Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запись беседы посла СССР при союзных правительствах в лондоне с председателем национального Комитета свободной Франции
6 июня 1942 г. Нанес визит де Голлю по его просьбе. Де Голль начал с того, что, как обычно, он хочет пожаловаться на свои трудности с “англосаксами” 17. По имеющимся у него сведениям, между американцами и англичанами уже состоялось соглашение о занятии американцами Дакара, а англичанами района реки Нигер. Эти сообщения идут к нему из Африки от его консулов и других представителей. Недавно он обратился к английскому правительству с просьбой о предоставлении ему возможности поехать в Африку к французским войскам. Идеи весьма любезно сказал ему, что в ближайшее время предвидится несколько совещаний в Лондоне о втором фронте31, и поэтому его присутствие в Лондоне является необходимым. В самолете отказали. Де Голль считает, что этот отказ, сделанный хотя бы и в такой любезной форме, связан с авантюрами, затеваемыми в Дакаре и в районе реки Нигер. Как и с Мадагаскаром, так и в этих операциях ни американцы, ни англичане не предупреждают об этих операциях де Голля и не собираются пригласить его принять участие в этих операциях. Он считает это прямым проявлениям американского империализма, претендующего на роль руководителя и 94 верховного покровителя европейских государств. При этом он дал мне информацию агентства Рейтер о речи секретаря “Комитета американских друзей” Кларенса Пикета в Филадельфии *, который утверждает, что, подобно тому как Германия навязывает оккупированным и полузависимым странам желательный ей состав правительства, так и США должны будут вмешаться после этой войны в вопрос о составе европейских правительств. Разумеется, США будут настаивать на демократических кандидатурах. Чтобы быть более убедительным, де Голль передал мне напечатанную на ротаторе записку с информацией о международной политике какого-то англо-иностранного Комитета по информации. В этой записке американский империализм показан довольно выразительно **. Прочитав мне этот отрывок, де Голль сказал, что считает такую точку зрения правильной, и добавил, что среди людей, составляющих подобные информации, есть люди, связанные с английским Форин оффисом. Во всяком случае, сказал де Голль, американцы хотят захватить Дакар, а англичане район реки Нигер. С военной точки зрения это вполне понятно. США и Англия потеряли свои колонии на Дальнем Востоке и хотят компенсации в Африке, но нельзя же это делать, игнорируя Францию, которой принадлежат эти колонии? Я спросил де Голля, предполагает ли он в данном случае согласование этих вопросов с правительством Виши3? Де Голль сказал, что наверняка нет. Это чисто американская авантюра. В Дакаре следует ожидать больших сражений между американцами и французами. В результате этих сражений Дакар может быть и достанется американцам как военная база, но политически от этого выиграют Петэн, Лаваль и немцы. Петэн все время говорит, что де Голль — это английский агент, продающий Францию англичанам. Де Голль сказал: “Вы сами видите, что я только и делаю, что сражаюсь с Англией, которая хочет, чтобы я был послушным орудием в ее руках, в то время как я хочу видеть Францию независимой, великой державой. Если американцы возьмут Дакар, а англичане Нигер, то народ во Франции скажет: де Голль не защищает Францию — он продал ее англичанам. Он не мешает им грабить Французскую империю”.
Очень твердо де Голль сказал, что такое положение для него нетерпимо и в случае, если американцы и англичане пойдут на такой несогласованный с ним захват французских колоний, то он публично откажется от всякого сотрудничества с Англией. “Это моя последняя карта! Я не могу ждать!” * См. прил. I к док. ** См. прил. II к док. 95 Сказал ему, что вполне понимаю трудность его положения, и напомнил ему, что Советское правительство обещало ему поддержку как руководителю движения, опирающегося на все антигитлеровские, антифашистские силы Франции. Одновременно сказал ему, что правительство СССР не только ведет почти в одиночку эту войну, но и проявляет исключительную инициативу в организации всех сил, могущих ускорить победу. В числе этих сил на Западе мы хотели бы видеть не только СТА и Англию, но и Францию, которую хотим видеть восстановленной во всем ее блеске и величии. Де Голль с горечью заметил, что Англия и США, готовя высадку войск во Франции, игнорируют его и что недавно он^аже имел инцидент по этому поводу. На завтраке с двумя английскими журналистами он развил свой план совместной атаки на Германию английских, французских и американских сил. Один из этих журналистов попытался напечатать статью на эту тему, но де Голль сам изъял ее и заявил, что не хочет ее печатать.
В конце беседы де Голль спросил меня в гипотетической форме: “В случае моего окончательного разрыва с американцами и англичанами примет ли меня и моих людей, мои войска правительство СССР на свою территорию? Конечно, это последний шаг. Англичане не дают мне даже одного самолета с командой в пять человек, а у меня здесь 15 тысяч человек, и в их числе 5 тысяч моряков, военных и гражданских лиц”. Я ответил, что это серьезный вопрос и я доложу его своему правительству. Де Голль сказал, что “вам как великой державе уместна и необходима осторожность, а мне в такой обстановке нельзя ждать”. Я сказал де Голлю, что через несколько дней сообщу ему ответ, и одновременно просил его не спешить с крайними решениями. А. Богомолов Печат. по арх, ПРИЛОЖЕНИЕ I Агентство Рейтер сообщает из Филадельфии, что секретарь “Комитета американских друзей” Кларенс Пикет в речи, обращенной к выпускному классу центральной школы Комитета, заявил, что армия США готовит офицерский корпус для “восстановления и осуществления руководства гражданскими правительственными органами в странах Европы по мере того, как они будут освобождаться”. 60 офицеров уже изучают проблемы администрации в Южном университете. Ожидают, что разрушение всех гражданских правительственных органов в этих странах будет настолько полным, что для американской армии будет необходимо привезти с собой опытный персонал для руководства ими. Интересно отметить, что, поступая таким образом, мы следуем образцу, так эффективно использованному немцами. Через несколько часов после захвата Парижа там появился новый мэр, обученный и подготовленный в Берлине, но говорящий отлично по-французски. Но в то время как нацисты обучают свои кадры в деспотическом духе, жестокости, убийств и репрессий, США обучают своп кадры с целью установления демократических правительств, основанных на свободе личности. Печат. по арх. ПРИЛОЖЕНИЕ II Американский империализм принимает многочисленные и разнообразные формы. Некоторые из его представителей мыслят терминами господства США над Западным полушарием. Они призывают к прямой сдаче Великобританией ее американских владений, особенно тех, на которых были организованы американские базы. Другие являются экономическими империалистами, желающими, чтобы США установили образ жизни для всего мира, контролировали и управляли его ресурсами и торговлей. Они доказывают, что поражение гитлеровского “нового порядка” потребует введения альтернативного порядка. В противном случае Европа и Азия разложатся в хаосе социальной революции. Этот альтернативный новый порядок должен быть установлен, по их мнению, Соединенными Штатами. Печат. по арх. 44. Письмо представителя Национального комитета Свободной Франции в СССР народному комиссару иностранных дел СССР 15 июня 1942 г. Во время беседы, которую Молотов имел в Лондоне с генералом де Голлем *, Богомолов внес предложение, чтобы мы сами составили по поводу этой беседы проект коммюнике, который он передаст в Москву для согласования.
Морис Дежаы, национальный комиссар иностранных дел, вручил позавчера утром Богомолову текст, который тот должен был довести до сведения Советского правительства и который я имею честь сообщить ниже Вашему Превосходительству: * См. док. № 42.
“Во время своего пребывания в Лондоне народный комиссар иностранных дел Молотов беседовал в присутствии посла СССР Богомолова с генералом де Голлем, председателем Французского национального комитета, и с национальным комиссаром иностранных дел Морисом Дежаном. Во время этой беседы, протекавшей в атмосфере особенной сердечности, Молотов подтвердил желание Советского правительства видеть Францию свободной и способной вновь занять в Европе и в мире свое место великой державы. Молотов подчеркнул роль Французского национального комитета в растущем сопротивлении французского народа и в утверждении прав французского народа на победу путем его участия в общей борьбе. Генерал де Голль воздал должное героизму и мужеству Советской Армии и народа так же, как и важной роли, которую играет в войне Союз Советских Социалистических Республик под руководством его великого вождя Сталина. Он выразил благодарность Молотову за понимание и поддержку, которую Национальный комитет встречает со стороны правительства СССР. Он подчеркнул огромное значение союза советского и французского народов в общем усилии наций, объединившихся для победы и для будущей организации мира”. Французский национальный комитет был бы весьма признателен Советскому правительству, если бы оно соблаговолило опубликовать как можно скорее вышеприведенный текст после внесения всех изменений, которые оно найдет необходимым сделать. Я имею честь просить также Ваше Превосходительство соблаговолить уведомить меня как можно скорее о решении, которое Ваше правительство примет по этому поводу. Я отправляюсь завтра утром самолетом в Москву, где рассчитываю пробыть два или три дня и буду находиться в отеле “Националы). Благоволите принять, господин комиссар, выражение моего очень высокого уважения. Р. Гарро Печат. по арх. 45. Из телеграммы посла СССР при союзных правительствах в Лондоне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 15 июня 1942 г. ...Дежан посетил меня сегодня и прежде всего сказал, что де Голль в последней беседе со мной невольно преувеличил свои разногласия с английским правительством и зря поставил вопрос о переезде французов в СССР *,
Дежан сообщил также, что Национальный комитет начал переговоры с англичанами о статусе Комитета. Прежде всего французы не хотят быть Движением свободных французов и не хотят, чтобы их называли “Франс либр”. Кроме свободных французов в Лондоне имеются свободные немцы, австрийцы, венгры, румыны, датчане и др. Некоторые из них признаны, другие нет. Де Голль считает неправильным, чтобы Комитет был в таком же положении. Не считая своевременным ставить перед англичанами вопрос о признании Национального комитета правительством, де Голль предложил англичанам согласиться со следующими двумя формулами: 1. “Франс Комбатант” (Сражающаяся Франция) — это совокупность французских территорий и граждан, которые не признают капитуляции и которые, где бы они ни находились, способствуют имеющимися в их распоряжении средствами освобождению Франции в результате общей победы союзников”. Эта формула характеризует все движение в целом и, по выражению Дежана, является переходной формулой. Это больше, чем Движение свободных французов, но еще не “правительство Франции”. 2. “Французский национальный комитет — руководящий орган Сражающейся Франции, который лишь один имеет право организовывать участие французов в войне и представлять при союзниках французские интересы, особенно в той мере, в какой эти интересы затрагиваются ведением войны”. Последняя формула уточняет положение Национального комитета как юридического лица, способного защищать французские интересы перед великими державами. Дежан просил меня передать эти две формулы Советскому правительству с просьбой принять их. [...] А. Богомолов Печат. по изд.: Советско-французские отношения..,, с. 82—83. 46. Из записи беседы заместителя народного комиссара иностран ных дел СССР с представителем Национального комитета Свободной Франции в СССР 23 июня 1942 г. Сегодня в 16 часов принял по его просьбе представителя Французского национального комитета Гарро. Гарро прщнел ко мне справиться, имеется ли решение по вопросу об опубликовании коммюнике о беседе народного комиссара иностранных дел СССР с председателем Французского национального комитета в Лондоне *.
Я сказал Гарро, что только что получил ответ по интересующему его вопросу: текст коммюнике, представленный Гарро от имени Французского национального комитета, не встречает возражений со стороны правительства СССР. Но мы хотим внести л жить одно изменение — во втором абзаце вместо слов “видеть Францию свободной и способной вновь занять в Европе и в мире свое место великой державы” сказать: “...видеть Францию свободной и способной вновь занять в Европе и в мире свое место великой демократической антигитлеровской державы”. Если Гарро согласен с этой оговоркой, то я передам о его согласии моему правительству и затем дополнительно сообщу ему дату опубликования коммюнике, с тем чтобы Гарро смог уведомить об этом Французский национальный комитет.
Гарро сказал, что он совершенно согласен с внесением указанных мной двух слов; в то же время он хотел бы, чтобы в заголовке коммюнике было сказано не просто “с генералом де Голлем”, а “с председателем Французского национального комитета генералом де Голлем”. Гарро заявил, что он не видит необходимости в согласовании этого изменения с Национальным комитетом. Я согласился с предложенной Гарро поправкой. Гарро поблагодарил меня и заметил, что Французский национальный комитет и весь французский народ примут с большим удовлетворением и с большой радостью это коммюнике. Затем Гарро обратился ко мне по вопросу о приезде французских летчиков в СССР. Гарро специально ездил в Москву, с тем чтобы встретиться с генерал-майором Панфиловым в связи с этим вопросом. Генерал-майор Панфилов разъяснил Гарро, что вопрос о приезде группы французских летчиков в принципе разрешен положительно, реализация же его задерживается по причинам технического порядка. Гарро, по его словам, был заверен Панфиловым в том, что эти трудности в самом ближайшем времени будут устранены. Сославшись на выраженное наркомом в беседе с генералом де Голлем желание Советского правительства вести совместную борьбу силами Красной Армии и вооруженных сил Свободной Франции против гитлеровской Германии, Гарро сказал, что это желание дает возможность надеяться на скорое и благоприятное решение вопроса о приезде в СССР французских летчиков. Касаясь вопроса о дивизии, Гарро сказал, что Французский национальный комитет вынужден временно задержать эту дивизию в Ливии, до улучшения положения на Ближнем Востоке. По словам Гарро, эта дивизия, участвуя в обороне одного пункта в Ливии, понесла большие потери в людях — почти половина дивизии погибла в боях. Это обстоятельство делает невозможным ранее предполагавшееся прибытие в СССР французской дивизии 25. 100 *,. Я сказал Гарро, что вопрос о приезде французских летчиков для участия в операциях на советско-германском фронте решен положительно и что возникшие некоторые технические трудности будут устранены. Что касается дивизии, то я выразил Гарро сочувствие по поводу понесенных дивизией потерь. Далее Гарро вновь вернулся к вопросу об освобождении французских граждан, интернированных на территории СССР27. Я обещал заняться данным вопросом и просил представить список всех интернированных французов. Гарро обещал тотчас же это сделать. [...] А. Вышинский Печат. по изд.: Советско-французские отношения.,., с. S3—85. 47. Коммюнике о беседе народного комиссара иностранных дел СССР с председателем Национального комитета Свободной Франции 24 июня 1942 г. * Во время своего пребывания в Лондоне народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов беседовал в присутствии посла СССР А. Е. Богомолова с председателем Французского национального комитета генералом де Голлем и с национальным комиссаром по иностранным делам г-ном Морисом Дежаном **. Во время этой беседы, протекавшей в атмосфере особенной сердечности, В. М. Молотов подтвердил желание Советского правительства видеть Францию свободной и способной вновь занять в Европе и в мире свое место великой демократической антигитлеровской державы. В. М. Молотов подчеркнул роль Французского национального комитета в растущем сопротивлении французского парода и в утверждении прав французского народа на победу путем его участия в общей борьбе. Генерал де Голль воздал должное героизму и мужеству советских армий и парода, так же как и важной роли, которую играет в войне Союз Советских Социалистических Республик под руководством его великого вождя И. В. Сталина. Он принес благодарность В. М. Молотову за понимание и поддержку, которую Национальный комитет встречает со стороны правительства СССР. Он подчеркнул огромное значение союза советского и французского народов в общем усилии наций, объединенных для победы, и в будущей организации мира. Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 85. ...... * Дата опубликования. ** См. док. № 42. 101 48. Телеграмма поела СССР при союзных правительствах в Лондоне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 29 июня 1942 г. Встречался сегодня с Дежаном. Он говорит, что де Голль и все его сторонники весьма довольны коммюнике *. МИД Великобритании принял коммюнике без особого удовольствия. Д.ежан объяснил в английском МИД, что в текст коммюнике были внесены изменения, и просил у англичан разрешения отпечатать это коммюнике миллионным тиражом, с тем чтобы распространить его во Франции. Ответа он пока не получил. Дежан говорил, что коммюнике уже оказало свое положительное влияние; так, например, де Голлю уже дано обещание, что Дакар не будет занят без предварительного согласования с ним этого вопроса. С Мадагаскаром дела идут плохо: англичане не хотят приступить на деле к организации на острове деголлевской администрации. А. Богомолов Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 86. 49. Телеграмма посла СССР при союзных правительствах в Лондоне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 1 июля 1942 0. На концерте, устроенном Национальным комитетом, беседовал вчера с Дежаном. Он говорит, что после опубликования советско-французского коммюнике ** американцы предложили, хотя пока еще неофициально, признать де Голля и дали свою формулу при-нпания, которая несколько отличается от предложенной французами нам и англичанам. Англичане хотят исправить эту формулу. Я спросил Дежана, не может ли он дать мне текст американских и английских предложений. Он удовлетворил мою просьбу. Дежан подтверждает слухи о том, что англичане хотели бы послать де Голля в Египет в роли главнокомандующего. А. Богомолов Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 86, 50. Телеграмма посла СССР при союзных правительствах в Лондоне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 11 июля 1942 г. Дежан во время беседы сообщил мне, что после трехнедельных переговоров с США Национальный комитет получил от правительства США формулу признания им де Голля. Суть формулы сводится к следующему: Правительство Соединенных Штатов констатирует, что Французский национальный комитет подчиняет всю свою деятельность победоносному исходу войны и что он предпринимает активные военные меры, с тем чтобы сохранить французские территории для французского народа. Правительство Соединенных Штатов признает усилия Национального комитета в деле поддержания традиционного духа Франции и ее институтов. Оно считает генерала де Голля и Национальный комитет символом французского сопротивления державам оси и готово оказать ему всяческую возможную военную помощь. Правительство США, в согласии с Национальным комитетом и с британским правительством, считает, что судьба и политическая организация Франции должны быть определены в конечном счете французским народом, когда он сможет свободно выразить свою волю. Правительство США понимает необходимость координации усилий Национального комитета с усилиями Соединенных Штатов в вопросах ведения войны и признает преимущества обсуждения всех этих вопросов в Лондоне череь посредство Французского национального комитета. Одним из существенных пунктов политики США является распространение на свободные французские силы закона о передаче взаймы или в аренду вооружения на условиях, указанных в письме президента к администрации по осуществлению закона о передаче взаймы или в аренду вооружения от 11 ноября 1941 г.32. Правительство США готово назначить своих представителей в Лондон для консультации с Французским национальным комитетом. Вышеизложенное не является дословным переводом документа, направленного американцами де Голлю, но передает довольно точно содержание американского предложения. Де Голль принял это предложение США *. Англичане прислали де Голлю свои поправки к французской формуле признания.
Английские предложения, так же как и американские, проникнуты одной мыслью — признать де Голля как “символ”, но не как правительство. Сообщаю исправленные англичанами формулировки. Первая формулировка: Сражающаяся Франция Это совокупность французских граждан, где бы они ни находились, и французских территорий, которые объединяются для сотрудничества с Объединенными Нациями в войне против общих врагов; и символ сопротивления державам оси всех французских граждан, которые не признают капитуляции и которые, где бы они ни находились, имеющимися в их распоряжении средствами способствуют освобождению Франции посредством совместной победы Объединенных Наций. Примечание. Слова “державам” в английском тексте нет, но без этого слова текст не совсем понятен при переводе. Вторая формулировка: Французский национальный комитет Руководящий орган Сражающейся Франции; организует участие в войне французских граждан и территорий, которые объединяются для сотрудничества с Объединенными Нациями против общих врагов, и представляет их интересы перед правительством Соединенного Королевства. Де Голль пока еще не дал окончательного ответа на английское предложение. Переговоры продолжаются. Французы хотят присоединиться к Декларации Объединенных Наций, подписанной 2 января 1942 г. в Вашингтоне. С этой целью Национальный комитет подготовил письмо американцам с просьбой о включении его в число правительств, подписавших эту декларацию. Дежан говорит, что в связи с планами открытия второго фронта 31 США и Англия хотят улучшить свои отношения с де Голлем и что толчком к улучшению этих отношений явилась поддержка Национального комитета Советским правительством. А. Богомолов Печаг. по изд.: Советско-французские отношения,.., с, 87—88, 51. Запись беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с посланником Чехословакии в СССР и представителем Национального комитета Свободной Франции в СССР 23 июля 1942 г. Сегодня в 18 часов принял чехословацкого посланника Фйрлин-гера и представителя Французского национального комитета Гарро. Фирлингер и Гарро по поручению правительств девяти держав, подписавших декларацию от 13 января 1942 г. относительно наказания гитлеровцев и их соучастников за совершаемые ими преступления *, вручили мне коллективную ноту, адресованную Председателю Совета Народных Комиссаров Союза ССР **. В ноте излагается просьба правительств Бельгии, Греции, Люксембурга, Норвегии, Чехословакии, Голландии, Польши, Югославии и Французского национального комитета сделать от имени Советского правительства торжественное предупреждение немецким оккупантам по поводу совершаемых ими злодеяний. Передавая мне ноту, Фирлингер выразил надежду на то, что обращение правительств девяти держав встретит сочувствие со стороны Советского правительства и будет поддержано им. Он также добавил, что такие же по содержанию ноты были вручены правительствам США и Великобритании, а также и Ватикану. Принимая ноту с приложениями33 от имени правительств девяти держав, я заметил, что этот документ требует тщательного изучения. Я ответил Фирлингеру и Гарро, что не может быть никакого сомнения в том сочувствии, с которым Советское правительство отнесется к выраженным в этой ноте идеям. Я передам ноту моему правительству и по получении соответствующих указаний смогу сообщить Фирлингеру и Гарро официальный ответ. Однако в предварительном порядке должен сказать, что мне лично кажется, что, так как подобного рода вопрос уже был в полном объеме поставлен Советским правительством в нотах народного комиссара иностранных дел СССР о чудовищных зверствах немцев на территории СССР, нет необходимости в каком-либо специальном предупреждении гитлеровского правительства по этому вопросу. Я повторил, что это — мое личное мнение, и обещал немедленно уведомить Фирлингера и Гарро о решении правительства СССР, как только я получу инструкции. Фирлингер и Гарро поблагодарили меня. Затем мы обменялись вестями с фронта. И Фирлингер, и Гарро выразили уверенность, что победа будет за нами, несмотря на все
трудности и временные успехи немцев. На этом беседа окончилась. А. Вышинский ПРИЛОЖЕНИЕ НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВ ЧЕХОСЛОВАКИИ, БЕЛЬГИИ, ГРЕЦИИ, ЛЮКСЕМБУРГА, НОРВЕГИИ, ГОЛЛАНДИИ, ПОЛЬШИ, ЮГОСЛАВИИ И ФРАНЦУЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР * Как известно правительству Союза Советских Социалистических Республик, правительство Бельгии, Французский национальный комитет, правительство Греции, правительство Люксембурга, правительство Норвегии, правительство Голландии, правительство Польши, правительство Чехословакии и правительство Югославии подписали 13 января 1942 г. в Сен-Джеймском дворце в Лондоне Декларацию о наказании за преступления, совершенные во время войны. Эти правительства совместно рассмотрели положение, создавшееся в настоящее время в результате увеличения фактов нарушения международного права и, в частности, актов притеснения и террора на территории, оккупированной врагом Европы. Действительно, эти акты приняли с недавнего времени такие размеры и формы, которые заставляют опасаться, что по мере того, как будет приближаться поражение вражеских стран, оккупационный режим будет приобретать все более варварский и беспощадный характер, могущий привести к истреблению определенной части населения. Как явствует из речи Геббельса, произнесенной им 15 июня 1942 г. в Берлине, Германия уничтожила мосты, которые связывали ее с миром. Если это так, то напрасно было бы рассчитывать только на воздействие общественного мнения. Никакое чувство ответственности не будет более сдерживать деяний захватчиков. Вот почему вышеуказанные правительства придерживаются мнения, что только решительные меры со стороны союзников могут еще оказать свое предупреждающее действие. В этих условиях, стремясь избавить, насколько возможно, население захваченных территорий от еще более ужасных испытаний, чем те, которые оно с таким страданием уже перенесло, и веря в чувство солидарности всех Объединенных Наций перед лицом угрозы, которая является не чем иным, как бесчеловечным средством принудить народы против их воли содействовать военным * Настоящая нота даты не имеет; передана 23 июля 1942 г. 106 усилиям противника или заставить их насильно присоединиться к так называемому “новому порядку”, вышеуказанные правительства решили обратиться с призывом к Председателю Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, с тем чтобы он сделал торжественное предупреждение виновникам злодеяний. В ряде нот г-н Молотов, народный комиссар иностранных дел, сообщил об ужасных страданиях, которые героически переносит советский народ на захваченных территориях. Солидарность Объединенных Наций закалилась в испытаниях. Она должна утвердиться в наказании виновных за преступления, совершенные во время войны. Поэтому вышеуказанные правительства питают надежду, что предупреждение, о котором они просят, будет носить такой характер, который заставит врагов понять, что воля и могущество Советского Союза будут гарантировать значимость этого предупреждения. Ряд имевших недавно место фактов, которые послужили причиной настоящего обращения, изложены в приложении. Стороны, подписавшие межсоюзническую декларацию от 13 января 1942 г., осмеливаются надеяться, что советский народ охотно пойдет в настоящих условиях на акт, преследующий цель спасения многочисленных невинных жизней. К О M M Ю H И К Е ФРАНЦУЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА С октября месяца 1941 г. Германия начала применять во Франции свои обычные методы насилия. Эта позиция обращает на себя внимание в тем большей степени, что она касается страны, к которой правительство Германии должно было бы проявить более бережное отношение, принимая во внимание политику сотрудничества, официально провозглашенную в Берлине и в Виши. В настоящий момент не представляется возможным установить число французов, явившихся жертвами этих методов насилия. Среди методов насилия, применяемых немцами, можно указать: 1. Массовые казни заложников. После первой казни заложников, имевшей место в Нанте в октябре 1941 г., по всей оккупированной территории Франции распространилась практика казни от пятидесяти до ста французов — заложников за каждого убитого немца. 2. Насильственное сопровождение французскими граждански ми лицами германских военных поездов. После случая, происшедшего возле Казна с одним германским поездом, груженным воору- 107 жением, было решено, что впредь французские гражданские лица будут силой помещаться в каждый германский поезд. Так, тридцать гражданских лиц погибли, когда один поезд сошел с рельсов возле Вира, 3. Массовые ссылки. Ссылки, которые производились раньше только в Эльзасе и Лотарингии, получили широкое распространение зимой 1941/42 г. Тысячи лиц, находившихся в заключении в концентрационных лагерях Парижского района, в особенности евреи, были отправлены группами в пятьсот человек в Польшу и оккупированную Россию. 4. Репрессии в отношении членов семей так называемых саботажников. См. прокламацию начальника гестапо оккупированной Франции, переданную через парижское радио 12 июля 1942 г. Ко всем этим мероприятиям следует, несомненно, добавить заключение без суда в концентрационные лагеря некоторых категорий лиц, в частности евреев и иностранцев, а также широкое применение германского антисемитского законодательства: ограничение времени, в которое евреи могут появляться на улицах, обязательное ношение звезды Давида и т. д.34 жде чем ему скажут, какого рода операции будут предприняты. По словам де Голля, он подготовил службу разведки в тылу у Гитлера (во Франции), взрывы на железных дорогах и другие диверсии. Если англичане пойдут всерьез на второй фронт, то он пустит в ход все эти силы. Сейчас он прилагает усилия к тому, чтобы раскачать англичан, которые предпочитают ввязаться в бой, когда будет гарантирована победа, но боятся рисковать, не будучи уверены в успехе. Де Голль рассказывал, что он пробовал убеждать Черчилля в том, что даже в случае победы немцев на Западе в борьбе с англичанами он окажет СССР такую помощь, которая обеспечит победу. Это, конечно, было малоутешительным для Черчилля, и поэтому он добавил, что если Германия победит СССР и Англия не окажет СССР помощь, то народ Англии не простит этого своему правительству, если СССР победит Германию без помощи Англии, то народ не простит правительству и такой политики. А. Богомолов Печат, по арх. Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 89 — 92. 52. Телеграмма посла СССР при союзных правительствах в Лондоне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 24 июля 1942 s. Встречался с де Голлем. Он говорил, что в настоящее время он больше занят тем, чтобы подтолкнуть Черчилля к открытию второго фронта31. Недавно он беседовал с американцами — Маршаллом и Кингом. Оба за скорейшее открытие второго фронта, но англичане упорствуют. Черчилль хотел открыть второй фронт путем высадки небольших и малочисленных десантов в Бельгии и во Франции с расчетом на их обратную эвакуацию. Для этой цели велись подготовительные работы. После поездки Черчилля в Вашингтон, где от него требовали серьезного открытия второго фронта, а не простой демонстрации, Черчилль отложил открытие второго фронта на 1943 год и подготовительные работы к высадкам небольших соединений были задержаны. В настоящее время опять подготавливаются какие-то операции, но возможно мелкие, во Франции. Черчилль хотел знать мнение де Голля по поводу его участия во втором фронте. Де Голль сказал, что он не хочет зря рисковать своими силами во Франции в случае демонстрации и поэтому не может дать ответа Черчиллю по поводу его личного участия во втором фронте, пре- 108 53. Письмо председателя Национального комитета Свободной Франции послу СССР при союзных правительствах в Лондоне 25 июля 1942 г. При сем препровождаю вам ноту, касающуюся участия французских вооруженных сил в операциях второго фронта в Западной Европе 31. Ш. де Голлъ ПРИЛОЖЕНИЕ НОТА ОБ УЧАСТИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СРАЖАЮЩЕЙСЯ ФРАНЦИИ В ОТКРЫТИИ ТЕАТРА ОПЕРАЦИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 21 июля 1942 г. В случае, если бы союзники открыли боевой фронт на Западе Европы, французская помощь приобрела бы, конечно, большое значение при условии ее подготовки и руководства ею. Генерал де Голль и Французский национальный комитет исполнены решимости обеспечить эту помощь в возможно более Широких пределах. Они могут заняться подготовкой этой помощи Уже сейчас и руководить ею по мере ее развития. 109 Однако генерал де Голль и Национальный комитет знают, какие трудности представляет оказание этой помощи и с каким риском она связана для французского народа в том положении, в'котором он находится. Противник, который будет бороться за свое существование в битве на Западе, и Виши 3, которое рухнуло бы тотчас же после отхода немецких армий, попытаются всеми средствами подавить восстание. Такое положение вещей налагает на генерала де Голля и на Французский национальный комитет особенно тяжелую ответственность по отношению к своей стране. Они готовы взять на себя эту ответственность в общих интересах, но со своей стороны союзники не могут уклониться от некоторых условий.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.224 (0.123 с.) |