Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дома я забиралась под стол, со свисающей почти до пола скатертью, и читала
Знакомые на слух сказки. Загадочные крючки и загогулинки оживали, начина- ли звучать, - какое чудо! Теперь можно было переходить и к незнакомым книгам. Самое яркое воспоминание – сижу под столом и читаю сказку. Книга - собственность моей подруги Веры, и я смертельно боюсь, что она сама захочет ее почитать (поэтому и сижу под столом). Обнаружив меня там, Вера спрашивает: «Интересная книжка?» - И я произношу первую в моей жизни ложь: «Не очень!» В моей семье ложь считалась самым страшным грехом и за нее жестоко наказывали, но страх, что подруга заинтересуется книгой, пересилил муки совести. Когда все уходили, я шла к манящему книжному шкафу. Если бы родители Знали о моей тайне, шкаф, наверняка, закрывали бы на ключ – там было много книг неподходящих для четырехлетней читательницы. Мне повезло – на самой нижней полке стоял соблазнительный толстый том – Шекспир в роскошном издании. Какие там были «картинки» - красавицы Оливия и Титания, зловещие ведьмы у кипящего котла, кораблекрушения! Я прочла Шекспира от корки до корки. Сюжеты пьес я поняла. Ведь Шекспир ставил свои пьесы на открытой сцене для всех желающих – от полуграмотных стариков до малых детей. Тонкости понимала только избранная публика. Легко представить, какая ересь воцарилась в голове малолетней читательницы. Гамлета я презирала. Вместо того, чтобы пронзить кинжалом злодея-отчима, Подло убившего его отца, он затевает какую-то дурацкую пьесу. Зря старался великолепный призрак, так трогательно все ему рассказавший! Вдобавок, Гамлет еще говорит гадости любящей его Офелии и доводит ее до безумия и самоубийства. Короля Лира я ненавидела, как и всю пьесу - столько там было отвратительных, жестоких людей. Мне, конечно, нравились пьесы-сказки с хорошим концом. Я не зря так подробно пишу о своем детском восприятии книг. Мне кажется, Что сейчас многие пожилые издатели забыли о том времени, когда они были детьми, а молодые выросли на книгах, смакующих жестокости и издевательство, воспевающих ловких бессердечных людей. Но возвращаюсь к своей биографии. В 1924 году наша семья переехала в Ленинград, и мой отец стал заведующим Первой Опытной школы, которая помещалась в здании бывшего Нахимовского училища. В жилом корпусе этого здания мы и поселились.
В Ленинграде нельзя было, как в тихой Вологде, одной бегать по улицам. Моим домом стал школьный двор. Все здание казалось мне волшебным: бело-голубое, с корабликом на крыше, Оно словно стремилось взмыть в небо. И двор этого волшебного замка был подстать ему - высоченные стены с узорчатыми воротами на набережную Невы, а в одной из стен крошечная, наглухо заколоченная калиточка, за которой, по моему глубокому убеждению, должен был находиться «Таинственный сад», (была тогда в моде книжка с таким названием). Заглянуть в него, через стену было невозможно – садовая лестница доходила до половины стены. На таком фоне сами собой возникали пьесы. Актеров было двое – я и моя подруга, (тоже Вера, как в Вологде), но полная ее противоположность. Вера – дочь школьной уборщицы - знала изнанку жизни досконально. Стоило послушать ее диалог с сестрой, профессию которой она называла со всей определенностью. И эта самая Вера охотно вошла в мир моих рыцарей и принцесс. Я была автором, режиссером, костюмером и декоратором. Пьесы были мешаниной из прочитанного, услышанного, увиденного и нафантазированного. Я честно делила поровну «хорошие» и «плохие» роли. Мы были и добрыми волшебницами, и ведьмами. Приходилось играть и мужские роли. Так мой первый кумир – Шекспир снова вошел в мою жизнь, только «переворотно» - ведь у него мужчины играли женские роли. Сыновья школьного кочегара, бывшие старше нас, становились, неведомо для себя, то злодеями, то верными рыцарями, а то и драконами. В жизни они были рыцарями – никогда не обижали нас, малявок. Только в играх (лапта, «штандарт», прятки) они не делали нам снисхождения. Нас с Верой выручали быстрые ноги, ловкое увертывание от мяча, знание разных тайных уголков и, допустимые в игре, маленькие хитрости. Дворовые законы были просты: не скули, не ябедничай, не жульничай, не «задавайся». Думаю, что они были не хуже многих других законов. Первое мое знакомство с народным творчеством звучало так: «Ябеда-беда, тараканья еда. Тараканы съели, все околели». Запомнилось на всю жизнь.
А вечером, когда кончались школьные занятия, здание пустело и начинались иные приключения, где я была уже не автором, а действующим лицом. Мы с Верой пробирались в заброшенную часть «замка», где был склад загадочных вещей, оставшихся от Училища. Особенно таинственными казались подвал и чердак. Там были настоящие препятствия – люки, поперечные балки, - и воображаемые - призраки или скрывающиеся от правосудия преступники. Фонариков у нас не было – шли на ощупь. Кое-где в подвальные или чердачные окошечки проникал слабый свет уличного фонаря. Родители привыкли к моим длительным отлучкам, а я утверждалась в мысли, что я никому дома не нужна и только мешаю. Не могу сказать, чтобы я очень страдала от этого – у меня были друзья – настоящие и вымышленные. Я не боялась возвращаться домой поздно вечером, по пустынной набережной. Зимой в воротах дома мелькали тени парней с «финками» - петроградская сторона билась с выборгской на льду Невы. Думаю, что финские ножи, очень острые, употреблялись больше для запугивания. Однажды, когда мне было лет десять, ко мне, у самого входа в дом (наш вход был с набережной), подошел парень, помахивая «финкой», а чей-то голос из подворотни крикнул: «не трожь, это своя!» Я ничуть не испугалась, я и чувствовала себя «своей» среди, как тогда говорили, шпаны. Моим воспитанием никто не занимался, и для этого были у родителей основания, о которых я узнала много позже. Кроме книг я так же беззаветно любила природу – на лужайке или в лесу я не чувствовала себя лишней. Когда я ложилась летом на землю, в лесу или на лужайке, я чувствовала себя такой сильной и счастливой, как никогда на людях. И я в детстве не знала, что такое страх. Я залезала на дерево до самой макушки и там «читала» книги, которые знала наизусть, или вышивала что-нибудь для подарка, чтобы сделать сюрприз маме или тете. Естественно, что я ни за что не держалась – ведь руки были заняты. Я не знала страха высоты. Во сне я очень долго летала и потом удивлялась, что, проснувшись, не могу
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.007 с.) |