Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Праксические (рабочие) состояния человека в труде
Понятие «состояние» человека в труде используется чаще всего для обозначения реакции организма на те или иные воздействия рабочей (профессиональной) среды, при выполнении им своих профессиональных обязанностей и направленных на достижение результата деятельности. В отечественной эргономике наряду с понятием рабочего или функционального состояния используется тождественное им понятие праксического состояния. К праксическим относят состояния функционального комфорта, психического утомления, психического напряжения, отсутствия мотивации, эмоционального стресса, монотонии, тревожности, индифферентности. Дифференцируются эти состояния по тем признакам, которые их вызывают. К ним относятся: наличие (или отсутствие) цели деятельности; средств достижения этой цели; очевидность результата (А.И. Юрьев). По- сути, все перечисленные состояния- негативны, за исключением состояния «функционального комфорта», когда есть цель, средства для ее достижения и возможность предвидения результата работы. Все остальные состояния – неблагоприятны (в той или иной степени). Праксические состояния достаточно хорошо изучены и представлены в научной и практической литературе по эргономике. Приведем в качестве примера, сославшись на С.Ф. Сергеева, две группы функциональных психических состояний, негативно влияющих на деятельность человека — «стресс и утомление». Разные уровни стресса отражены в понятиях психической напряжённости, эмоциональной напряжённости, реакции тревоги. Под «утомлением» понимают временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, которое обратимо и естественно для человека, после отдыха состояние утомления проходит и человек вновь готов к работе. Выделяют физическое и умственное утомление, острое и хроническое, мышечное, сенсорное, интеллектуальное и т.п. Понятие стресса хорошо представлено в психологической литературе, начиная с работ Г. Селье, и продолженных в работах наших современников, и соотечественников, в частности, в работах Л. Китаева- Смыка («Психология стресса»). Автор изучал стресс, возникающий на этапе подготовке космонавтов к полетам. Стресс рассматривают на трех уровнях: физиологическом, психологическом и поведенческом.
Понятие физиологического стресса (по Г. Селье) рассматривается с позиций общего адаптационного синдрома организма, проявляющегося в виде неспецифической (не зависящей от вида стимулов) реакции организма человека на неблагоприятные внешние воздействия. Психический стресс возникает при действии стрессогенных факторов, к которым относятся неблагоприятные факторы деятельности, неподготовленность (необученность) работников, неправильно подобранная профессия; когда человек находится «не на своем месте», неблагоприятный социально- психологический климат и многое другое. Все переживается работником как источник дискомфорта. Все эти многочисленные переменные, вызывающие у человека дискомфорт и приводящие к состоянию психического стресса, разделяют на две большие группы (по В.Д. Небылицину): внешние и внутренние факторы (цит. по С.Ф. Сергееву). К внешним факторам относят: — вид воздействия, его содержательные специфические особенности; — продолжительность воздействия неблагоприятного фактора и его интенсивность; —трудность (сложность) работы или достижения цели; — дефицит информации или вероятность неопределённости возможных исходов; — ограниченность времени достижения цели; — физические, микроклиматические, гигиенические и другими внешними факторами деятельности, препятствующими ее эффективному выполнению. К внутренним стрессогенным факторам относят: — субъективное значение воздействий (возможно его переоценка); — особенности предшествующего опыта деятельности в аналогичных условиях; — уровень развития специфической и неспецифической адаптации, здоровья, выносливости, тренированности, степени развития навыков и умений действовать в данных условиях; — особенности человека — индивидуальная выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем; — степень готовности к деятельности в данных условиях; — отношение к деятельности, мотивы и степень стремления к достижению цели, волевые качества личности. Психический стресс отрицательно сказывается на психологических функциях и процессах работников, изменяя внимание, память, мышление, психомоторику.
Практический аспект изучения функциональных состояний состоит в решении вопросов обеспечения деятельности человека в широком диапазоне действующих на него факторов окружающей среды. Оптимизация функциональных состояний в инженерной психологии, психологии труда и эргономике осуществляется путём: — рационализации процесса труда (внедрение оптимальных темпа и алгоритмов деятельности); — усовершенствования орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека; — рациональной организации и оптимизации рабочих мест и производственной среды; — оптимизации режимов труда и отдыха; — нормализации условий работы; — создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышения материальной и моральной заинтересованности работников, формирования дисциплины труда (цит. по С.Ф. Сергееву).
Инженерная психология: основные термины и понятия Как было отмечено ранее, инженерная психология сформировалась у нас в стране в конце 50-х годов прошлого столетия и ее создание неразрывно связано с именем Б.Ф. Ломова, который определил инженерную психологию, как отрасль науки, изучающую психологические особенности человека при его взаимодействии со сложными техническими системами (СЧМ) и направлена на повышение эффективности функционирования таких систем. Инженерная психология изучает такие сложные системы, как блочные щиты атомных электростанций, летательные аппараты, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, космические аппараты и др. В таких системах человек является одним, нередко, главным звеном системы «человек- техника». Итак, возникает система «субъект труда — предмет труда — средства труда — среда»; в литературе используются также аналоги подобных понятий: система «человек — машина», система «человек — машина — среда», «социотехническая система» и пр. В науках о труде такого рода системы принято обозначать как эргатические системы (от греч. «эрго» — работа).
Задачи инженерной психологии Основными задачами инженерной психологии являются следующие: — разработка принципов, методов и средств профессиональной подготовки операторов; подбор работников, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических, личностных и профессионально важных качеств для работы в сложных системах управления; - проведение анализа задач, решаемых человеком в СЧМ, изучение структуры и классификации различных видов деятельности операторов различных типов систем управления. Распределение функций между человеком и техникой в системе «человек- техника»; - изучение процессов переработки информации человеком- оператором на различных этапах деятельности: приём и переработка информации, принятие решения, реализация управляющих воздействий; - исследование групповой (совместной) деятельности операторов, процессов общения, взаимодействия, обмена информацией; - организация рабочего пространства и рабочего места операторов в системах «человек- машина»; - изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность оператора. Оценка праксических (рабочих) состояний человека- оператора;
- изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек — машина». - инженерно-психологическое сопровождение проектирования и оценки систем «человек — машина»; конструирование техники и организация управления технологическим процессом. Решать, поставленные задачи, инженерная психология сможет только в том случае, если будут изучены и проанализированы психологические закономерности трудовой деятельности человека в системах управления и контроля. Это достаточно сложная задача, стоящая перед психологами, профессиональная направленность которых- гуманитарная. Вместе с тем, для успешной деятельности в своей профессиональной сфере психологам необходимо научиться разрабатывать психологические основы проектирования и создания новой техники с учётом тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек — машина». Отличительными признаками сложной системы «человек — машина» является то, что в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не непосредственно, а опосредованно, используя органы управления и получая информацию о параметрах, работающей системы, от средств отображения информации (приборов). Следует отметить, что вышеназванные задачи инженерной психологии объединяются в два основные прикладные направления: системотехническое и эксплуатационное. Системотехническое направление включает те задачи, которые стоят перед инженерной психологией на этапе проектирования и разработки систем управления, к таким задачам относятся: — комплексное проектирование деятельности оператора и используемых им технических средств; — создание информационных моделей, реализуемых на различных устройствах отображения информации и органах управления; — реализация алгоритмов и анализ действий, исключающих ошибки и аварийные ситуации; — выработка требований к человеку- оператору на этапе проектирования системы- его профессиональной пригодности, обученности, содержанию, предстоящих тренировочных упражнений; — определение соответствия содержания деятельности возможностям человека-оператора. Эксплуатационное направление: — анализ поведения и работоспособности операторов в различных режимах работы; — психологическое сопровождение научной организации труда операторов; — разработка методов и средств контроля психофизиологического состояния операторов; — вопросы групповой психологии, профессиональной подготовки операторов и т.д. Таким образом, в рамках системотехнического направления решаются задачи проектирования и разработки как технических систем, так и проектирование деятельности человека оператора, его возможностей, способностей и др. Эксплуатационное направление решает традиционные для практической психологии задачи: профессиональный психологический отбор персонала, обучение, развитие, повышение квалификации, социально-психологические вопросы, комплектование групп и бригад, оценка рабочих состояний, работоспособности, анализ ошибочных действий и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.234.18 (0.012 с.) |