,5 7,5 29
7 – затрудняюсь ответить 5 5 2 2

 

С духовно-нравственных позиций мат, сквернословие, нецензурная лексика – это не просто слова, это настрой души, из которого исходят дела. Сквернословие имеет прямое отношение к миру зла, поэтому чаще всего оно слышится среди пьяниц, хулиганов преступников. В настоящее время мат настолько глубоко вошел в жизнь огромного числа людей, что они уже матом не ругаются, а разговаривают на матерном языке. К этому языку настолько привыкли и настолько стали терпимы, что даже перестали его замечать. Нетерпимость к мату как раз и заключается в предложенном высказывании: «Нет таких жизненных ситуаций, при которых нецензурную лексику (мат) можно одобрить». Видим, что более половины старшеклассников 52,5% и достаточно большой процент учителей 29%, т.е. почти каждый третий из учителей, не соглашается с данным высказыванием, другими словами, допускает существование ситуаций оправдывающих использование мата.

В укладе жизни дореволюционных православных предков мат рассматривался как вызов добру, нарушение заповедей Божиих и благочестивых общественных устоев. Духовный смысл матерных слов – богохульство: кто матерится, тот бесчестит и Бога, и Пресвятую Богородицу, и свою родную мать. Матом человек отделяет себя от Бога, душа оказывается засоренной, оскверненной.

Разница в мнениях старшеклассников и учителей значительна, особенно по числу полностью согласных (19% и 45,5%) и полностью несогласных (18,5% и 7,5%) с данным высказыванием.

Высказывание 6.

Искусственное оплодотворение и клонирование (искусственное получение и выращивание зародыша) совершенно не приемлемые для человека научные открытия.

Таблица 49

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 14,5 12 7,5   34 27 15 6,5 48,5
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 11,5 20 28,5   60 9,5 15 15 39,5
7 – затрудняюсь ответить 6 6 12 12

 

Данное высказывание показывает отношение старшеклассников и учителей к проблемам биоэтики. Биомедицинские технологии активно вторгаются в жизнь современного человека и нуждаются в нравственном осмыслении и оценке. По сути искусственное оплодотворение и клонирование есть попытка людей поставить себя на место Творца, по своему произволу изменяя и «улучшая» природу человека, что при бесконтрольности применения этих технологий может привести к непредсказуемым духовно-нравственным и социальным последствиям. Аборт и искусственное оплодотворение в совокупности способствуют тому, что в сознании человека постепенно вырабатывается отношение к зарождающейся жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям, в удобное для себя время, с заранее запланированными свойствами и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. В этом заложено противоречие с устоями многовековой христианской культуры: ребенок – дар Божий, и пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, не считались нравственно оправданными. В социальной концепции Русской Православной Церкви записано: «если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание» (208, с.143).

Полученные ответы на высказывание 6 (искусственное оплодотворение и клонирование оказались приемлемы для 60% старшеклассников и почти 40% учителей) можно трактовать как результативность идеологии так называемых репродуктивных прав, которая широко пропагандируется на национальном и международном уровнях. Через средства массовой информации, через содержание таких учебных программ как «Основы планирования семьи и здорового образа жизни», «Половое воспитание школьников», через рекламную деятельность различных фирм под лозунгом «Любовь – да, семья – может быть, дети – нет» провоцируется раннее начало половой жизни, частая смена половых партнеров, отношение к половой жизни как к средству развлечения. По состоянию репродуктивного здоровья населения имеем следующую статистику. В 2001 году было учтено 1 миллион 857 тысяч абортов, абортами заканчивается 61% беременностей (36, с.4) – это с одной стороны, а с другой стороны – рост первичного бесплодия (главные причины которого ранее начало половой жизни и беспорядочные половые связи) за последние 7 лет увеличился на 20-30% и бесплодными являются до 17% браков в России (36, с.7-8). Вот и получается, что сначала молодым ребенок не нужен, делается аборт, затем захотелось иметь ребенка, а не получается. Следовательно, искусственное оплодотворение не такое уж и плохое, даже хорошее научное открытие.

Высказывание 7.

Смерть – это переход души в другой мир, продолжение ее жизни в вечности.

Таблица 50

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 27,5 21 14,5   63 35,5 10,5 14 60
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 6 4 9   19 4,5 2 8 14,5
7 – затрудняюсь ответить 18 18 25,5 25,5

 

Высказывание принято примерно одинаковым процентом старшеклассников и учителей. Примечательно, что 25,5% учителей (каждый четвертый) не смогли определиться в ответе, хотя понимание того, что есть смерть, имеет принципиальное значение для педагогики. Как пишет В.В.Зеньковский (59, с.132) «воспитание направлено на конкретную личность, судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть. Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти. Эсхатологическая тема встает перед каждой личностью, как ее тема – и только в этом свете открывается нам вся глубина, вся сложность проблем жизни. Если воспитание должно затронуть самое существенное и глубокое в человеке, оно не может лишь в порядке риторики касаться проблемы креста, конечной судьбы человека».

Высказывание 8.

Не все религии одинаково хороши спасительны.

Таблица 51

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 35,5 17,5 10   63 45 12 9 66
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 4,5 6 9   19,5 5,5 3 5,5 14
7 – затрудняюсь ответить 17,5 17,55 20 20

 

Религия (от лат. religio – благочестие, благоговение, святость, богослужение; или religare – связывать, соединять; или reeligare – воссоединять) согласно наиболее распространенному представлению означает соединение или воссоединение со сверхъестественными «Высшими Силами» и благоговейное Им поклонение. За эти Высшие Силы в разных религиях принимается разное: Бог, боги, Космический разум, Абсолют и т.д. Каждая конкретная религия говорит о том, что представляет собой Высшая Сила, которой человек должен поклоняться, и каков должен быть путь для соединения с Ней. Другими словами, каждая религия предлагает учение и практическое руководство, ведущие человека к соединению с некоторым вполне конкретным (для этой религии) божеством и поклонение ему. Поэтому при рассмотрении каждой конкретной религии особую важность имеет проблема ее истинности, затрагивающая не только догматическое основание, на котором она построена, но и всю ею сущность, а именно, является ли на самом деле данная религия Откровением Всевышнего, происхождение от которого положено в основу ее догматики, или нет. Если религия в действительности является Откровением Всевышнего, то она истинна, и тогда она действительно ведет к соединению с Ним и поклонению Ему. Если же религия не является Откровением Всевышнего, а кем-то придумана, то она ложна и ведет к ложному соединению и поклонению, т.е. к идолопоклонству (2, с. 3-5). Исходя из этого, конечно, не все религии одинаково хороши спасительны.

Более того, в настоящее время значительную опасность для жизни и здоровья наших граждан представляют различные нетрадиционные религиозные объединения о чем в адрес органов управления образованием субъектов Российской Федерации направлено информационное письмо № 549/28-16 от 12.07.2000. Остро встает вопрос о духовно-психической безопасности личности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов, потребностей и видов деятельности человека от влияния деструктивных духовных и психологических факторов (17, с. 5-12). Под этим углом зрения показатели по высказыванию 8 вызывают тревогу, поскольку не согласные в высказыванием, что не все религии одинокого хороши и спасительны (19,5% старшеклассников и 14% учителей), и не определившиеся (17,5% старшеклассников и 20% учителей) составляют группу риска по попаданию в духовно-психическую зависимость со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для личности.

Высказывание 9.

Не замышляй ничего, что может повредить другому, даже если это тебе выгодно.

Таблица 52

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 29,5 28 17   74,5 80 8,5 6,5 95
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 8 11 4   23 1 1,5 0,5 3
7 – затрудняюсь ответить 2,5 2,5 2 2

 

 

Высказывание 10.

Человек не имеет права лишить себя жизни (совершить самоубийство) ни при каких условиях.

Таблица 53

Варианты ответов

Старшеклассники

Учителя

1 – согласен полностью 2 – согласен частично 3 – скорее согласен, чем не согласен 33,5 18,5 10   62 59 13,5 10 82,5
4 – скорее не согласен, чем согласен 5 – не согласен частично 6 – не согласен полностью 8,5 13 13,5   35 4 5 4 13
7 – затрудняюсь ответить 3 3 4,5 4,5

 

В последнее время во многих странах мира отмечается рост числа самоубийств. По статистике в развитых странах среди причин смертности взрослого населения самоубийство занимает одно из первых мест, среди причин смерти детей, подростков и молодежи – первое. По неполным данным Всемирной организации здравоохранения в мире совершается ежегодно более 500 тысяч самоубийств и примерно 7 миллионов попыток. Самый высокий уровень самоубийств (суицида) в экономически развитых странах с так называемыми «усложненными» межличност-ными отношениями: в Венгрии – 73 случая в год на 100 тыс. населения, Финляндии – 56, Дании – 45, Австрии – 43, Великобритании – 16, Греции – 8. В России в 70 - 80-х годах этот показатель в среднем составлял 23-29 случаев на 100 тыс. населения. Однако жизненные трудности последних десятилетий привели, можно сказать, к эпидемии самоубийств. Об этом свидетельствует динамика роста коэффициента самоубийств по годам: в 1990 году коэффициент равен 43,9; в 1991 году – 44,5; в 1993 году – 66,2; в 1994 году – 74,1. С 1992 года Российская Федерация занимает второе место в мире по числу самоубийств. Несомненно, это индикатор серьезного неблагополучия в обществе и в социально-экономическом, и духовном плане. Самоубийство должно рассматриваться как частная проблема личности. Это проблема нашей цивилизации, современной культуры, проблема педагогически запущенных, никому ненужных, оставленных без должного внимания детей и подростков; это проблема распущенности, душевной и духовной пустоты, равнодушия, нежелания понимать друг друга, обособленность личности. Самоубийцы – это люди, теряющие душевную гармонию и решившие обрести ее путем саморазрушения (224, с.5-7).

Актуальность профилактики суицида среди детей и подростков стала настолько явной, что была отмечена в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» №01-130/07-01 от 20.09.2004. Самоубийство, суицид - это умышленное (намеренное) лишение себя жизни. Не считается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемые, дети до 5 лет). С этой точки зрения посмотрим на результаты ответа старшеклассников и учителей по высказыванию: «Человек не имеет права лишить себя жизни (совершить самоубийство) ни при каких условиях».

Полностью согласились с высказыванием о том, что человек не имеет права лишить себя жизни (совершить самоубийство) ни при каких условиях, лишь каждый третий старшеклассник - 33,5% и 59% учителей (!). Все остальные ответы (от ответа «Согласен частично» до ответа «Полностью не согласен», «Затрудняюсь ответить»), с нашей точки зрения, характеризуют разную степень допустимости суицида в сознании старшеклассников и учителей: значит есть условия, обстоятельства при которых человек может намеренно лишить себя жизни. С таким реально существующим положением педагогу, естественно, мириться нельзя.

Каждый индивидуальный суицидальный акт имеет свои истоки, мотивы, может объясняться социально-психологической дезадаптацией личности, депривацией, фрустрацией, психическими отклонениями и т.п. Однако общим является потеря высшего смысла жизни и ее обесценивание. Поэтому многие исследователи психолого-педагогических причин суицидального поведения подчеркивают исключительную роль воспитания в формировании жизненных смыслов, осознанных жизненных программ, совмещающих общественные и личные интересы.

На уровень самоубийств влияет историко-культурологический фактор, а именно, насколько та или иная культура предполагает, подсказывает суицид как возможное «решение» кризисной ситуации. В этом плане надо сказать, что христианский и мусульманский миры категорически отвергают право человека на самоубийство, что было зафиксировано в религиозном и светском законодательстве. В Православной традиции настолько четко определялось отношение к самоубийцам, что за этот самый тяжкий грех (поскольку уже невозможно было покаяние), они не отпевались в церкви и хоронились за пределами кладбища. Вероятно, это существенно повлияло на тот факт, что в дореволюционной России уровень самоубийств был значительно, чем в странах Европы (224, с. 43). Это дает основание сделать вывод, что в российской православно ориентированной культуре нет положительно мотивированного отношения к самоубийству, а, значит, возвращение к истокам этой культуры может стать действенным профилактическим средством. Педагогическая задача заключается в том, чтобы формировать у обучаемых представление о том, что самоубийство уничтожает только тело человека, но не бессмертную индивидуальную его душу. Освобождая себя посредством самоубийства от временных страданий, он через это самое подвергает себя величайшим страданиям в жизни будущей, в жизни вечной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.033 с.)