Праксические (рабочие) состояния человека в труде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праксические (рабочие) состояния человека в труде



Понятие «состояние» человека в труде используется чаще всего для обозначения реакции организма на те или иные воздействия рабочей (профессиональной) среды, при выполнении им своих профессиональных обязанностей и направленных на дости­жение результата деятельности. В отечественной эргономике наряду с понятием рабочего или функционального состояния используется тождественное им понятие праксического состояния. К праксическим относят состояния функциональ­ного комфорта, психического утомления, психического напряже­ния, отсутствия мотивации, эмоционального стресса, монотонии, тревожности, индифферентности. Дифференцируются эти состояния по тем признакам, которые их вызывают. К ним относятся: наличие (или отсутствие) цели деятельности; средств достижения этой цели; очевидность результата (А.И. Юрьев). По- сути, все перечисленные состояния- негативны, за исключением состояния «функционального комфорта», когда есть цель, средства для ее достижения и возможность предвидения результата работы. Все остальные состояния – неблагоприятны (в той или иной степени). Праксические состояния достаточно хорошо изучены и представлены в научной и практической литературе по эргономике. Приведем в качестве примера, сославшись на С.Ф. Сергеева, две группы функциональных психических состояний, негативно влияющих на деятельность человека — «стресс и утом­ление». Разные уровни стресса отражены в понятиях психической напряжённости, эмоциональной напряжённости, реакции тревоги.

Под «утомлением» понимают временное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки, которое обратимо и естественно для человека, после отдыха состояние утомления проходит и человек вновь готов к работе. Вы­деляют физическое и умственное утомление, острое и хроничес­кое, мышечное, сенсорное, интеллектуальное и т.п.

Понятие стресса хорошо представлено в психологической литературе, начиная с работ Г. Селье, и продолженных в работах наших современников, и соотечественников, в частности, в работах Л. Китаева- Смыка («Психология стресса»). Автор изучал стресс, возникающий на этапе подготовке космонавтов к полетам. Стресс рассматривают на трех уровнях: физиологическом, психологическом и по­веденческом.  

Понятие физиологического стресса (по Г. Селье) рассматривается с позиций общего адаптационного синдрома организма, проявляющегося в виде неспецифической (не зависящей от вида стимулов) реакции организма человека на неблагоприятные внешние воздействия.

Психический стресс возникает при действии стрессогенных факторов, к которым относятся неблагоприятные факторы деятельности, неподготовленность (необученность) работников, неправильно подобранная профессия; когда человек находится «не на своем месте», неблагоприятный социально- психологический климат и многое другое. Все переживается работником как источник диском­форта. Все эти многочисленные переменные, вызывающие у человека дискомфорт и приводящие к состоянию психического стресса, разделяют на две большие группы (по В.Д. Небылицину): внешние и внутренние факто­ры (цит. по С.Ф. Сергееву). К внешним факторам относят:

— вид воздействия, его содержательные специфические особенности;

— продолжительность воздействия неблагоприятного фактора и его интенсивность;

—трудность (сложность) работы или достижения цели;

— дефицит информации или вероятность неопределённости возможных исходов;

— ограниченность времени достижения цели;

— физические, микроклиматические, гигиенические и други­ми внешними факторами деятельности, препятствующими ее эффективному выполнению.

К внутренним стрессогенным факторам относят:

— субъективное значение воздействий (возможно его переоценка);

— особенности предшествующего опыта деятельности в анало­гичных условиях;

— уровень развития специфической и неспецифической адапта­ции, здоровья, выносливости, тренированности, степени разви­тия навыков и умений действовать в данных условиях;

— особенности человека — индивидуальная выносливость и ди­апазон функциональных возможностей отдельных систем;

— степень готовности к деятельности в данных условиях;

— отношение к деятельности, мотивы и степень стремления к достижению цели, волевые качества личности.

Психический стресс отрицательно сказывается на психологических функциях и процессах работников, изменяя вни­мание, память, мышление, психомоторику.

Практический аспект изучения функциональных состояний состоит в решении вопросов обеспечения деятельности человека в широ­ком диапазоне действующих на него факторов окружающей среды.

Оптимизация функциональных состояний в инженерной психоло­гии, психологии труда и эргономике осуществляется путём:

— рационализации процесса труда (внедрение оптимальных темпа и алгоритмов деятельности);

— усовершенствования орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека;

— рациональной организации и оптимизации рабочих мест и производственной среды;

— оптимизации режимов труда и отдыха;

— нормализации условий работы;

— создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышения материальной и моральной заинтересо­ванности работников, формирования дисциплины труда (цит. по С.Ф. Сергееву).                                                    

 

Инженерная психология: основные термины и понятия

Как было отмечено ранее, инженерная психология сформировалась у нас в стране в конце 50-х годов прошлого столетия и ее создание неразрывно связано с именем Б.Ф. Ломова, который определил инженерную психологию, как отрасль науки, изучающую психоло­гические особенности человека при его взаимодействии со сложными техническими системами (СЧМ) и направлена на повышение эффективности функционирования таких систем. Инженерная психология изучает такие сложные системы, как блочные щиты атомных электростанций, летательные аппараты, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, космические аппараты и др. В таких системах человек является одним, нередко, главным звеном системы «человек- техника». Итак, возникает система «субъект труда — предмет труда — средства труда — среда»; в литературе используются также аналоги подобных понятий: система «человек — машина», система «человек — машина — среда», «социотехническая система» и пр. В науках о труде такого рода системы принято обозначать как эргатические системы (от греч. «эрго» — работа).

 

Задачи инженерной психологии

Основными задачами инженерной психологии являются следующие:

— разработка принципов, методов и средств профессиональной подготовки операторов; подбор работников, обладающих необходимым уровнем индиви­дуально-психологических, личностных и профессионально важных качеств для работы в сложных системах управления;

-  проведение анализа задач, решаемых человеком в СЧМ, изучение структуры и класси­фикации различных видов деятельности операторов различных типов систем управления. Распределение функций между человеком и техникой в системе «человек- техника»;

- изучение процессов переработки информации человеком- оператором на различных этапах деятельности: приём и переработка информации, принятие решения, реализация управляющих воздействий;

- исследование групповой (совместной) деятельности операторов, процес­сов общения, взаимодействия, обмена информацией;

- организация рабочего пространства и рабочего места операторов в системах «человек- машина»; 

- изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность оператора. Оценка праксических (рабочих) состояний человека- оператора;

- изучение влияния психологических факторов на эффектив­ность систем «человек — машина».

- инженерно-психологическое сопровождение проектирования и оценки систем «человек — машина»; конструирование техники и организация управления техноло­гическим процессом.

Решать, поставленные задачи, инженерная психология сможет только в том случае, если будут изучены и проанализированы психологические закономернос­ти трудовой деятельности человека в системах управления и контроля. Это достаточно сложная задача, стоящая перед психологами, профессиональная направленность которых- гуманитарная. Вместе с тем, для успешной деятельности в своей профессиональной сфере психологам необходимо научиться разрабатывать психологичес­кие основы проектирования и создания новой техники с учё­том тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек — машина».

Отличительными признаками сложной системы «человек — машина» является то, что в такой сис­теме человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не непосредственно, а опосредованно, используя органы управления и получая информацию о параметрах, работающей системы, от средств отображения информации (приборов).

Следует отметить, что вышеназванные задачи инженерной психологии объединяются в два основные прикладные направления: сис­темотехническое и эксплуатационное.

Системотехническое направление включает те задачи, которые стоят перед инженерной психологией на этапе проектирования и разработки систем управления, к таким задачам относятся:

— комплексное проектирование деятельности оператора и ис­пользуемых им технических средств;

— создание информационных моделей, реализуемых на различ­ных устройствах отображения информации и органах управления;

— реализация алгоритмов и анализ действий, исключающих ошибки и аварийные ситуации;

— выработка требований к человеку- оператору на этапе проектирования системы- его профессиональной пригод­ности, обученности, содержанию, предстоящих тренировочных упражнений;

— определение соответствия содержания деятельности возмож­ностям человека-оператора.

Эксплуатационное направление:

— анализ поведения и работоспособности операторов в различ­ных режимах работы;

— психологическое сопровождение научной организации труда операторов;

— разработка методов и средств контроля психофизиологичес­кого состояния операторов;

— вопросы групповой психологии, профессиональной подготов­ки операторов и т.д.

Таким образом, в рамках системотехнического направления решаются задачи проектирования и разработки как технических систем, так и проектирование деятельности человека оператора, его возможностей, способностей и др. Эксплуатационное направление решает традиционные для практической психологии задачи: профессиональный психологический отбор персонала, обучение, развитие, повышение квалификации, социально-психологические вопросы, комплектование групп и бригад, оценка рабочих состояний, работоспособности, анализ ошибочных действий и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.234.18 (0.012 с.)