Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осознанность профессионального выбора как фактор, препятствующий профессиональной деформации личности
Проблема профессионального выбора была и остается актуальной всегда, когда человеку приходится принимать решение о том, куда пойти учиться или где найти работу. Работа обеспечивает людей не только средствами к существованию, но и чем-то еще. Если человек находит работу, соответствующую его интересам, способностям, темпераменту, склонностям, чувствует себя счастливым, понимая, какое удовлетворение приносит работа, результатами которой он может гордиться. Это, по сути, и является тем дополнительным вознаграждением, которое человек получает за свою работу и которое иногда важнее материального благополучия. Работа является фактором, обеспечивающим психологическую и финансовую стабильность людей, повышающим их самооценку и чувство собственного достоинства, удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Работа помогает человеку проявить свою индивидуальность и обрести социальный статус. овладеть новыми навыками и научиться чему-то новому, позволяющему решать трудные жизненные задачи, позволяет накапливать позитивный социальный опыт, учит общаться с другими людьми и формировать «социальный» капитал. В процессе общения с другими людьми человек приобретает друзей, нередко на всю жизнь, перенимает у них практический (жизненный) опыт, который пригодится ему в последующем. Все это возможно в том случае, если человек правильно выбрал профессию и «профессиональную» среду, если он адекватно оценил свой потенциал и возможности, нашел себя в профессии. Вместе с тем следует отметить, что профессиональный выбор не всегда может быть удачным и тогда работа нередко бывает утомительной, однообразной, а, возможно, и вредной для здоровья. В ряде профессий деятельность людей сопряжена с реальной физической опасностью: спасатели, пожарные, военные, водолазы, шахтеры, летчики, космонавты и др. Во многих профессиях («мирных») неизбежен стресс, напряженность, волнения, неудовлетворенность (руководители, продавцы, учителя, медицинский персонал и др.). Неудовлетворенность работой проявляется в том, что человек начинает испытывать сложности при выполнении служебных обязанностей, не видит своего развития в профессии, не складываются отношения с руководством и коллегами, он становится раздражительным, с плохим настроением, «выплескивает» свое раздражение на других людей, в том числе на окружающих, соседей, домочадцев, друзей.
Результаты многочисленных исследований в области психологии труда и организационной психологии доказали, что физическое и эмоциональное здоровье работников чаще всего определяются факторами профессиональной деятельности и прежде всего – стрессом (точнее – дистрессом) на рабочем месте. Условием профессионального и физического долголетия является - удовлетворенность работой. Люди, состоявшиеся в профессии, довольные своим служебным статусом, живут дольше тех, кто не удовлетворен своей работой. Для предотвращения неблагоприятных ситуаций и состояний людей, которые на этапе выбора профессии допустили ошибки, предпочли профессию по тем или иным случайным признакам, испытывают постоянный дискомфорт, неудовлетворенность, стремятся найти для себя что-то новое, им необходима помощь специалиста (психолога) на самых ранних стадиях профессионального самоопределения. Эти люди, нередко, меняют профессию, осознав, что они сделали неправильный выбор и пришли не туда, куда хотелось бы. В литературе немало примеров неадекватного профессионального выбора, когда оптанты с гуманитарной направленностью личности и соответствующими способностями выбирают профессии технического профиля или профессии типа «человек – знаковая система» (по классификации профессий Е.А.Климова). Как правило, такие ошибки возможны, когда оптант, выбирая профессию, не ориентируется на содержание и характер будущей деятельности. Он (или они) предпочитает профессии: престижные, высокооплачиваемые, либо с красивой специальной одеждой (форма летчиков, военных, полицейских, стюардесс и др.). Ошибки выбора профессии могут происходить под влиянием авторитетных лиц, например, родителей, учителей, друзей, знакомых, родственников. Случается, и так, что оптант выбирает ближайшее к месту проживания учебное заведение, чтобы не тратить время на дорогу. Ошибки профессионального выбора проявляются, к сожалению, запоздало, когда оптант уже выбрал учебное заведение, начинает там учиться и осознает, что эти занятия ему «не по душе», не нравится содержание изучаемых учебных дисциплин, либо он испытывает затруднения при их усвоении, практические занятия также не приносят удовлетворения. Возникают проблемы с успеваемостью, пропускаются занятия и в итоге возможно отчисление из учебного заведения. Человек вновь находится на пороге профессионального выбора.
Как предотвратить такую ситуацию? Следует сказать, что оптанту самостоятельно, либо с помощью родственников (родителей) сложно определиться с правильным выбором профессии, так как многие переменные, обусловливающие этот выбор не доступны людям, не имеющим специального образования. Речь идет, прежде всего, о знаниях в сфере профориентации, «законах» профессионального выбора, профессионально важных качествах и профессиональной пригодности. Для адекватного выбора профессии надо ориентироваться на три составляющие: «хочу», «могу» и «надо». Что означает в данном случае «хочу»? Это интересы оптанта, которые он высказывает при выборе профессии, когда говорит, что я хочу быть врачом, космонавтом, педагогом, менеджером, военным, полицейским и др. Нередко, свои высказывания о желаемой профессии он формулирует вслед за родителями или другими авторитетными для него лицами. Иногда оптанты и их родители находятся в растерянности и не могут сказать, кем же хочет стать молодой человек (или девушка), заканчивающие школу и стоящие перед необходимостью профессионального выбора. Самостоятельно выйти из этого «тупика», избежав потерь, им вряд ли удастся, необходима помощь специалиста. В чем эта помощь будет состоять? Прежде всего, специалист (практический психолог) может определить какими возможностями оптант обладает: личностные особенности, познавательные процессы, характер, темперамент, способности. В такой ситуации специалист поможет установить вторую составляющую профессионального выбора – «могу». Если оптанту хотелось бы работать с людьми, например, в сфере обслуживания, но он относится к интровертированному типу, то в последующем у него возникнут сложности при необходимости интенсивного общения с людьми.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.98.120 (0.006 с.) |